Результаты работы российский сотовых операторов во II кв. 2013 г.

По результатам отчетности крупнейших российских операторов II кв. 2013 года можно сделать вывод, что российский рынок сотовой связи близок к насыщению. При этом, доля выручки от голосовых услуг остается доминирующей у всех игроков, хотя сегмент передачи данных растет на десятки процентов в год. В то же время, сотовым операторам все еще удается обеспечить рост потребления голосовых услуг главным образом за счет введения выгодных внутрисетевых тарифов («Супер МТС», «Переходи на Ноль» от «МегаФон», «Мир Билайн»). Что является ключевым средством борьбы с высоким оттоком абонентской базы, который свидетельствует сегодня о начале борьбы за чужих абонентов. В этом плане наилучшими позициями обладает Tele2, имеющий внушительный опыт запуска в регионах со сформировавшимся рынком, в наихудшей – «ВымпелКом», техническое развитие сетей которого сегодня уже сильно отстает от конкурентов, и «Ростелеком», лишь в 2013 году начавший активное строительство сетей 3G.

Если обратить внимание на анализ финансовой отчетности крупнейших российских сотовых операторов (МТС, «МегаФон», «ВымпелКом», Tele2 Russia, «Ростелеком»), то обращает внимание продолжающийся рост выручки от предоставления голосовых услуг. У всех российских операторов за год выручка по этому направлению выросла на 5-6 %, - несмотря на мировой негативный отраслевой тренд и высокое проникновение услуг сотовой связи в стране (уже более 150 %). При этом, видно, что наибольшая часть выручки «большой тройки» до сих пор приходится на голосовые услуги (у МТС – около 76 %, у «МегаФон» - около 87 %, у «ВымпелКом» - около 83 %), в то время как у «Ростелекома», напротив, в силу исторических причин, - наименьшая (13 %). С другой стороны, хотя на рынке сохраняются высокие темпы роста выручки игроков от передачи данных, сегмент все еще не занимает критической доли в общей выручке компаний (наибольший показатель у «МегаФон» с 16 %), хотя и быстро растет.

Вторым наиболее растущим сегментом выручки игроков является продажа оборудования и аксессуаров, - у «МегаФон» он вырос год к году на 68 %, у «ВымпелКом» - на 47,7 %, - что объяснимо расширением сети операторских салонов, увеличением продаж смартфонов и различными партнерскими ко-брендинговыми программами. Снижение выручки на 10,3 % в этом сегменте у МТС объясняется затратами оператора на вывод самой крупной серии бюджетных брендированых смартфонов и телефонов, а также на их продвижение. Однако результаты работы МТС не прошли даром, - сегодня проникновение смартфонов на сети оператора составляет рекордные для российского рынка 28 %, как следствие, - оказалась выше, чем у конкурентов и динамика роста выручки от передачи данных (40 %, год к году).

Стоит сказать также пару слов о капитальных затратах (CAPEX), - пусть никого не вводит в заблуждение 18 % «ВымпелКома», - наибольший показатель доли выручки, потраченной на инвестиции в инфраструктуру среди игроков на рынке. Оператор сегодня очень сильно отстает по развертыванию сетей 3G от конкурентов, сеть LTE была запущена лишь в пределах Садового кольца в Москве, а качество связи в его сети уже стало притчей во языцех. Так, по данным на конец 2012 года, МТС располагал 31,5 тыс. БС 3G, у «МегаФон» их было 28 тыс., в то время как у «Билайн» - 18,6 тыс. БС. За этот год «ВымпелКом» намерен наверстать разрыв с конкурентами и отчетность за II кв. 2013 года по части капитальных затрат это подтверждает. В то же время, нельзя не отметить того факта, что на сотовых операторов «большой тройки» (МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом») сегодня приходится более 97 % всех базовых станций в России, - это данные «Роскомнадзора» на апрель 2013 г. Из 192,5 тыс. БС (совокупно 2G и 3G) на оставшихся игроков, и прежде всего, - крупнейших после «большой тройки» Tele2 Russia и «Ростелеком», - приходится лишь 6,4 тыс. базовых станций (!). См. более подробно соответствующий аналитический материал рубрики «Сотовая связь» от 27 марта 2013 г.).

И если в случае с Tele2 Russia это объясняется моделью дискаунтера, просто обязывающей экономить на всем, в том числе и на инфраструктуре, а также ограниченным количеством регионов операционной деятельности, то в случае с «Ростелеком», это выглядит пока явно недостаточным, чтобы называть себя одним из членов российской «большой четверки». В этом плане нужно рассматривать запуск сетей 3G «Ростелекомом» в 21 российском регионе не как заметное достижение, а лишь  качестве начала долгого пути. Даже если компании удастся реализовать масштабный план строительства около 6 тыс. БС 3G в 2013 году (что сомнительно), «Ростелеком» еще долгое время будет оставаться в роли догоняющего, а впереди – уже начавшаяся гонка по запуску в регионах сетей нового поколения – LTE (более подробно см. соответствующий материал рубрики «Ростелеком» от 04 декабря 2012 г. ).

 


Финансовые показатели крупнейших российских сотовых операторов во II кв. 2013 г. относительно II кв. 2012 г. (YoY)

Что касается операционных показателей, то здесь следует обратить внимание на замедление роста абонентской базы, - у «большой четверки» это 2-3 % за год, в то время как у Tele2 Russia 7 %. Рынок сотовой связи в России близок к насыщению, свободных неподключенных абонентов уже практически не осталось, началась борьба за абонентов конкурентов. Пока это очень хорошо получается лишь у Tele2, в то время как у «большой тройки» сохраняется высокая текучесть абонентов. Самый низкий этот показатель у МТС (9,4 % за квартал), который последние два года старательно вычищал абонентскую базу, а самый высокий показатель оттока абонентов у «ВымпелКом» (14 % за квартал), менеджмент которой лишь сейчас осознал ошибочность ставки на агрессивный маркетинг за счет сокращения инвестиций в развитие сети.

В то же время, стоит отметить, что «МегаФон» окончательно укрепился на позиции второго по размеру абонентской базы российского сотового оператора, - его разрыв с «ВымпелКом» сегодня составляет уже 7 млн абонентов. Нельзя сказать, что тенденции зрелого рынка не действуют на «МегаФон», - рост абонентской базы происходит главным образом за счет «железных» абонентов и тарифов на передачу данных, что в свою очередь, обусловлено агрессивным развитием операторов сетей 3G и особенно LTE. Доля таких абонентов с тарифами на передачу данных в сети «МегаФон» сегодня достигла рекордных 35 % или 22,4 млн. Для сравнения, - у того же «ВымпелКом», абонентов мобильного ШПД всего лишь 2,7 млн или в 10 раз меньше, что является наглядным доказательством необходимости скорейших инвестиций «ВымпелКома» в сети 3G. Соответственно, абоненты «МегаФон» потребляют и больше всего трафика, - около 1,25 Гбайт в месяц на среднестатистического абонента.

С другой стороны, тенденция на увеличение объемов потребления голосовых услуг сохраняется у всех сотовых операторов, что не может не радовать в условиях зрелости рынка. Другое дело, что операторы стараются ввести тарифы для стимулирования внутрисетевого общения абонентов. Это повышает показатель MoU (среднее количество минут на абонента в месяц), который, в свою очередь, тянет за собой повышение потребления SMS, услуг передачи данных и других операторских сервисов, что положительным образом сказывается на росте среднего счета абонента (ARPU). При этом, именно МТС обладает самым низким среди «большой тройки» показателей APPM (Average Price Per Minute, средняя стоимость минуты), вплотную приблизившись по этому показателю к дискаунтеру Tele2. Возможно, именно поэтому у оператора столь низкая текучесть абонентской базы?



Ключевые операционные показатели крупнейших российских
сотовых операторов во II кв. 2013 г. относительно II кв. 2012 г. (YoY)


Что касается прочих операционных показателей, то следует обратить внимание на развитие операторской розницы. Здесь безоговорочное лидерство принадлежит МТС, который сегодня располагает более 4200 салонами (включая около 1300 франшизы), - это помогает продавать оборудование, в том числе и собственные бюджетные трубки и брендированные смартфоны (как, например, смартфон МТС 970 за 1890 рублей), повышая их проникновение на сети. Это, в свою очередь, помогает увеличивать потребление трафика и различных операторских сервисов в расчете на одного абонента, что позволяет сохранить ARPU в условиях наметившейся стагнации потребления голосовых услуг. Соответственно, «МегаФон» располагает около 1800 салонами, развивая брендированную линейку устройств, также предложив своим абонентам вполне достойный бюджетный смартфон «МегаФон Логин» за 1990 рублей. На у «ВымпелКом» и здесь остается в роли догоняющего – 1200 салонов, запоздалый выпуск бюджетного кобрендиногового смартфона-крохи Samsung Galaxy Pocket Neo за 2990 рублей (включая стоимость предоплаченного тарифного плана на 4 месяца). Отсутствие розницы у «Ростелекома» - без комментариев.




Прочие операционные показатели крупнейших российских
сотовых операторов во II кв. 2013 г. относительно II кв. 2012 г. (YoY)

Таким образом, если подвести краткие итоги по каждому из операторов, то МТС сегодня обладает самым низким среди «большой тройки» показателем абонентского оттока (9,4 % в квартал), что во много связано с большими инвестициями в развитие сетевой инфраструктуры в 2012 году, сохранением сравнимой с Tele2 дешевизной сотовой связи (самый низкий показатель APPM среди «большой тройки»), а также большим вниманием развитию брендированой розницы. В результате, МТС может также похвастаться самым высоким проникновением смартфонов на сети – 28 %, что в условиях повышения значения сегмента передачи данных в структуре выручки, делает его позиции приоритетными.

«МегаФон», в свою очередь, стоит отметить за активное развитие сетей LTE, - после окончательной покупки «Скартел» (бренд Yota) с августе 2013 года, оператор, наконец, получил свободные дополнительные частоты LTE по всей стране. К концу лета «МегаФон» имел сети LTE в 30 регионах страны, где проживает  27 % населения Российской Федерации. Это, а также активное развитие сетей 3G и продвижение соответствующих услуг сделало оператора российским лидером по числу абонентов на тарифах передачи данных, - таких в сети «МегаФон» около 35 % или 22,4 млн. Таким образом, оператор представил еще одну жизнеспособную модель динамичного набора абонентской базы в условиях замедления роста рынка голосовых услуг.

Что касается «ВымпелКом», то оператору предстоит большая работа в 2013-2014 гг., пока он занимает позиции догоняющего по всем направлениям.

Tele2 Russia после смены акционера продолжает развиваться, хотя без частот 3G и отсутствия хоть какой-то определенности с возможностью развития LTE в имеющемся диапазоне 1800 МГц, это развитие уже воспринимается как инерционное.

«Ростелеком» сегодня, запустив сети 3G в 21 российском регионе, также находится в позиции догоняющего, - на этом сказывается и практически полное отсутствие собственной розницы.

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: Билайн, МТС, МегаФон, Tele2, Ростелеком, сотовая связь, смартфоны