Вице-президент по финансам агропромышленного холдинга «Мираторг» Вадим Котенко: «Автоматизация и унификация процессов – необходимое условие роста бизнеса»

Агропромышленный холдинг «Мираторг» - один из ведущих российских производителей и поставщиков мясной продукции на российском рынке. На протяжении всей работы компании информационные технологии играли значительную роль для ее бизнеса, и по мере роста бизнеса они выходят на первый план. С 2005 года функции ERP на предприятии выполняет Microsoft Dynamics Navision. Об истории данного внедрения, современном состоянии и развитии информационной системы АПХ «Мираторг» рассказывает вице-президент по финансам холдинга «Мираторг» Вадим Котенко.

 Вадим, расскажите, пожалуйста, какую роль информационные технологии играют в холдинге «Мираторг»?

 - На протяжении всей работы компании информационные технологии играли значительную роль, и по мере роста бизнеса они выходят на первый план. Мы сейчас запустили новые проекты, крупнейшие в России, а некоторые - крупнейшие в мире. В частности, с запуском проекта по развитию нашей розничной сети вопрос по ИТ-поддержке, по внедрению новых бизнес-приложений, стал первостепенным. Пожалуй, развитие сети собственных магазинов можно назвать сейчас самым сложным по ИТ-направлению с точки зрения комплекса решаемых задач и автоматизируемых бизнес-процессов.


Вице-президент по финансам агропромышленного холдинга «Мираторг» Вадим Котенко
Вице-президент по финансам агропромышленного холдинга «Мираторг» Вадим Котенко



 Когда холдинг начал работать на Microsoft Dynamics Navision, чем был обусловлен выбор именно этой платформы?

 - С системой Microsoft Dynamics Navision «Мираторг» активно начал работать в 2005 году, когда мы запустили в тестовую эксплуатацию несколько небольших складов. Внедрение ERP-системы начиналось с торгового дивизиона, с автоматизации именно торговых процессов. Изначально система была призвана упорядочить товарооборот, создать единые справочники по номенклатуре, по складам и в целом зафиксировать те процессы, которые были в компании в тот момент в торговле. 2005 год ушёл на разработку и тестирование этого функционала, а с 2006 года началось активное внедрение. За 2006 год мы автоматизировали всю дистрибуцию, которая тогда концентрировалась в Москве, Петербурге и Калининграде. Последующее развитие происходило в рамках этой системы.


Производство полуфабрикатов «Мираторг» в Калининградской области
Производство полуфабрикатов «Мираторг» в Калининградской области



В 2007 году мы приняли решение о внедрении финансового модуля – по масштабу и методологии это был один из самых сложных участков внедрения, влияющий в целом на деятельность всей компании. После того как в нашей московской компании мы внедрили все блоки Microsoft Dynamics Navision: дистрибуцию, логистику, торговлю, финансы – мы приняли решение о внедрении системы во все подразделения холдинга, к которому приступили в 2009 году.

За полтора года мы масштабировали систему Microsoft Dynamics Navision на все дивизионы, в том числе был доработан функционал с учётом специфики каждого из них. Так, к примеру, для бизнес-процессов по выращиванию животных, по забою скота сделаны существенные доработки, которые можно назвать уникальными, во всяком случае, для отечественного рынка разработки. Не слышал, чтобы в таком масштабе и в единой системе кто-нибудь их реализовывал.



Мясоперерабатывающее предприятие «Мираторг» в Белгородской области
Мясоперерабатывающее предприятие «Мираторг» в Белгородской области



Наш бизнес вертикально интегрирован, он включает в себя все стадии от производства до дистрибуции. В принципе, каждое из этих направлений можно рассматривать как отдельный бизнес, в мире эти направления, как правило, представляются отдельными компаниями. Мы же занимаемся всем этим в комплексе, и все наши направления работают на единой платформе Microsoft Dynamics Navision.

Если говорить про выбор платформы, то на момент выбора холдинг был существенно меньше и представлял собой совсем другую структуру – было меньше направлений бизнеса. Важным критерием при выборе системы для нас было соотношение цены и качества. Мы понимали, что Navision позволит нам развиваться и закроет наши потребности в стратегической перспективе, но вместе с тем, стоимость развития и поддержки системы будет рентабельной.

 Вы внедряли систему силами внутренней команды или cовместно с партнером по внедрению?

 - Ещё в 2005 году первые внедрения мы делали с помощью внешнего интегратора, который помогал нам учиться внедрять систему. Но мы сразу приняли решение, что при том количестве планируемых разработок, которые уже были видны на тот момент, выгоднее будет иметь собственную команду. Поэтому с 2005 года мы начали её формировать и постоянно обучать. Сейчас у нас, с одной стороны, компактное, с другой – очень эффективное подразделение, которое поддерживает и новые внедрения, и работающих в системе пользователей.

 С какими сложностями вы столкнулись при внедрении системы?

 - Наверное, самая главная сложность всегда – это нехватка квалифицированного персонала на рынке. Мы столкнулись с тем, что потребности бизнеса очень быстро росли, быстро становилось понятным, какие нововведения требуются, чтобы помочь в развитии, управлении. Это приводило к тому, что сначала наспех разрабатывался функционал, а потом его постоянно приходилось дорабатывать. Требовалось действительно большое количество ИТ-специалистов и консультантов, которых было необходимо найти, обучить и интегрировать в компанию. К сожалению, на рынке, и это не только ИТ касается, чувствуется нехватка готовых специалистов. Но с этой сложностью мы справились и продолжаем справляться.

И конечно, при любом внедрении одна из основных сложностей – донести важность этих внедрений, часто революционных. И здесь очень важно грамотно построить процесс внедрения, коммуникацию с бизнес-пользователями, их обучение.

 Какие преимущества дало «Мираторгу» внедрение информационной системы Microsoft Dynamics Navision?

 - Одно из основных преимуществ системы Microsoft Dynamics Navision – гибкость в разработке. Наш персонал самостоятельно и разрабатывает, и поддерживает функционал. И как некий такой финальный результат, по которому можно судить о внедрении – мы одними из первых в сельскохозяйственном секторе создали единое информационное пространство для всех своих направлений на базе ERP-системы. Если бы что-то было сделано некачественно в момент внедрения, то, конечно, таких результатов как сейчас нам бы не удалось регулярно добиваться.

Второе важное преимущество – гибкость в интеграции с другими системами. Приведу пример: почти на каждом нашем производстве работают системы, которые управляют оборудованием. В этих системах также аккумулируется информация, передаваемая в Microsoft Dynamics Navision. Со всеми этими системами удалось ERP-систему интегрировать, многие процессы вследствие этого упростились, были автоматизированы, стали требовать меньшого количества времени и т.д.


Супермаркет компании «Мираторг»
Супермаркет компании «Мираторг»



Также можно отметить то, что является нашим отличительным фактом: для нас крайне важно наладить репликацию, обмен данными между разными серверами. И этот процесс не самый простой. Но в случае с Microsoft Dynamics Navision нам удалось это сделать – сложные процедуры репликации отрабатываются, причем отрабатываются качественно.

 Можете ли вы оценить эффективность от внедрения системы для бизнеса?

 - Цель любого внедрения – сделать бизнес более прозрачным и управляемым. И когда всё приведено к единому формату, есть единые справочники, единые каталоги учёта, единые выходные данные в едином формате, то, конечно, эта цель достигается.

Теперь у нас есть возможность отслеживать производительность и эффективность подразделений, потому что все работают в едином формате, по единой методологии. К примеру, некоторые отчёты система рассылает автоматически, то есть не влияет человеческий фактор. Такая автоматизация повышает оперативность и прозрачность бизнеса, сокращает трудозатраты.



Московский офис компании «Мираторг»
Московский офис компании «Мираторг»



Отдельно хочу сказать про оптимизацию затрат на обработку информации. До внедрения Navision у нас были большие планы по увеличению непроизводственного персонала в связи с планируемым двукратным ростом бизнеса. Внедрение Navision позволило нам пересмотреть их в сторону значительного уменьшения и в итоге успешно реализовать.

 Продолжает ли «Мираторг» сейчас развивать систему?

 - Можно выделить три главных направления развития для нас сегодня. Первое – автоматизация новых бизнесов. Например, сейчас у нас идет проект по птицеводству. Это новый и для нас, и для системы бизнес. Разрабатывается и связанный с этим функционал – производственный и финансовый учёт.

Второе направление – это, в принципе, развитие уже существующего бизнеса. Сейчас мы делаем очень большие доработки по логистике: по заявкам на закупку, по их оплате, по приходу материальных ценностей. То есть мы реализуем сквозную функциональность, которая позволяет сделать прозрачной всю логистику от возникновения потребностей в закупках до использования закупленных материальных ценностей.

Третье направление – это, безусловно, отчётность. Мало данные консолидировать, нужно уметь с ними работать. А чтобы это делать, нужны качественно сделанные, удобные формы отчётности.

Автоматизация всех направлений у нас идут полным ходом. С ростом бизнеса растёт и нагрузка на систему, серьёзно увеличивается количество пользователей. Microsoft Dynamics Navision с нагрузкой справляется. Поэтому в текущем году мы приобрели большой пакет лицензий на работу с системой у ГК «КОРУС Консалтинг» и будем подключать к ERP-системе все наши новые направления.

 

Подробности

Вадим Котенко

После окончания в 1998 году Калининградского торгово-экономического колледжа продолжил обучение в Балтийском институте экономики и финансов. В 2003 году получил диплом по специальности «Бухгалтерский учет, анализ, аудит». С 2005 по 2006 годы занимал должность финансового директора ООО «Мираторг-Калининград». Из филиала холдинга в Калининграде был переведен на позицию финансового контролера холдинга. За три года реализовал ряд проектов: внедрил единую ERP-систему, наладил управленческий учет, автоматизировал ряд бизнес-процессов, создал с нуля отделы МСФО и управленческого учета, а также внедрил матричную структуру бухгалтерии. В январе 2010 года был назначен вице-президентом по финансам АПХ «Мираторг».

«Мираторг»

Агропромышленный холдинг «Мираторг» является одним из ведущих российских производителей и поставщиков мясной продукции на российском рынке. Предприятия, входящие в состав холдинга, осуществляют полный цикл производства. В 2008 году «АПХ «Мираторг» был включен в перечень 295 системообразующих предприятий Российской Федерации, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. В 2012 году холдинг запустил собственную розничную сеть. Сейчас она насчитывает 52 супермаркета в Москве и в Московской, Ленинградской, Владимирской, Ростовской, Тульской, Нижегородской областях, Чувашии и Краснодарском крае. В 2013 году «Мираторг» планирует увеличить количество магазинов до 180.

Рубрики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: автоматизация управления, автоматизация бизнес процессов, автоматизация бизнеса, ERP, автоматизация, ERP-системы, автоматизация предприятий, информационные системы, Корус Консалтинг, Navision