Ведущий западный ИТ-консультант Тэрри Уайт: «Если ИТ-директор не умеет быть хорошим управленцем, проиграет весь бизнес»

Тэрри Уайт - человек, которого называют ИТ-гуру — является ведущим консультантом в области взаимодействия бизнеса и ИТ. Его книга, ставшая бестселлером по обе стороны океана так и называется: «Чего хочет бизнес от ИТ». Об этом и многом другом г-н Уайт рассказал в беседе с корреспондентом нашего издания.

 Тэрри, ваша книга вышла на русском языке в 2003 году. Спустя пять лет по миру прокатился кризис. Претерпели ли изменения ваши идеи касательно положения дел в посткризисном мире?

 - Я глубоко убежден, что случившийся мировой кризис исключительным образом подтвердил мои идеи, изложенные в книге. Могу это объяснить. В случае экономического кризиса люди максимально сокращают затраты, и ИТ в том числе. Смысл в том, что урезается то, что, по мнению владельца, не приносит дохода. В книге я сделал акцент на местоположении клиента относительно ИТ. ИТ рассматривается как сложная система, состоящая из множества элементов, многие из которых могут казаться малоэффективными. В книге я сказал, что если вы не фокусируетесь на заказчике, если вы не фокусируетесь на получаемом доходе, то вас ждет провал.

 Иными словами, ИТ должны выглядеть проще, если речь идет об их видимой рентабельности?

 - Когда мы работаем над рекламной кампанией, мы имеем в голове четкие цели: какой инструмент использовать,чтобы максимально донести до клиента нашу идею, рассказать об услуге, продать товар, дать покупателю четкое представление о том, на что он потратит свои деньги. Относительно заданных целей мы выбираем тот тип коммуникации, который нам поможет максимально просто и доступно донести сведения до потенциального клиента. К сожалению, когда речь идет об ИТ, все эти маркетинговые штучки благополучно забываются.

ИТ-департамент своим существованием сообщает лишь то, что он стоит немалых денег, но не обладает никаким инструментарием, чтобы объективно и доступно доказать свою полезность. Следовательно, такой ИТ-департамент будет урезан. Все мы знаем о том, что без ИТ не обойтись, но в связи с общим сокращением бюджетов ИТ будет также сокращаться. Тем не менее, современная тенденция показывает, что во многих компаниях бюджет ИТ-департамента не сокращается вместе с маркетингом или HR, а, напротив, растет на 50-60%. Разгадка проста: ИТ-департамент приносит компаниям максимальный доход, и с этим связано планомерное расширение.

 Выходит, что клиентоориентированный ИТ-департмент выглядит гораздо привлекательней, чем такой же ИТ-департамент, с теми же технологиями, но ориентированный только на их использование?

 - ИТ-департамент, направленный на работу с клиентом, способен в лучшей мере обрисовать покупателю все преимущества ИТ-системы, благодаря которой функционирует компания. Если ИТ-специалист способен объяснить, насколько клиент сможет сократить затраты при использовании данного продукта, то повышается вероятность того, что клиент заинтересуется и приобретет указанное решение. Если ИТ-департамент не способен думать в направлении сокращения затрат и повышения дохода, такой департамент будет сокращен.

ИТ-консультант Тэрри Уайт

ИТ-консультант, автор книги «Чего хочет бизнес от ИТ» Тэрри Уайт


 И как быть, чтобы избежать подобной участи?

 - К сожалению, ИТ-департамент чрезвычайно сильно ограничивает свои возможности. Мы отвечаем лишь за технологии, используемые компанией. Однако истинный потенциал ИТ-департамента – это управление компанией. ИТ-руководитель способен выполнять роль стратега: он может следить за скоростью развития компании, планировать зону ее присутствия, а также иметь в голове четкое представление о том, куда движется бизнес. Думать только о технологиях явно недостаточно для того, чтобы бизнес развивался и процветал. Думать о том, как улучшить бизнес – вот настоящая цель руководителя ИТ-департамента.

 Какими категориями должен мыслить в таком случае ИТ-директор?

 - Идеальное понимание бизнеса руководителем ИТ-департамента – это пребывание в мыслях о новом клиенте: чем лучше ИТ-департамент сможет придумать, как привлечь потенциального клиента, тем выше ценность самого ИТ-департамента, говоря грубым рыночным языком. Чем больше новых клиентов привлечено, тем больше стоимость ИТ-департамента, а значит, тем больше будет возможностей для развития как компании в целом, так и ИТ-отдела в частности, который служит своеобразным «локомотивом» организации.

 

ИТ-консультант, автор книги «Чего хочет бизнес от ИТ» Тэрри Уайт



 В книге вы приводили опыт ИТ-директоров стран Запада. Что вы можете сейчас сказать об их опыте?

 - В США и во многих странах Западной Европы ИТ-директора пришли в свою должность из других сфер бизнеса, не имея особого представления о технологиях, которым они начали обучаться, будучи уже ИТ-директорами. Именно их деловое прошлое позволило им осознать первичность бизнеса по сравнению с технологиями, и именно этот фактор позволил им остаться им высококлассными руководителями. На мой взгляд, эффективный ИТ-бизнесмен должен иметь небольшое представление о технологиях, но в то же время должен обладать значительными предпринимательскими навыками. Я считаю, что технологиям можно научиться достаточно быстро, а умение ориентироваться в бизнесе приходит с опытом, в течение всей жизни.

В 2010 году, когда я общался с руководителями российских ИТ-отделов, я обратил внимание на то, что они имели крайне смутные представления о бизнесе в целом. Один из них так и заявил: «Мне и моим коллегам необходимо учиться делать капитал».

 Какую же роль в этом процессе играют инновационные технологии?

 - В настоящее время существует огромное количество передовых технологий: облачные вычисления, big data, BYOD, социальные медиа и т.п. Если ИТ-директора интересуются данными технологиями, они могут начать внедрять их там, где влияние этих технологий на бизнес не критично. Соответственно, ИТ-департамент будет тратить ресурсы на внедрение данных технологий без какой-либо гарантии, что эти технологии будут эффективно использоваться, а, следовательно, смогут окупиться.

 В начале разговора мы упоминали мировой финансовый кризис. Как считаете, способны ли ИТ-директора, ориентированные на бизнес и потенциальных клиентов, изменить экономическую ситуацию в мире к лучшему?

- Я считаю, что одна из основных причин финансового кризиса – это провалы в управленческих стратегиях, и дело здесь не в отсутствии компетенции у менеджеров, а, скорее, в занимаемых ими местах относительно бизнес-процесса. Если от ИТ-директора требуются навыки управленца компанией, он обязан их предоставить. В противном случае, проиграет не только ИТ-отдел, но и весь бизнес. Наша цель – не допустить подобного положения дел, а, наоборот, поспособствовать плодотворному развитию бизнеса, в т.ч. в условиях ограниченного бюджета.

 

ИТ-консультант, автор книги «Чего хочет бизнес от ИТ» Тэрри Уайт

Спасибо за беседу!

Рубрики: Интеграция, Кадры

Ключевые слова: ИТ-директор, CIO, IT-директор