Задача управления грузами – это ИТ-задача

Задача управления грузами является одной из ключевых для деятельности портов, особенно для тех портов, которые работают с генеральными грузами. Для того, чтобы в полной мере задействовать логистический потенциал порта, необходимо в первую очередь иметь оперативную, полную и точную информацию о всей цепочке поставок грузов, включая как плановые, так и фактические показатели. Такая информация включает в себя учёт поступивших от клиентов заявок, планы завоза грузов, оперативные планы по работам, учёт фактически поступивших грузов и фактически выполненных работ. Очевидно, что с ростом грузопотоков управление в ручном режиме становится невозможным, и здесь на помощь порту приходят различные информационные системы.

Ефим Фиш, заместитель директора дивизиона Microsoft по развитию бизнеса компании «Консист Бизнес Групп»Более подробно об этом нашему изданию рассказывает Ефим Фиш, заместитель директора дивизиона Microsoft по развитию бизнеса компании «Консист Бизнес Групп»:

Опыт показывает, что зачастую порты используют разрозненные решения, которые создаются в разное время и решают локальные задачи. Такой подход, с одной стороны, позволяет быстро закрыть возникшую проблему «здесь и сейчас», при этом сравнительно небольшими усилиями. С другой стороны, с течением времени накапливаются трудности, связанные с постоянными переделками множества отдельных систем, с настройкой передачи данных между ними. Всё это приводит к задержкам в передаче информации (то есть данные в системе не отражают оперативно реальное состояние дел), к ошибкам, к тому, что нет единого «источника правды», который бы позволял видеть все операции с грузом и своевременно принимать управленческие решения.

Выходом из такой ситуации может быть создание в порту единой информационной системы, которая не только охватывала бы текущие требования, но и служила основой для последующего развития решения на базе одной платформы. Такая система должна выдерживать значительные нагрузки (то есть поддерживать масштабирование) и предоставлять развитые инструменты для самостоятельной настройки.

В настоящей статье мы кратко рассмотрим пример решения на основе Microsoft Dynamics AX 2012. Конечно, в целом круг задач, которые решаются в этой системе, гораздо шире, это может быть и финансовый учёт, управление персоналом, управление ремонтами и т. п., но сейчас речь пойдёт именно об управлении грузами.

Планирование завоза осуществляется на основании поступивших заявок от клиентов, в которых содержится информация о перечне грузов, предполагаемых датах завоза и вывоза грузов, а также о способах доставки (типах транспортных средств). Заявки могут вводиться вручную или импортироваться из внешних источников (например, из файлов Excel). Заявки сводятся воедино и формируется план завоза (обычно на месяц). Этот план утверждается портом с учётом возможностей порта по обработке грузов, при необходимости он корректируется вместе с клиентами.

На основании плана завоза создаётся план размещения грузов на территории порта, в котором для каждого груза указывается склад и площадка, на котором он будет храниться. В дальнейшем данные о размещении груза на территории порта используются для автоматизации работы с поручениями на отгрузку.

При поступлении груза в порт (далее мы рассмотрим вариант поступления по железной дороге) службы порта получают ЖД накладные и проводят их раскредитовку, результатом которой является возможность ввоза груза в порт. ЖД накладные можно ввести вручную или импортировать из системы «ЭТРАН».

При необходимости в системе на основании введённой ранее спецификации формируются тальманские задания и тальманские расписки. После выполнения работ фиксируется факт приёмки груза, дефекты (если таковые есть), время работы, а также фактическая площадка, на которой хранится груз. Эти возможности существенно упрощают работу за счёт автоматизации рутинных операций, снижения количества ошибок. Данные о фактически принятом грузе отражаются сразу же в форме выполнения плана завоза, что позволяет удобно контролировать исполнение плана и проводить план-фактный анализ.

Одной из важных задач управления грузами является формирование сводного месячного графика (СМГ) подхода судов в порт. СМГ, также как и план завоза, формируется на основании заявок клиентов. СМГ формируется с учётом норм одновременной обработки судов.

Задача управления грузами – это ИТ-задача

Для отслеживания операций, производимых при обработке судна, в системе предусмотрена возможность ведения тайм-шитов по судам. В тайм-шитах автоматически формируется информация о грузах, находящихся на судне, либо которые необходимо на данное судно погрузить, с указанием экспедитора и договора с ним, веса и количества мест. Также автоматически формируется информация о причале, на который приходит судно и типе груза. Из справочника судов автоматически подтягивается информация о дедвейте судна и валовой норме, которая будет подобрана в зависимости группы судна и наименования груза. Все операции с момента прибытия судна фиксируются в хронологическом порядке, учитываются задержки в обработке, вызвавшие прерывание сталийного времени судна.

Оперативное управление работами ведётся на основании сменно-суточного плана (ССП). ССП формируется на основании Функциональность решения позволяет контролировать список доступных бригад, подбирать работы на смены, назначать ресурсы для выполнения заданий (человеческие ресурсы и механизмы). По мере выполнения заданий в ССП отражается факт выполнения работ и автоматически рассчитывается процент выполнения плана по заданию.

Таким образом, решение на базе Microsoft Dynamics AX 2012 даёт возможность в единой системе планировать и вести учёт всех операций, проводимых с грузами, создавая для всех служб общее информационное пространство, за счёт чего существенно повышается эффективность работы.

Задача управления грузами – это ИТ-задача

Разумеется, система управления грузами чаще всего не существует сама по себе, а тесно связана с другими информационными системами, используемыми в порту. Так, например, предусмотрена интеграция с «ЭТРАН», с финансовыми системами, с системами управления кадрами и т. п. Варианты интеграции могут быть различны и зависят от требований конкретных заказчиков.

Следует отметить, что гибкие возможности настройки позволяют решать не только описанные выше задачи, но и развивать систему далее, учитывая новые требования бизнеса.

Пример внедрения такого решения – проект в «Новороссийском морском торговом пор-ту». Система позволила оптимизировать управление обработкой грузов в порту и перейти к планированию размещения грузов и портовых работ на основании оперативных и точных данных. В итоге перевалка грузов стала более быстрой и качественной, выросла точность расчетов с клиентами.

За счёт подготовки пакета документов по хозяйственным операциям порта сократились трудозатраты по рутинным операциям.

Ярким примером гибкости внедрённого решения на основе Microsoft Dynamics AX 2012 служит интеграция решения с другими информационными системами порта: в частности, с сис-темой «Карта порта», которая позволяет визуализировать информацию по размещению грузов, интеграция с «ЭТРАН» и «Грузовой экспресс», выгрузка необходимой информации из Microsoft Dynamics AX 2012 на внутрикорпоративный сайт НМТП.

По оценкам заказчика, введение единой системы учета бизнес-процессов стивидорной деятельности позволяет сократить время на обработку грузов на 10%, а производительность при обработке грузов вырастает на 5%, что, в конечном итоге, скажется на увеличении объема грузоперевозок и позволит оптимизировать многие процессы внутри компании. Кроме того, по-средством введения унифицированного набора форм документов обеспечивается сопостави-мость информации, что на 25% уменьшает трудозатраты на двойной ввод данных.

Рубрики: Интеграция

Ключевые слова: управление бизнес-процессами, Консист Бизнес Групп