Mobile VAS and Apps Conference, день второй. Мобильные кошельки и инвестиции в мобильный сектор

В пятницу, 22 ноября 2013 года, в Петербурге прошел второй завершающий день конференции Mobile VAS and Apps Conference, - юбилейной, десятой по счету. Второй день был отведен под форум Mobile Trends Forum, в центре внимания которого были актуальные тренды мобильной индустрии, технологические решения и продукты нового поколения, вопросы инвестирования на мобильном рынке.

О первой части первого дня читайте в материале Mobile VAS & Apps Conference: день первый, часть первая. Мобильная дистрибуция и мобильный контент от 25 ноября 2013 г.

О второй части первого дня конференции читайте в материале Mobile VAS & Apps Conference: день первый, часть вторая. Возможности операторов для игроков рынка цифрового контента и стратегии в новых условиях от сегодняшнего дня, 26 ноября 2013 г.  

О прошедшей в первый день конференции премии конкурса тематических проектов читайте в материале В Петербурге определили победителей премии Russian Mobile Awards’13 от 22 ноября 2013 г.




Традиционно форум прошёл в стенах отеля Corinthia в центре Санкт-Петербурга. Большая часть обсуждений второго дня была посвящена мобильным платёжным решениям и развитию технологии NFC.

Вице-президент по развитию мобильного бизнеса MasterCard Europe Дмитрий Тартышев в своем выступлении сделал акцент именно на NFC, которую назвал самой перспективной платежной технологией. По его мнению главная задача при внедрении NFC – работа с торговыми точками, которые должны быть оснащены техническими средствами приема мобильных платежей, чтобы покупатели могли пользоваться сервисом как можно в большем количестве мест.



Вице-президент по развитию мобильного бизнеса MasterCard Europe Дмитрий Тартышев
Вице-президент по развитию мобильного бизнеса MasterCard Europe Дмитрий Тартышев



«Компания MasterCard прилагает большие усилия для внедрения средств приема NFC-платежей в торговых сетях. Каждые две недели на нашей карте загораются новые точки», - говорит Дмитрий Тартышев. По его словам, всё больше банков, видя распространение средств приема, также начинают верить в технологию и эмитировать банковские карты, работающие с технологией. Вендоры также наладили выпуск соответствующих смартфонов, поддерживающих NFC. В целом в мире сертифировано около 200 моделей NFC-смартфонов, около 50 из них доступно в России.

NFC-кошельки можно использовать не только для покупок в торговых точках, но и для оплаты поездок на транспорте. Так, впервые в истории московского метро стартовал прием банковских карт в автоматизированных билетных киосках с ридерами MasterCard PayPass. Также в перспективе можно будет проходить прямо через турникет, расплачиваясь не в кассе, а прикладывя мобильное устройство NFC к ридеру. Такая возможность уже реализована в «Аэроэкспрессе».

Руководитель отдела развития интерфейсов «Яндекс.Деньги» Кристина Стоянова рассказывала о тонкостях создания интерфейсов для мобильных приложений, позволяющих работать с электронными деньгами.



Руководитель отдела развития интерфейсов «Яндекс.Деньги» Кристина Стоянова
Руководитель отдела развития интерфейсов «Яндекс.Деньги» Кристина Стоянова



Согласно ее видению, на разрабатываемый интерфейс оказывает влияние не только задачи, которые будет помогать решать приложение, но и контекст в котором оно будет использоваться, то есть условия, в которых будет находиться пользователь.

«Очень сложные задачи вообще нет смысла тащить в мобильном интерфейс, так как он приспособлен для решения задач на бегу», - считает Кристина Стоянова.

Также необходимо учитывать особенности разных мобильных операционных систем, некоторой статистикой по которым она поделилась. Так, средний чек пользователя «Яндекс.Денег» в Android вырос, но у пользователя iOS он заметно выше. Вообще пользователь iOS тратит больше денег, чем клиенты других платформ. Также он уделяет больше внимания обновлениям, более требователен к актуальности интерфейса, ожидает версии приложения для iPad и iPhone.

«У Android же настолько разнородная аудитория, встречаются такие старые устройства и прошивки, что для среднего пользователей важнее функционал чем отточеный интерфейс, все должно работать», - говорит Кристина Стоянова. Пользователь Android тратит больше средств на игры и соцсети. А пользователи iOS в последние годы стали куда больше платить за цифровой контент – музыку, кино, книги.

Самые популярные категории платежей – сотовая связь, финансовые операции. При том переводы между пользователями занимают очень большую долю во всех мобильных платежах, поэтому Кристина Стоянова советует обращать внимание на эту опцию.

Другой заметной частью второго дня конференции стала дискуссия относительно будущего мобильных платёжных решений.

Открыл дискуссию Борис Ким, председатель совета директоров Qiwi Банка.



Борис Ким, председатель совета директоров Qiwi Банка
Борис Ким, председатель совета директоров Qiwi Банка



Отмеченная им тенденция: свои электронные кошельки стали стремиться делать все – банки, операторы сотовой связи, вендоры устройств, а также порой сами продавцы товаров и услуг. При этом между этими проекта нет высокой степени взаимодействия. Борис Ким спрогнозировал два сценария. Первый: каждый производитель Кошелька замкнется в себе, и такое поведение убьет рынок. Второй: участники рынка должны взаимодействовать. Уровень взаимодействия может быть разный – как операционный так и совместное развитие стандартов.

«Или же один из кошельков станет таким большим, что как черная дыра притянет все остальные кошельки к себе», - озвучил под конец еще один вариант Борис Ким, не уточняя о каком именно проекте говорит.

Руководитель центра мультимедиа-решений Samsung в СНГ Алексей Проничев согласился с ним в том, что все стремятся делать свои кошельки. Он считает, что в ближайшие годв крупнейшие игроки создадут жесткие правила по которым будут играть все остальные.

«Мы как инфраструктурная часть рынка отвечаем за то, чтобы создать равные условия для всех», - заметил он.

Ведущий менеджер инновационных продуктов компании ВымпелКом Иван Аверин высказал мнени, что решающую роль в развитии отрасли мобильных платежей сыграют сотовые операторы, поскольку они больше прочих общаются непосредственно с пользователями, а потому смогут оказать решающее воздействие на рынок.



Со-основатель i-Free Кирилл Горыня (слева) и ведущий менеджер инновационных продуктов компании «ВымпелКом» («Билайн») Иван Аверин
Со-основатель i-Free Кирилл Горыня (слева) и ведущий менеджер
инновационных продуктов компании «ВымпелКом» («Билайн») Иван Аверин



Борис Ким не согласился с этим, назвав операторов и банки посредниками. По его мнению, мировой опыт показывает, что попытки сотовых операторов оказывать финансовые услуги оказываются не очень успешными. «Каждый должен заниматься своим делом – вендоры производить устройства, операторы оказывать качественные услуги связи», - сказал он.

Интересной была панельная дискуссия, посвященная инвестициям на мобильном рынке. Её ведущим выступил один из продюсеров Mobile VAS and Apps Conference Миша Новиков, который уже более десяти лет инвестирует в различные компании. Сейчас в его портфеле инвестиции в американские, британские бизнесы и компанию из Сингапура.



Основатель и генеральный директор ADMIN Ltd. Миша Новиков
Основатель и генеральный директор ADMIN Ltd. Миша Новиков



«Я перестал инвестировать в Россию в 2007 году», - рассказал г-н Новиков, поясняя, что сфокусировался на бизнесах США, Великобритании, Австралии. Инвестиционная стратегия – новые рынки или новые сегменты. При этом он предпочитает вкладывать не в стартапы, а в компании с реализованным коммерческим продуктом или прототипом, готовым быть запущенным в ближайшее время. Также в проекте важно наличие сильной команды.

Генеральный партнер компании Almaz Capital Павел Богданов считает, что у российского бизнеса нет опыта созданий крупных технологических компаний. Предприниматели, достигнув определенного оборота, не знают как развивать бизнес. Развивать его на новой стадии и помогает Almaz Capital, имеющий офис в Силикновой долине и сотрудничающей с крупнейшими игроками этого высокотехнологичного региона.



Генеральный партнер компании Almaz Capital Павел Богданов
Генеральный партнер компании Almaz Capital Павел Богданов



В частности, Almaz Capital работает с американскими стартапами, созданными разработчиками из России или помогает последним развиваться на американском IT-рынке. Сейчас под управлением Almaz Capital около $300 млн. Компания делает 3-4 инвестиции в год, вкладывает от $3 до $15 млн, забирая себе миноритарную долю.

Говоря о рынке венчурного капитала в России, Павел Богданов отметил огромный рост числа фондов, инвестирущих в стратапы. В результате в IT-отрасль пришло много денег, которые в основном идут в компании нацеленные на потребительский рынок России и СНГ, с фокусом на электронную коммерцию и социальные приложения. Также к России начали проявлять активный интерес глобальные венчурные фонды.

Генеральный директор компании NPTV, председатель и генеральный директор компании Osaka Гарри Копонен, работавший в таких крупных корпорациях как Hewlett-Packard, Ericsson, TeliaSonera, Tele2, Turkcell считает, что у российских стартапов и бизнесов есть хороший потенциал в создании международных проектов, способных составить конкуренцию американским. В пример он приводит Яндекс. Гарри Копонен в особенности призывает разработчиков и предпринимателей мыслить глобально: создавая проект стремиться вывести его на мировой рынок, чтобы стать ведущими игроками не в регионе, а на международном уровне. «Всегда считайте себя номером один – именно это моё послание», - несколько раз повторил он.



Генеральный директор компании NPTV Гарри Копонен
Генеральный директор компании NPTV Гарри Копонен



Впрочем, российские представители отнеслись к его речи скептически, напомнив об административных сложностях, возникающих при создании бизнеса в России.

«Мы сильно закрыты исторически и лингвистически относительно всего остального мира. Три года назад когда я начала работать в «Яндексе» со стартапами, мне стоило больших усилий уговорить менеджеров поговорить с командой, если ее члены не понимали по-русски», - рассказала директор «Яндекс.Фабрики» Ксения Елкина.



Директор «Яндекс.Фабрики» Ксения Елкина
Директор «Яндекс.Фабрики» Ксения Елкина



Павел Богданов добавил, что, выйдя на большие обороты, компании имеет смысл нанимать менеджеров с английскими именами и американским опытом работы, чтобы компания не была похожа на российскую, поскольку это действительно неблагоприятно влияет на ее репутацию.

Ксения Елкина также рассказала, что «Яндексу» интересны технологические хабы в Европе и Израиле. В этом году «Яндекс» пока не купил никого, однако рассчитывает закрыть несколько сделок до конца года. Это это не российские компании, чем именно они занимаются представитель «Яндекса» уточнять не стала, отметив однако, что их проекты связаны с мобильными технологиями.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, ПО, Web

Ключевые слова: программное обеспечение для мобильных телефонов, программы для мобильных телефонов, Mobile VAS Conference