ОАО «Ростелеком» провел «облачное» roadshow по России

ОАО «Ростелеком» провела в Москве семинар, посвященный обсуждению возможностей «облачных» продуктов (SaaS), предлагаемых компанией государственным заказчикам на базе Национальной «облачной» платформы O7. Этот семинар стал завершающим этапом в проводимом на протяжении последних двух месяцев разъездной сессии аналогичных мероприятий, проведенных в 16 крупнейших городах России. В их число вошли Омск, Новосибирск, Челябинск, Нижний Новгород, Самара, Красноярск. Казань, Пермь. Волгоград. Ростов-на-Дону, Владивосток Хабаровск, Воронеж, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Москва.

Сегодня ОАО «Ростелеком» является крупнейшим на территории России оператором телекоммуникационных и Интернет-услуг. Он управляет магистральной сетью передачи данных, общая протяженность которых превышает 500 тыс. км, обеспечивает работу местной телефонной связи по всей стране, используя инфраструктуру длиной 2,6 млн км. В его эксплуатации находятся восемь коммерческих дата-центров, расположенные в разных уголках страны. 53% акций компании принадлежат государству, поэтому ее управление ведется прежде всего в интересах государства.


Компания «Ростелеком» является крупнейшим телеком-оператором в России
Компания «Ростелеком» является крупнейшим телеком-оператором в России



По оценкам исследовательской компании J’son & Partners Consulting, на долю ОАО «Ростелеком» в 2012 году приходилось 77% рынка услуг фиксированной связи, предоставляемых клиентам в государственном секторе. Помимо услуг голосовой связи, большой востребованностью пользуются также услуги в области коммутируемых сервисов, доступа в Интернет и создания каналов IP-связи. Новое направление в нынешнему продуктовом предложении «Ростелеком» – «облачные» сервисы.

Раньше у заказчиков существовал единственный путь для развития ИТ в своей организации – это приобретение необходимого ПО, его установку на имеющуюся аппаратную инфраструктуру и автономная эксплуатация. Внешние коммуникации компаний ограничивались только доступом к Интернету и построением VPN сетей.

Сегодня аналогичные возможности можно получить, благодаря «облаку» ОАО «Ростелеком». Интерес для заказчиков – можно заранее не вкладывать финансовые средства в приобретение аппаратных и программных компонентов, а оплачивать только потребляемые ИТ-услуги, используя прибыль от эксплуатации арендуемых облачных услуг.



Варианты «облачных» предложений ОАО «Ростелеком»
Варианты «облачных» предложений ОАО «Ростелеком»



ОАО «Ростелеком» предоставляет сегодня «облачные» услуги по всем известным моделям потребления: IaaS, PaaS и SaaS. В случае IaaS заказчик использует только «облачные» аппаратные средства и инструменты виртуализации, применяя в остальном собственное прикладное и системное ПО. Вторая модель предоставления услуг – PaaS – предусматривает добавление к возможностям модели IaaS также аренду «облачного» системного ПО – операционной системы, СУБД и платформы разработки и выполнения ПО.

Наиболее развитой формой применения «облачных» услуг, предоставляемых ОАО «Ростелеком», является SaaS. В этом случае государственный заказчик получается возможность использовать из «облака» серверные компоненты прикладного ПО, получая за счет этого значительную экономию. Эта форма позволяет переложить всю работу по настройке и поддержке прикладных модулей в рабочем состоянии на поставщика «облачных» услуг – ОАО «Ростелеком». Наиболее ярким примером предоставления «облачных» услуг в объеме SaaS является «облачная» версия популярного в России прикладного пакета «1С: Предприятие».

На первый взгляд, «облачное» предложение ОАО «Ростелеком» не является уникальным для рынка: сегодня «облачные» услуги активно развиваются во всем мире, и заказчики из России могут применять для себя западные «облачные» услуги. Однако «облако» «Ростелеком» недаром называется Национальной «облачной» платформой О7. Ее главное отличие - повышенное внимание, которое уделяет компания вопросам безопасности работы заказчиков в предоставляемой «облачной» среде. Все методы защиты, которые применяются в «облачной» платформе О7, прошли сертификацию ФСТЭК.

«Облачная» услуга «Ростелеком» позволяет заказчикам пройти регистрацию и вести полный учет всех выполняемых действий в «облачной» среде. В распоряжение заказчиков предоставлена криптографическая защита, соответствующая российскому законодательству. Клиенты защищены от DDoS-атак, наделены средствами антивирусной защиты, межсетевого экранирования. «Ростелеком» ведет масштабные работы по проактивному предотвращению возможности вторжения в «облачную» среду заказчиков извне.

«Облачная» среда, предоставляемая компанией «Ростелеком», имеет четырехкратное резервирование. Это позволяет говорить о высокой надежности созданной Национальной платформы О7.

Так, для всех запускаемых программ и пользовательских данных реализована функция дублирования в пределах «облачного» ЦОДа. Сохраненные данные также реплицируются в один из других ЦОДов ОАО «Ростелеком», где повторно дублируются, доводя степень защиты данных до существования четырех валидных копий.

С точки зрения безопасности, «облачная» платформа О7 позволяет обрабатывать в «облачной» платформе данные ограниченного доступа, в том числе сведения конфиденциального характера, а также информацию, в отношении которой по решению обладателя информации необходимо обеспечить защиту от несанкционированного уничтожения, модификации и блокирования. Для работы с секретными данными «облачная» платформа О7 не предназначена, поскольку в соответствии с полученным аттестатом соответствия ФСТЭК она классифицирована по уровню защищенности 1Г.

К настоящему времени на «облачной» платформе «Ростелеком» уже выстроены элементы Единого портала государственных услуг. Компания продолжает развивать проект «Электронного правительства», который является частью Федеральной целевой программы «Информационное общество». В нынешнем году ОАО «Ростелеком» продолжал оставаться единственным исполнителем по этому проекту в России, и Правительство РФ продлило полномочия компании до 2014 года.



«Облачная» платформа О7 предоставляет несколько степеней защиты для своих клиентов
«Облачная» платформа О7 предоставляет несколько степеней защиты для своих клиентов



В рамках прошедших семинаров, организованных в сотрудничестве с компаниями Microsoft и 1C, «Ростелеком» представил продукты «Виртуальный ЦОД», «Виртуальный офис» и «Приложения 1C», позволяющие организациям госсектора повышать эффективность работы и серьезно снижать затраты на информационные технологии, используя «облачные» технологии.
Директор компании «1С – Корпоративные Системы Управления» Леонид Бродский познакомил участников семинара с набором «облачных» приложений, предназначенных для автоматизации административно-хозяйственной деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Эта услуга построена с использованием широко применяемых в России программных продуктов «1C: Бухгалтерия государственного учреждения», «1C: Зарплата и кадры государственного учреждения» и «1С: Свод отчетов».

По словам начальника отдела разработки пакетных предложений ОАО «Ростелеком» Якова Менделеева, «рынок облачных услуг в России для сектора B2G находится сейчас на стадии зарождения. Мы чувствуем себя первооткрывателями, но уверены что наши предложения будут оценены клиентами, т.к. они дают возможность госкомпаниям решать задачи по развитию и поддержке своих информационных систем максимально быстро и эффективно, в том числе снижая затраты на организацию и эксплуатацию инфраструктуры».



Яков Менделеев, начальник отдела разработки пакетных предложений ОАО «Ростелеком»
Яков Менделеев, начальник отдела разработки пакетных предложений ОАО «Ростелеком»

Рубрики: Фиксированная связь, Интеграция, ПО

Ключевые слова: Ростелеком, SaaS, облачные технологии