Рекламы палата. Кабельные операторы просят голоса

Пакет законопроектов, существенно меняющих условия игры на рекламном рынке, подвергся первой критике. Как стало известно "Ъ", Ассоциация кабельных операторов России (АКТР) просит как минимум обсудить с отраслью поправки, принять которые Госдума планирует в ускоренном режиме. Запрет рекламы на платном ТВ, объем которой в прошлом году достиг 4 млрд руб., ударит по российским нишевым и региональным телеканалам.

Президент АКТР Юрий Припачкин вчера направил письмо главе комитета по экономполитике, ответственного за поправки к закону "О рекламе", Игорю Руденскому. "Законопроект не прошел никакого обсуждения в профессиональном сообществе и содержит положения, не учитывающие ни систему нормативно-правового регулирования отрасли, ни условий его функционирования",— обеспокоен господин Припачкин. Как сообщал ранее "Ъ", запретить рекламу на телеканалах, "доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств", предложил лидер Российской партии пенсионеров за справедливость Игорь Зотов. Во вторник он внес сразу три проекта изменений в закон "О рекламе", меняющих правила игры на этом рынке. Депутат также предлагает разрешить рекламу пива на стадионах, спортивных телеканалах и в прессе и отменить ограничения в 35% на рынках телевизионной и наружной рекламы.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рынка рекламы на ТВ в прошлом году составил 156 млрд руб., из которых лишь 4 млрд руб. пришлось на кабельные и спутниковые телеканалы.

Господин Зотов в пояснительной записке указывал, что бесплатные каналы оказываются в неравных условиях с платными, которые зарабатывают и на абонентской плате, и на рекламе. Его точку зрения поддержал, например, замглавы Минкомсвязи Алексей Волин, ранее указывавший "Ъ", что "реклама присуща бесплатному ТВ". Ранее тема публично обсуждалась телекомпаниями в ходе массовых отключений кабельными операторами телеканала "Дождь" в минувшем январе. В этой связи представители той же АКТР тогда выражали сомнения в бизнес-модели канала, пытающегося зарабатывать одновременно и на подписке, и на рекламе, указывая, что она идет вразрез с интересами операторов.

Сейчас же АКТР в своем письме предупреждает, что запрет на размещение на таких каналах закроет эту среду для рекламодателей, которые не могут себе позволить время на эфирных каналах. Закон ударит по региональным телеканалам и российским производителям тематического неэфирного ТВ, а в более выгодной ситуации окажутся зарубежные каналы, в доходах которых реклама несущественна, продолжает господин Припачкин. По его мнению, зрители платных каналов в принципе не так уж страдают от рекламы: "Им предлагается так много каналов, что они всегда могут найти программы, отвечающие их вкусу, в том числе не содержащие рекламу". Гендиректор "Universal Networks Россия" Мераб Габуния также не ждет ничего хорошего от инициативы. "Если реклама уйдет, придется поднять цены для абонентов и снизится качество контента",— пояснял он вчера "Ъ". "97% рекламных денег делят 20 эфирных каналов, 3% — 300 неэфирных. Если чиновники заберут эти деньги с неэфирных каналов и отменят ограничение в 35% для селлера, у нас де-юре появится большой монополист, который будет контролировать все телебюджеты, а фактически и телепроизводителей",— категорична гендиректор "Дождя" Наталья Синдеева.

Отмена ограничений в 35% рынка, предложенная Игорем Зотовым, фактически идет на руку компаниям, против которых эти ограничения изначально и вводились — группе Vi и Russ Outdoor, крупнейшим компаниям в сферах теле- и наружной рекламы соответственно. Господин Зотов вчера сообщил "Ъ", что ничего об этом не знает: поправки разработали "талантливые студенты московских вузов", проходившие практику в его партии пенсионеров; кроме того, "велись консультации с экспертами". Федеральная антимонопольная служба не участвовала в их подготовке, сказал "Ъ" замглавы ведомства Андрей Кашеваров.

Проекты уже сегодня будут рассмотрены на профильном комитете по экономполитике, а их первое чтение состоится 1 июля. Ранее в письме в совет Госдумы профильный комитет подчеркивал "чрезвычайную важность принятия данного законопроекта в весеннюю сессию", заканчивающуюся 13 июля. Собеседник "Ъ", знакомый с ходом рассмотрения законопроектов, утверждает, что второе и третье чтения могут пройти уже 4 июля, а 9-го поправки поступят в Совет федерации. "Закон только написали, мы будем собирать бизнес-сообщество и прорабатывать его. После первого чтения есть еще три дня, мы будем активно его обсуждать",— заявил "Ъ" господин Руденский.

Анна Афанасьева

Рубрики: Фиксированная связь, Маркетинг

Ключевые слова: маркетинг, кабельное телевидение