КРОК и ЦППК подводят итоги совместного ИТ-проекта

В Москве состоялась совместная пресс-конференция компаний КРОК и ЦППК (Центральная пригородная пассажирская компания). В ходе мероприятия были рассмотрены основные ИТ-тренды, господствующие сейчас в транспортной отрасли, и подведены итоги реализации совместного комплексного ИТ-проекта данных компаний, направленного на улучшения эффективности и управляемости бизнеса в области пассажирских железнодорожных перевозок и улучшения качества их сервиса.

В приветственном слове к участникам пресс-конференции куратор данного проекта, первый заместитель генерального директора компании КРОК Дмитрий Васильев отметил, что информационные технологии сегодня являются важнейшим вектором развития всей транспортной отрасли. Железнодорожные перевозки здесь также не исключение. Поэтому не удивительно, что транспортная отрасль является одним из приоритетных направлений деятельности КРОК, и из примерно 2000 проектов, которые компания в среднем осуществляет за год, значительная часть относится именно к ней. ЦППК же, в свою очередь - один из основных партнеров и заказчиков КРОК в области транспорта. Сотрудничество компаний продолжается уже несколько лет, в течение которых было осуществлено несколько крупных совместных проектов.

Чтобы понять, каким образом расставлялись приоритеты при внедрении тех или иных технологий в рамках осуществленного комплексного ИТ-проекта, имеет смысл рассмотреть, какие тренды в области транспорта являются в  настоящее время определяющими. К ним, по словам Дмитрия Васильева, относится, например, информационное моделирование объектов (которое также широко используется в строительстве). Любой крупный проект сегодня – это, в первую очередь, огромное количество данных и информации. Современные способы моделирования объектов инфраструктуры, путей и зданий, осуществляющиеся в едином информационном пространстве, позволяют эффективно управлять этими данными, что в результате значительно сокращает срок реализации проекта, снижает издержки, упрощает и улучшает качество управления готовым объектом.

 

Дмитрий Васильев: все хотят, чтобы каждый рейс был успешным, каждый маршрут нормально управлялся, чтобы процессы шли хорошо, а нагрузка на персонал была равномерной и понятной

Дмитрий Васильев: все хотят, чтобы каждый рейс был успешным, каждый маршрут нормально управлялся,
чтобы процессы шли хорошо, а нагрузка на персонал была равномерной и понятной

 

Значительно возросло в последнее время использование в транспортной отрасли элементов интернета вещей, что дало возможность соотносить в он-лайн режиме текущие события, автоматически отправлять сообщения о них и автоматически же реагировать на них тем или иным действием. 

Дмитрий Васильев уверен и в том, что в ближайшем будущем здесь станет обычным использование блокчейн технологий. Это улучшит контроль за исполнением договоров и заказом запчастей, отслеживанием партнерских действий в рамках программы лояльности и т.д. Скорее всего, на эти технологии перейдут реестры и прочие системы, и все это – весомый аргумент в пользу того, чтобы активно начинать опробование подобных приложений в транспортной области.

Совместный проект компаний КРОК и ЦППК как раз и является ответом на возникновение данных тенденций, технологическим ответом на вызовы времени. Директор по интеграционным решениям КРОК Алексей Смирнов образно назвал его «интеллектуальным транспортом в действии».

 

Алексей Смирнов: жизнь заставляет все делать быстрее, и поэтому информационные технологии являются главным союзником для меняющегося бизнеса

Алексей Смирнов: жизнь заставляет все делать быстрее, и поэтому информационные технологии
являются главным союзником для меняющегося бизнеса

 

Что касается основных решений, которые вошли в реализованный комплексный проект с ЦППК - в первую очередь это построенный ситуационно-аналитический центр (САЦ), задачей которого является быстрый сбор и обработка данных, поступающих буквально с каждого элемента структуры ЦППК, и моментальная выработка рекомендаций, что делать в той или иной отличной от стандартной ситуации. Данное решение позволяет проактивно регулировать работу всех элементов ППК, сокращает время простоя оборудования и персонала, повышает эффективность их деятельности и в целом повышает уровень сервиса и безопасность перевозки пассажиров.

О последнем нужно сказать особо. Комплексное использование всего массива стекающихся в САЦ данных позволяет не только оперативно среагировать на, например, сломавшийся в том или ином месте автомат по продаже билетов, но и зафиксировать наличие в периметре забытых вещей. Более того, интеллектуальное оборудование может определить также нехарактерное передвижение единичных людей (например, навстречу основному потоку), зафиксировать нехарактерное скопление пассажиров в каком-то мете, и т.д. То есть сработать по определенному алгоритму во всех тех случаях, которые могут свидетельствовать о возникновении потенциально опасных ситуаций.

С точки зрения обеспечения высокого уровня операционной эффективности ЦППК не менее важным является и создание в рамках концепции больших данных единого хранилища данных. Его использование позволяет контролировать операционные показатели компании, анализировать тренды продаж, проводить анализ и оптимизацию ее тарифных планов, а также выявлять случаи мошенничества.

Грамотно выстроенные ИТ-процессы реализованы за счет корпоративной сервисной шины, которая является основой прикладной инфраструктуры выполненного проекта. Данное решение характеризуется гибкостью и расширяемостью, сервисно-ориентированным подходом, интеграцией с информационными системами партнеров. В результате значительно улучшился контроль в области управления инцидентами, рабочими заданиями, изменениями, известными ошибками и т.д.

Для дополнительного обеспечения безопасности пассажиров была внедрена система управления обслуживанием и ремонтом технических активов ЦППК - подвижного состава, стационарного оборудования и различных сооружений. Данная система позволила минимизировать число технических сбоев, оперативно выявлять неполадки, накапливать статистику для оптимизации технологических процессов и обнаружения повторяющихся ошибок и повреждений.

 

Игорь Евдокимов: Осуществление проекта позволило усилить контроль за обслуживанием сложной инфраструктуры и технологических процессов и повысить качество бизнес-аналитики для принятия более взвешенных административных решений

Игорь Евдокимов: Осуществление проекта позволило усилить контроль за обслуживанием
сложной инфраструктуры и технологических процессов и повысить качество бизнес-аналитики
для принятия более взвешенных административных решений

 

Если говорить о том, что принесло осуществление нового ИТ-проекта Центральной пригородной пассажирской компании, то главными итогами здесь является, с одной стороны, несомненный прорыв в области управления, а с другой – значительное продвижение в сторону улучшения качества обслуживания и удобства пассажиров. По словам заместителя начальника управления ИТ ЦППК Игоря Евдокимова, именно достигнутый в результате проведенной работы высочайший управленческий уровень позволил компании выйти на лидирующие позиции в сфере пригородных пассажирских железнодорожных перевозок.

В будущем ЦППК планирует продолжить работу в области повышения качества предоставляемых ею услуг с помощью новейших ИТ-решений. Уже сейчас в стадии обкатки находится проект по внедрению новой формы оплаты проезда. Ее суть заключается в том, что на любой носитель (будь то карта «Тройка», «Стрелка», банковская карта со специальным приложением или что-то иное) записывается какая-то сумма денежных средств, а затем перемещение пассажира фиксируется с помощью встроенного в турникеты специального оборудования в начале и конце поездки. Денежные средства списываются точно за то расстояние, которое преодолел пассажир. В целом это позволит избежать построения громоздкой и дорогой инфраструктуры. 

Турникеты нового типа специально разрабатываются с упором на увеличение интеллектуальной составляющей встроенной в них «ИТ-начинки». Эта особенность позволит избежать различного рода ошибок. Например, сейчас возможны ситуации, когда билет пассажира фиксируется, как использованный, если он перепутал платформу и прошел через турникет. Для того чтобы осуществить поездку, ему придется снова потратить деньги для прохода на нужную платформу. Новое же оборудование просто не позволит ему пройти в неправильном направлении.

Есть и планы по продаже билетов на пригородные поезда через Интернет – как это уже сейчас возможно в случае поездок на «Аэроэкспрессе». Правда, здесь есть ряд ограничений. Впрочем, связаны они больше с менталитетом пассажиров, и, в частности, с их готовностью честно оплачивать полную стоимость поездки. 

 

Рубрики: Интеграция

Ключевые слова: КРОК, IoT