Пятерка в квадрате. КРОК отмечает 25 лет работы на рынке

Компания КРОК провела в Москве пресс-конференцию, посвященную подведению итогов своей работы в 2016 году. Впрочем, на этот раз повод для того, чтобы собрать заинтересованных лиц, был еще один – и гораздо более весомый, чем презентация стандартного ежегодного отчета о деятельности компании. Ведь крупнейший российский ИТ-интегратор празднует в этом году 25-летие своей деятельности.

Открывая мероприятие, генеральный директор компании Борис Бобровников отметил, в первую очередь, стабильность взаимоотношений и приверженность общему делу, которые характерны для того костяка, который положил начало созданию всего коллектива компании. Это и не удивительно, поскольку еще в далеком 1992 году, когда, собственно, и была создана компания КРОК, практически вся ее команда перешла из предыдущего бизнеса.

 

Руководство компании

Руководство компании

 

С тех пор КРОК нарастил количество своих сотрудников с нескольких десятков до почти 2200 человек, и прочно вошел в ТОП-10 крупнейших отечественных ИТ-организаций. Руководство старается передавать новым сотрудникам не только свой профессиональный и управленческий опыт, но и поддерживать в них командный дух и верность идеалам компании. А ключевыми словами, которыми можно описать жизнь и деятельность КРОКа, скорее всего, являются развитие и творчество.

Так, по словам Бориса Бобровникова, в компании есть много начинаний, каждое из которых направлено на стимулирование творчества сотрудников во всех смыслах этого слова - конечно, в первую очередь полезного для компании творчества. Например, в компании есть конкурс «виват идея» - когда любой сотрудник может обратиться в комитет, который занимается оценкой и принимает решения о внедрении различных инициатив, и предложить свою идею. «Это существует уже много лет, и достаточно хорошо работает потому, что интересно для сотрудников и добавляет им драйва, - говорит Борис Бобровников. - Они чувствуют, что в той или иной степени тоже принимают участие в управлении компанией». В частности, именно таким образом появился на крыше здания, в котором базируется компания, и видный со спутника ее логотип.

 

Борис Бобровников: «В компании есть много начинаний, каждое из которых направлено на стимулирование творчества сотрудников во всех смыслах этого слова»

Борис Бобровников: «В компании есть много начинаний, каждое из которых направлено на стимулирование творчества сотрудников во всех смыслах этого слова»

 

Что касается собственно бизнеса КРОК, то за годы работы компании его структура существенно изменилась. Если в начальный период развития (вплоть до конца 90-х годов) 2,2% продаж составляли услуги, а остальное приходилось на программное обеспечение и оборудование, то к 2016 году доля сервисных услуг значительно возросла, и составила уже 71,5%. Данная тенденция – увеличение в структуре оборота компании объема услуг – по словам Бориса Бобровникова, является общей для всего рынка информационных технологий, и продолжает развиваться. Не стал исключением и год минувший, в течение которого компанией было реализовано более 2000 проектов. При этом количество контрактов на предоставление сервисных услуг увеличилось на 3,3%, а рост объема по ним составил в среднем более чем 10%. Более того, отдельные активные направления показали прирост от 20% до 80%. Все это стало значительным вкладом в увеличение на 3,7% объема выручки компании, который по итогам прошлого года составил 28,505 млрд. рублей.

Меняется постепенно деятельность компании и с точки зрения ее интересов в различных секторах экономики и бизнеса. Так, в 2000 г. пальму первенства здесь удерживал банковский и финансовый сектор (38%), а на втором и третьем местах шли с видимым отрывом проекты в области государственных и муниципальных структур (26%) и сотрудничество с дилерами и компьютерными фирмами (11%). Но за последующий период деятельности компании ситуация изменилась, и к прошлому году оба лидирующих сегмента хоть таковыми и остались, но значительно «похудели» - банковский сектор до 22%, а государственный – до 20%. Зато на третье место вышли одновременно проекты в области торговых предприятий, а также транспорта и логистики (по 12%). Ненамного отстал от них и сектор промышленных предприятий (11%).  

 

Пятерка в квадрате. КРОК отмечает 25 лет работы на рынке

 

Впрочем, если смотреть на финансовые результаты компании, тот здесь картина будет несколько иной. Так, по итогам 2016 г. в лидеры по приросту (в 8,6 раза!) вышло направление систем управления техпроцессами (АСУ ТП). Впрочем, это не удивительно – оно было открыто только в 2014 г., и имеет большой потенциал роста.

Значительный прирост зафиксирован в направлении виртуальной реальности - 78%. Основную лепту в столь значимый результат внесли проекты, осуществленные в сфере продаж, корпоративного обучения и проектирования.

Заметен прирост выручки и в области телекоммуникационных решений (+40%), где ведущую роль сыграли аудиовизуальные комплексы, а также в направлении облачных технологий (+43%). Здесь основным драйвером роста является сервис аренды инфраструктуры (IaaS, Infrastructure as a Service) с возможностью создания единого контракта с двойным SLA, гарантирующим доступность серверов и производительность дисков на уровне 99,9%. 

Неплохой результат показали еще ряд направлений. Так, нефтегазовый сектор благодаря реализации нескольких проектов в области управления финансовыми процессами и прогнозирования потребления нефтепродуктов «подрос» с точки зрения выручки на 24%, сфера разработки ПО принесла рост выручки на 22,6%, а разработки в области документооборота – на 14,6%.

Надо отметить, что успехам в области разработки ПО способствовал проводимый государством курс на импортозамещение, и, как следствие – повышение спроса на российскую разработку и открытое программное обеспечение со стороны заказчиков. Что же касается сферы документооборота, то данное направление востребовано среди заказчиков из самых разных отраслей – промышленности и образования, культуры и искусства, и т.д.

Ненамного от упомянутых выше областей отстала в плане наращивания финансового результата и деятельность КРОК по разработке бизнес-приложений (+14%). Здесь хорошую динамику продемонстрировало направление автоматизации транспортной логистики (TMS) и управления цепочек цепочками поставок (SCM).   

Выросло на 12% направление информационной безопасности. Решения в этой области были в основном востребованы компаниями и организациями, специализирующимися в сфере финансов и розничной торговли, со стороны которых был активный спрос на решения по управлению идентификационными данными, а также у государственных структур, специализирующихся на предотвращения террористических угроз.

Положительная динамика финансовых результатов показана компанией в области сотрудничества с госсектором, транспорте, в энергетике и промышленности, и ряде других областей. Особо надо отметить новое направление, выделенное в минувшем году из категории «разное». Это – спортивный сектор, доля которого в выручке компании составила более 6%. Столь убедительный для нового направления результат был показан благодаря завершению ряда крупнейших проектов компании. Среди них - масштабный проект по оснащению стадиона ФК «Краснодар» 45 слаботочными системами, включающими системы безопасности, телетрансляции, телекоммуникаций, мультимедиа. Эксперты КРОК осуществили уникальное для российского рынка внедрение высокоскоростного High Density (HD) Wi-Fi на всей чаше стадиона. Это позволило болельщикам всегда оставаться на связи и делиться контентом в социальных сетях непосредственно в ходе матча. В рамках проекта КРОК также была внедрена система IP-TV и Digital Signage, которые обеспечивают трансляцию матчей и рекламных сообщений на 300 цифровых экранах стадиона.

Говоря об итогах деятельности компании в 2016 г., необходимо вспомнить и о том, что к числу ее заказчиков прибавилось более 200 новых компаний, а также появилось 50 новых вендоров, пятую часть из которых составили российские производители. Кроме того, в рамках развития новых компетенций КРОК, были подписаны партнерские соглашения с компаниями, специализирующимися на бизнес-аналитике и виртуализации данных, программно-определяемых решениях, информационном моделировании зданий и виртуальной реальности, а также физической и информационной безопасности.

Как уже говорилось, численность сотрудников КРОК к настоящему моменту вплотную приближается к 2200 человек. Так, в 2016 г. этот показатель увеличился на 0,6%. И в разговоре о работе и достижениях компании, даже с учетом безусловного признания профессионализма ее руководства, нельзя обойти стороной и рядовых сотрудников, которые, по словам заместителя генерального директора по работе с персоналом Полины Хабаровой, являются главным и ключевым ее активом. Если представить портрет типичного сотрудника компании, отмечает Полина Хабарова - то это будет человек инициативный, человек профессиональный и при этом тот человек, который может и хочет учиться дальше, причем учиться в широком смысле этого слова. И при этом он готов делиться с другими - делиться знаниями, проектами.

 

Полина Хабарова: «Сотрудники компании являются ее главным и ключевым активом»

Полина Хабарова: «Сотрудники компании являются ее главным и ключевым активом»

 

За многие годы существования компании многие вещи поменялись, но ключевые моменты остались неизменными. В компании КРОК есть целый список ценностей, который за много лет ее существования практически не поменялся. Например, в компании можно ошибаться – ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но при этом обязательна работа над ошибками. Здесь каждый сотрудник может – и должен – высказывать свою точку зрения по вопросам, важным для всего коллектива.

В компании, по словам Полины Хабаровой, достаточно плоская структура, в ней всего 3 уровня управления - что и было с момента ее основания. Начиная практически с 15 человек, и дойдя до момента, когда в компании работает уже почти 2,2  тысячи сотрудников (без проектных специалистов), КРОК по-прежнему оставляет все те же 3 уровня управления. Это происходит потому, что есть четкое понимание, что только такая структура позволяет качественно управлять всеми корпоративными процессами.

Кроме отличных показателей в бизнесе и фирменного стиля работы, компания КРОК известна и своими новациями в сопутствующих сферах. «Во многих вещах мы были первыми в стране, - рассказывает Полина Хабарова. - Мы одни из первых стали работать с ВУЗами, причем делать это осознанно, т.е. качественно работать со студентами, в плане их профориентации, повышать их квалификацию еще со студенческой скамьи. Сейчас более 10% сотрудников КРОК – это выпускники Бауманки. Но вообще сейчас мы активно работаем больше, чем с 10 московскими ВУЗами, а также с ВУЗами региональными».

 

Пятерка в квадрате. КРОК отмечает 25 лет работы на рынке

 

За 25 лет в компании появились представители всех последних 3-х поколений. Средний возраст сотрудников компании – 32 года, и большинство из них работает в компании более 10 лет. При этом существует и постоянный приток молодых, креативных энтузиастов.

Будучи ответственным работодателем, руководство компании 4 года назад решило, что необходимо привлекать в отрасль молодых ребят, школьников. Причем не только привлекать, но и качественно профориентировать их. Впрочем, если даже молодые люди, которые получают в компании знания об отрасли, уходят работать в другие компании – это не считается чем-то зазорным. Главное, считают в КРОК - чтобы они действительно шли в отрасль.

На текущий момент уже привлечены к работе в отрасли более 2500 школьников. Ежегодно КРОК осуществляет с этой целью более 50 проектов. Есть проекты и достаточно громкие – так, один из проектов компании Министерство образования включило в свой перечень сертифицированных олимпиад. И это при том, что больше там нет ни одного частного конкурса. Это также говорит о том, что компания является ответственным работодателем.

Многие инструменты компания также стала применять впервые в стране. Она была у истоков геймификации различных процессов в рамках управления персоналом, управления проектами – и собирается их развивать и использовать и дальше. Сейчас компания уже серьезно рассматривает различные диджитал инструменты в рамках управления людьми и их привлечения в компанию. Если раньше кроковская экосистема заключалась, фактически, только в их сотрудниках, то сейчас она гораздо шире. Это еще и внешние эксперты, которые разделяют корпоративную культуру компании, и готовы очень быстро подключиться к ее проектам, если заказчику это нужно.

В компании большой приток молодых кадров, она активно набирает сотрудников, для многих из которых КРОК является первым местом работы. Понятно, что им потом хочется попробовать что-то другое, посмотреть, увидеть что-то новое. Этому никто не препятствует, компания их отпускает – более того, здесь есть даже специальные программы помощи таким молодым специалистом – с возможностью вернуться в компанию. Все это лишний раз подчеркивает, что КРОК – на правильном пути, и на горизонте компании – большое будущее.

Рубрики: Интеграция

Ключевые слова: КРОК