В России начали разработку альтернативного проекта о пользовании big data

Фонд развития интернет-инициатив совместно с бизнесом разработает свою версию законопроекта о «больших данных» (big data). Закон готовит рабочая группа при администрации президента, но игроки рынка раскритиковали ее вариант.

О создании альтернативного законопроекта по пользованию и регулированию big data рассказал РБК в ходе ПМЭФ директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кирилл Варламов. По его словам, над предложениями, которые лягут в основу законопроекта, работают сразу несколько крупнейших компаний из различных областей, включая «МегаФон», МТС, «Яндекс», X5 Retail Group и ассоциацию «Финтех» (объединяет крупнейшие банки).

«Люди все сильнее обеспокоены тем, что их данные используются как-то и где-то, а они об этом ни сном ни духом, — говорит Варламов. — При этом большие данные — это не только про отдельных людей, а про целые отрасли, и для всех нужно определить правила». По словам главы ФРИИ, сейчас процедуры сбора и оперирования большими данными никак не отрегулированы, в том числе пределы их обращения внутри страны и за рубежом, условия использования российскими и иностранными компаниями.

«С точки зрения рисков такая неурегулированность означает как минимум две проблемы: потерю Россией рынка с потенциалом капитализации компаний не менее чем в $40 млрд, а также нарушение суверенитета и гостайны — возможность бесконтрольного получения и анализа данных о пользователях», — отметил Варламов и уточнил, что инициативу планируется оформить в законопроект примерно в течение шести месяцев.

Как пояснил представитель фонда, в законопроекте планируется описать механизмы, которые позволят компаниям продавать данные друг другу. Также предполагается предусмотреть возможность разного уровня ограничений на операции с данными вплоть до запрета, в зависимости от их типа, содержания, принадлежности, пользователя и с учетом особенности данных изменять тип при использовании современных технологий обработки. Кроме того, разработчики документа хотят снизить административные барьеры в работе с большими данными, обеспечить одинаковые условия для участников рынка при доступе к несекретным данным от госкомпаний и госорганов. Применительно к данным о физлицах фонд намерен сформулировать механизмы, способы и пределы обработки данных, способы и случаи необходимости деперсонализации. Наконец, разработчики хотят описать границы доступа и возможностей обработки больших данных для иностранных компаний.

Личное и обезличенное

Под большими данными, или big data, операторы связи и интернет-компании понимают операции с большими объемами обезличенной информации о пользователях. Представители «Ростелекома», мобильных операторов «большой тройки», интернет-компаний «Яндекс» и Mail.Ru Group ранее называли big data одним из направлений своего роста.

С 2007 года в России регулируется оборот персональных данных, под которыми понимают любую информацию, которую можно соотнести с конкретным физическим лицом. В частности, с 1 сентября 2015 года закон требует хранить обработанные персональные данные россиян на территории страны.

Осенью 2016 года глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что рабочая группа по вопросам развития интернета при администрации президента, которую возглавляет Игорь Щеголев, начала разработку законопроекта, регулирующего работу с «большими пользовательскими данными». Определения этого понятия пока нет. Как объяснял представитель рабочей группы, речь идет о всех данных о пользователе, которые собирают информационные системы и устройства, в том числе профили на различных интернет-ресурсах. По мнению главы Роскомнадзора, к этой категории данных можно отнести практически всю информацию о геолокации, биометрии, а также о пользовательском поведении на различных сайтах. «Все это является предметом анализа транснациональных интернет-компаний и, очевидно, требует регулирования, как сейчас работает закон «О персональных данных», — говорил Жаров.

В середине мая «Ведомости» писали, что для регулирования больших пользовательских данных в России может быть создан специальный оператор. Он будет собирать данные со всех операторов — госорганов, юридических и физических лиц. Финансировать его деятельность будет специально созданный фонд, куда операторы больших пользовательских данных будут раз в квартал отчислять 2% доходов от обработки данных.

Кирилл Варламов раскритиковал законопроект об обработке больших массивов пользовательских данных. «Это очень сырой проект, который не обсуждался с отраслью», — говорит Варламов. Среди основных его недостатков он назвал проблему фокуса только на пользовательские данные, хотя основной массив информации формируется «интернетом вещей», то есть приборами, датчиками и механизмами. Проблему он также видит в идее создания единого госоператора ​ big data — некой структуры, куда все, кто работает с большими данными, должны перечислять 2% от своих доходов и передавать все алгоритмы обработки, то есть дорогостоящую интеллектуальную собственность.

​Представитель «МегаФона» Юлия Дорохина подтвердила участие компании в разработке инициативы. «Мы предложили сначала сформировать концепцию возможного регулирования, — говорит она. — К регулированию этой сферы нужно подходить очень осторожно, так как большие данные представляют собой одну из основ цифровой экономики. Излишнее регулирование может дестимулировать развитие ряда отраслей». Дорохина отметила, что сейчас нужно найти стимулы для формирования доверенной среды, необходимой для развития больших данных.

Директор по коммуникациям «Яндекса» Очир Манджиков отказался комментировать участие компании в разработке законопроекта. Однако он отметил, что тема больших данных интересна «Яндексу». «Конечно, мы заинтересованы в дискуссиях на эту тему», — добавил Манджиков.

«Вопрос регулирования big data актуален для отрасли, — заявил РБК представитель МТС. — В первую очередь мы считаем, что точечными поправками в закон «О связи» необходимо прояснить вопросы тайны переписки и телефонных переговоров (это право установлено Конституцией РФ) и неприкосновенности частной жизни. Этим можно будет добиться импульса для развития рынка больших данных».

Ретейлеры уже анализируют архивы чеков для планирования продаж и промоакций, рассказал РБК представитель Х5 Retail Group. Чтобы адаптировать предложение под потребности покупателя, нужна интеграция больших данных из разных источников, пояснил он. А для легального обмена обезличенными данными между участниками рынка и госструктурами нужна четкая правовая основа, заключил представитель Х5 Retail Group.

Ирина Парфентьева, Анна Балашова, Анна Вовнякова, Анастасия Демидова

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Регулирование

Ключевые слова: персональные данные, Big Data