"Почта России" вновь обновилась

Исполняющей обязанности гендиректора ФГУП "Почта России" стала Ольга Осина (на фото), которая будет совмещать эту должность с текущей - она уже около четырех лет работает заместителем главы почты и курирует финансовые, почтовые и административные вопросы. Аналитики считают, что это назначение гарантирует определенную преемственность и стабильность бизнес-процессов на предприятии. Тем не менее среди упущений прежнего главы "Почты России" Дмитрия Страшнова эксперты называют то, что ФГУП так и не было акционировано, а это ограничивает его возможности для развития.

Напомним, 1 июля закончился контракт экс-главы "Почты России" Дмитрия Страшнова. Он занимал этот пост с 19 апреля 2013 г. Контракт топ-менеджера не был продлен. Как ранее заявлял Страшнов, "контракт - это обоюдное соглашение сторон". "Уверен, что в любом случае эти решения будут позитивными для развития "Почты России", - отмечал он.

"Назначил Ольгу Осину временно исполняющей обязанности генерального директора ФГУП "Почта России", - сообщил вчера глава Минкомсвязи Николай Никифоров на своей странице в Twitter. Пресс-служба Минкомсвязи вчера не ответила на вопрос ComNews о том, когда планируется выбрать главу "Почты России". Пресс-служба "Почты России" воздержалась от комментариев. Ранее источники СМИ называли вероятными кандидатами на этот пост действующих заместителей министра экономического развития Николая Подгузова и Станислава Воскресенского, бывшего зампреда правления Сбербанка Светлану Сагайдак, члена правления "Ростеха" Сергея Куликова. Вчера пресс-службы Минэкономразвития и "Ростеха" воздержались от комментариев.

Имеющие отношение к "Почте России" организации положительно отзываются о работе предприятия за последние четыре года, под руководством Дмитрия Страшнова. Председатель Профсоюза работников связи России Анатолий Назейкин отметил, что в этот период произошли наиболее значимые реформы предприятия: "Почта России" с 2013 г. на 24% повысила среднюю зарплату сотрудников; была серьезно усовершенствована логистическая инфраструктура (запущены новые логистические объекты, собственные самолеты, поезд Москва - Владивосток и другие проекты); значительно сокращены сроки доставки почтовых отправлений, несмотря на кратный рост объемов отправлений. После более чем 20 лет дискуссий в 2016 г. был создан Почта Банк, который активно развивается.

Анатолий Назейкин напомнил, что до 2013 г. предприятие находилось в крайне упадочном состоянии по всем направлениям деятельности. Из-за этого в начале 2013 г. произошел почтовый коллапс, когда в Московском регионе скопилось более 1100 тонн необработанной почты и был приостановлен международный почтовый обмен. После этого были приняты решения о передаче ФГУП "Почта России" в ведение Минкомсвязи и назначении на должность нового генерального директора - Дмитрия Страшнова. "На наших глазах "Почта России" преображается и становится современным эффективным предприятием, предоставляющим населению качественные услуги. И все эти изменения происходят при полном отказе от государственного субсидирования. И все это происходит не само по себе, а благодаря усилиям команды Дмитрия Страшнова", - выразил мнение Анатолий Назейкин в открытом письме президенту России Владимиру Путину от 27 июня 2017 г.

Председатель комитета по стандартизации Ассоциации компаний электронной торговли (АКИТ) Александр Логунов считает, что "Почта России" в последние годы сделала прорыв в сфере посылочного бизнеса. "Такой большой скачок в развитии среди крупных российских компаний сделал в это время, пожалуй, только Сбербанк", - сравнил он. Александр Логунов напомнил, что если ранее посылка из Китая в Россию шла 60 дней, то сейчас это время сократилось до 14-15 дней. "Почта стала более открытой, информирует интернет-магазины обо всех изменениях. Можно сказать, что предприятие участвовало в становлении e-commerce в России", - подчеркнул он.

Напомним, в 2013-2017 гг. выручка предприятия выросла со 129 млрд до 165 млрд руб. при сохранении численности персонала (350 тыс. человек), количество отправлений с товарными вложениями увеличилось в три раза, со 109 млн штук до 296 млн штук. В пиковый период 2016-2017 гг. обрабатывалось более 1,5 млн международных отправлений в сутки в сравнении с 40 тыс. в период наступления почтового коллапса 2012-2013 гг.

Как считает аналитик АО "Открытие брокер" Тимур Нигматуллин, на финансовые и операционные показатели ФГУП "Почта России" до сих пор влияет несколько событий , которые произошли с момента прихода команды менеджмента во главе с Дмитрием Страшновым в начале 2013 г. В 2014 г. правительство утвердило стратегию развития "Почты России" до 2018 г., параллельно этому была завершена подготовка закона об акционировании, а также принято решение о прекращении субсидирования убытков из бюджета. Помимо этого, в 2014 г. менеджмент ФГУП инициировал либо увеличил финансирование ряда проектов (сайт, мобильное приложение, логистические центры, транспорт, замена оборудования и ПО в отделениях, открытие зарубежных филиалов и т.п.), которые в последующие годы привели к улучшению операционных показателей компании и качества сервиса в целом.

Выручка предприятия в 2012 г. составляла 128 млрд руб., в 2013 г. - 133 млрд руб., в 2014 г. - 140 млрд руб., в 2015 г. - 148 млрд руб., а в 2016 г. - 164,8 млрд руб. Чистая прибыль предприятия составляла в 2013 г. - 24 млн руб., в 2014 г. - 1,2 млрд руб., в 2015 г. - 1,57 млрд руб., а в 2016 г. - 1,7 млрд руб. "Последние три года ФГУП было прибыльным даже на фоне отмены госсубсидирования. Предположу, что если бы ФГУП было публичной компанией, то на фоне реализации подобных инициатив менеджмента и достигнутых результатов его рыночная капитализация, скорее всего, продемонстрировала бы значительный рост", - полагает Тимур Нигматуллин. Среди недоработок прежней команды "Почты России" он отметил недостаточно высокий потенциал в плане лоббирования интересов ФГУП, в том числе в правительстве. ФГУП так и не было акционировано, что из-за особенностей законодательства сильно ограничило возможности развития. Назначение Ольги Осиной, на его взгляд гарантирует определенную преемственность и стабильность бизнес-процессов на предприятии.

Как говорит аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын, сохраняется определенная напряженность, связанная с невысоким уровнем зарплат сотрудников компании. "По-видимому, в подобном бизнесе, где менеджмент выжимает максимум из оборудования и оптимизации транспортных схем, люди не рассматриваются как какой-то особенный ресурс. Поэтому вряд ли сотрудники этих компаний, будь то в России или Америке, разбогатеют, тем более что в перспективе их заменят роботы и беспилотные транспортные средства", - считает эксперт.

Елизавета Титаренко

Рубрики: Кадры

Ключевые слова: Почта России