Российские покупатели попали в зарубежные сети

Более половины клиентов банков совершают покупки в иностранных онлайн-магазинах.

Уже больше половины россиян, делающих покупки в интернете, освоили зарубежные онлайн-магазины. Это следует из данных опроса банка «Хоум Кредит», согласно которым во втором полугодии 2017 года 54,8% клиентов банков с той или иной частотой совершали покупки у иностранных интернет-ритейлеров. Тенденцию подтверждают в Бинбанке, где более 60% клиентов в этом году совершали хотя бы одну покупку в зарубежных интернет-магазинах. В Московском кредитном банке за год число операций в зарубежных интернет-магазинах увеличилось на 34%. Чаще всего за границей покупают одежду и обувь, смартфоны, музыку и игры. Подавляющее число покупок — до 88% — совершается в китайских магазинах. Рост числа и объема транзакций говорят о появлении культуры лицензионного контента. Если рубль будет укрепляться, объемы покупок за рубежом будут расти.

По данным «Яндекс.Маркета», в 2013 году лишь 36% покупок россиян в интернет-магазинах приходились на зарубежные площадки. В первой половине 2017 года показатель вырос до 54,8%, свидетельствуют данные опроса банка «Хоум Кредит». Россияне, которые совершают покупки лишь у российских онлайн-ритейлеров, остались в меньшинстве (45,2%). При этом 10,5% опрошенных заказывают товары лишь за границей.

Наиболее популярной категорией покупок за границей являются одежда и обувь (51,6%), бытовая электроника (38,1%), смартфоны и планшеты (15,8%). Чаще всего россияне покупают в китайских магазинах (87,9% покупателей), американскими онлайн-шопами пользовались 19,2%, 10,7% — германскими и 7,1% — британскими.

Через Великобританию проходят покупки на AliExpress, Google, Playstationnetwork, через США — Amazon, через Люксембург — iTunes. Увеличение платежей за игры, фильмы и музыку свидетельствует о вытеснении лицензионным контентом в России пиратского и росте уважения к авторским правам.

— Мы видим, что количество трансакций в зарубежных магазинах растет, и связываем это с повышением интереса к интернет-покупкам в целом. В особенности за последнее время увеличился объем покупок цифрового контента — музыки, фильмов, книг через AppStore, PlayMarket и другие площадки. Дополнительным мотивирующим фактором выступают бонусные программы банков, которые позволяют получать повышенный кешбэк за интернет-покупки, — рассказал начальник управления развития продуктов Бинбанка Алексей Охорзин.

Постепенно увеличивается и оборот подобных трансакций.

— Доля оборота и количество трансакций за рубежом растут, — констатировала руководитель службы банковских карт банка ВТБ Мария Точилова. — Сумма трансакций с января по июль в 2015 году в ВТБ составляла 1,6 млрд рублей, в 2016-м — 1,5 млрд рублей, в 2017-м — уже 2,1 млрд рублей. Количество транзакций за тот же период увеличилось с 1,2 млн до 1,8 млн.

По данным Промсвязьбанка, средний чек покупок в зарубежных интернет-магазинах за январь–июль увеличился с 1429 до 1722 рублей.

В банке «Российский капитал» зафиксировали увеличение количества трансакций на 12%, но снижение суммы на 16%.

Увеличение числа трансакций и их объема в зарубежных интернет-магазинах говорит о достижении россиянами определенного уровня финансовой грамотности, заметил директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

— Финансовая грамотность, безусловно, повышается, и популярность пользования карточками растет, поэтому мы видим такую динамику, — уверен он. — Также важно, что такие товары часто привлекательны по стоимости. Так случилось потому, что рубль укрепился. В рублевом эквиваленте эти товары выглядят относительно дешево и, соответственно, привлекательно для покупателей.

По его оценке, дальнейшее развитие этого сегмента торговли будет зависеть от курса российской валюты.

— Если рубль будет стабилен, то сохранится положительная динамика, потому что покупать товары в интернете еще и удобнее. А если рубль будет ослабевать, конечно, возможности покупки через интернет-магазины сократятся. Поэтому ключевой фактор для оценки динамики — что будет происходить именно с интернет-торговлей — это то, что будет с рублем, — пояснил Игорь Николаев.

С 1 сентября 2016-го по 1 сентября нынешнего года официальный курс рубля к доллару укрепился с 65,3 до 58,5 рубля за доллар. При этом в течение 2017 года курс колеблется в узком диапазоне 58–60 рублей за доллар, что позволяет планировать свои расходы в валюте, в том числе и покупая товары за границей.

Алина Евстигнеева

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Финансы, Web

Ключевые слова: электронная торговля, интернет-магазин