30 января в Москве начала работу 20-я юбилейная выставка-форум CSTB.Telecom&Media’2018

20 лет – много или мало для крупнейшего события индустрии телевидения и телекома? О этом рассуждали гости на церемонии официального открытия выставки-форума CSTB. Telecom & Media, которая состоялась 30 января в МВЦ «Крокус Экспо». В церемонии приняли участие генеральный директор к «Мидэкспо» Ирина Недумова, президент АКТР Юрий Припачкин, генеральный директор «Триколор ТВ» Алексей Холодов, вице-президент Huawei Russia Чжэн Синь, генеральный продюсер «Первый канал. Всемирная сеть» Дмитрий Борисов и заместитель генерального директора ВГТРК Дмитрий Медников. Кроме того, поздравление мероприятию направил Герман Клименко, советник Президента РФ по развитию Интернета, который отметил значительную роль выставки-форума в развитии партнерских связей производителей и потребителей, а также в улучшении качества операторских и телевизионных услуг. Проект назвали «большой цифровой историей», «традицией, без которой отрасль не представляет начало года», событием, которое обеспечивает специалистам возможность определить, в каком направлении движется индустрия.

От торжественной части участники и гости мероприятия перешли к части деловой, в первый день работы юбилейной CSTB. Telecom & Media провели сразу несколько значимых бизнес-мероприятий, которые были призваны обозначить вектор развития индустрии телевидения и телекоммуникаций на ближайший год. Деловая программа стартовала с круглого стола, который в этом году был посвящен острому вопросу - "Стратегии развития бизнеса эфирных и неэфирных каналов в различных средах распространения". Здесь лидеры отрасли обсудили фундаментальные изменения, которые происходят в сфере дистрибуции контента и поделились своим мнением о том, как меняется путь пользователя при просмотре линейного и нелинейного телевидения. Ведущими стали руководитель каналов молодёжного и музыкального вещания VIACOM Яна Чурикова и Президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин. В обсуждении приняли участие Алексей Волин, Заместитель Министра, Минкомсвязи РФ, Михаил Силин, вице-президент АКТР, Дмитрий Медников, заместитель генерального директора ВГТРК, Валентина Удалова, директор сетей распространения программ, Первый канал, Кирилл Лыско, генеральный директор, Цифровое телевидение, Михаил Ковальчук, генеральный директор, Сигнал Медиа, Чжэн Синь (Zheng Xin), вице-президент, Huawei Russia, Алексей Холодов, генеральный директор, Триколор ТВ, Наталья Братчикова, директор департамента маркетинга фиксированного бизнеса и ТВ, МТС, Романчук Виктор, директор продуктового офиса «Видео» подразделения по работе с массовым сегментом, Ростелеком, Мария Ситковская, директор по продвижению медибизнеса, ВымпелКом, Михаил Демин, генеральный директор, НТВ-ПЛЮС, Кирилл Махновский, генеральный директор, Орион Экспресс, Николай Орлов, региональный вице-президент, Eutelsat S.A., Жаркын Турсынов, управляющий партнер, директор по развитию компании «ЛайфСтрим», Ксения Ачкасова, директор по телевизионным исследованиям, MediaScope, Александр Лигер, заместитель генерального директора, НСК.

Одной из тем для обсуждения стала проблема пиратского контента и способы борьбы с ним.  Как отметил Алексей Волин, «основные пиратские ресурсы по распространению видеоконтента были заблокированы по обращению правообладателей. Кроме того, Министерство стало блокировать зеркала пиратских сайтов, более 500 зеркал уже заблокировано (их совокупная аудитория составляет 200 млн человек)». Спикеры сошлись во мнении, что для рядового пользователя первичен контент, а не способ потребления, и участники рынка должны вместе работать над созданием ценности контента в глазах потребителя. Кроме того, эксперты отметили, что нелинейное смотрение набирает обороты, при этом абонент в удобное для себя время смотрит продукты, созданные для линейного смотрения. К примеру, телеканалы не перестанут показывать длинные сериалы и фильмы, а смотреть их на планшетах и телефонах некомфортно.

Много говорили об ОТТ сервисах, в том числе о том, что развитие OTT зависит от того, как телеканалы будут выстраивать свои платформы по легальному распространению контента. OTT-потребление уверенно растет за счет молодой аудитории, потребляющей контент в мобильных приложениях и использующей отложенный просмотр. При этом традиционное эфирное распространение не будет свернуто, скорее стоит говорить о сегментации.

Участники обсудили отношения телеком-операторов с контент-производителями, которые во многом до сих пор существуют в серой зоне: телеком-операторы работают в неконкурентной среде, где нет индустриальной статистики – нет данных по телесмотрению и распределению платежей абонентов. У игроков нет понятных и прозрачных правил игры: очень часто каналы, которые смотрят лучше, меньше «весят» в деньгах.

Эта же тема – существование каналов в интернет-среде – но уже в разрезе легального распространения и монетизации, была лейтмотивом отдельной презентации, в которой компании НСК, Первый канал, SPB TV, МТС и Витрина ТВ вместе с Алексеем Волиным, заместителем Министра Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, обсудили, какие драйверы и барьеры существуют для вещания телевизионных каналов в интернет-среде. На данный момент не существует единого платформенного решения, однако технологии шагнули далеко вперед, что позволяет ведущим игрокам рынка максимально легализовать свое присутствие в ОТТ. Модератором стал Алексей Бырдин, генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео». Представители отрасли высказывали разные мнения о том, какие решения необходимы отрасли для эффективного взаимодействия телеканалов и сервисов, обеспечивающих вещание в ОТТ.  Например, чтобы сделать большую охватную историю, у сервисов по доставке контента (Яндекса или онлайн-кинотеатров) должен быть коммерческий интерес. И в противовес – иная точка зрения -  телеканалам не нужно никого убеждать, так как более качественного контента, чем у них, на рынке нет. Задача телеканала – прийти на рекламный рынок в интернете и «отъесть» часть этого рынка.

Эксперты сошлись во мнении, что вещание в ОТТ сопряжено с технологическими сложностями, телеканалам стоит сотрудничать с платформами, которые предлагают современные решения, например, показывать таргетированную рекламу конкретному пользователю в зависимости от устройства.

Пример успешной интеграции – вещание в ОТТ сетях Первого канала. Телеканал выбрал стратегию сотрудничества с ведущими площадками и договорился с ними об условиях, также до 10 февраля Первый канал принимает заявки от более мелких ресурсов и приложений о желании транслировать его программные продукты.

Впервые на CSTB.Telecom&Media 2018 состоялась «Стратегическая сессия российских ассоциаций производителей», в рамках которой участники С.В. Хохлов, Департамент радиоэлектронной промышленности Минпромторга России, А.В. Масленников, Департамент развития секторов экономики Минэкономразвития России, С.Н. Ефимов, Региональная производственно-техническая дирекция ВГТРК, K.Ю. Кукк и В.Н. Иванчук, Ассоциация разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания (АРПАТ), А.В. Колесников, Ассоциация участников рынка интернета вещей (АИВ), Е.А. Филатова, Ассоциация дополненной и виртуальной реальности (AVRA), А.А. Безруков, GS Group, комитет по регулированию внутреннего рынка АРПЭ, Н.А. Уткин, РВК и М.А. Савельева, ООО «TPV CIS», - детально обсудили стимулы для развития отечественного производства. Главные из них, по мнению собравшихся, налоговое стимулирование, государственные закупки, таможенно-тарифное регулирование, государственное субсидирование и стандартизация. В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что все стандарты должны быть гармонизированы с международной практикой, в противном случае отечественное производство не сможет составить конкуренцию зарубежному. Таким образом, встроенность российских производителей в мировую экономику представляется экспертам закономерным и необходимым шагом для дальнейшего поступательного развития отрасли. Научно-техническое сотрудничество с мировыми компаниями признается одним из источников зарубежных инвестиций, которые могут покрыть издержки, возникающие по причине сложности технологий и высокой стоимости разработок в целом. Непременным условием сотрудничества называют постепенное углубление локализации производства. Оно же в конечном итоге приведет к импортонезависимости. Также эксперты отметили, что несмотря на очевидные недостатки в системе стимулирования производства, количество отечественных брендов постоянно растет, тем самым увеличивая долю рынка. Модератором сессии выступил президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) А.В. Онищук.

Как пример отечественного производства, GS Group на выставке CSTB. Telecom & Media 2018 представляет первую ТВ-приставку на базе Android, разработанную и произведенную в России. Новое устройство под брендом General Satellite позволяет выйти далеко за рамки линейного ТВ, превращая телевизор в мультимедийный центр с широким спектром сервисов и услуг. Производство приставки стартует в 2018 году. Вся технологическая цепочка – от разработки до упаковки готового продукта – будет развернута на предприятиях инновационного кластера «Технополис GS». В ближайшие годы GS Group выпустит на рынок линейку аналогичных устройств для российских телеком-операторов.

Еще одна дискуссия, на тему «ULTRA HD – новый глобальный этап развития телевидения?», собрала за одним столом Константина Анкилова, генерального директора ТМТ Консалтинг, Михаила Горячева, директора по контенту Триколор ТВ, Алексея Угриновича, генерального директора Dolby в России и СНГ, Александра Суркова, руководителя аналитического центра холдинга GS Group, Мишеля Шаброля, старшего вице-президента по новым ТВ-форматам Eutelsat S.A, Жаркына Турсынова, директора по развитию «Лайфстрим» («Смотрёшка») и Джима Филлипова, директора по маркетингу продуктов, Irdeto. Модерировали дискуссию Николай Орлов, генеральный директор, «Первый ТВЧ», и Александр Черняев, ведущий менеджер, Huawei.

Эксперты обсудили изменения, произошедшие на российском и международном рынках UHD в 2017 году, перспективы развития абонентской базы UHD-телевидения в России, драйверы роста и проблемы развития технологии. По словам аналитиков, уже каждый третий продаваемый в мире телевизор поддерживает формат Ultra HD. Безусловно, в России эта цифра пока несколько ниже – порядка 16% проданных устройств, однако этот процент растет, так как снижается стоимость устройств. На сегодняшний день ни технических, ни коммерческих проблем для развития 4К в России не существует.  Наоборот, и инфраструктура, и контент, и производители бытового оборудования – все толкает индустрию к развитию. Единственный вопрос – это вопрос контента. Западные мейджоры уже начали создавать его в большом количестве (в Западной Европе, к примеру, в 2019 году прогнозируют уже 42 канала), а вот отечественного контента на рынке сейчас практически нет. К слову, сейчас оператор Триколор ТВ вещает 6 каналов в формате UHD, доля российского контента в них очень мала. Но перспектива есть - компания «Первый ТВЧ» начинает снимать собственный контент в формате Ultra HD. Оператор МТС анонсировал запуск 4К решения к Чемпионату Мира по футболу 2018 года.

Ultra HD – это экосистема, в которую на каждом технологическом этапе инвестируют серьезные средства крупные международные компании. Именно поэтому Ultra HD сегодня – это драйвер роста рынка для всей телекоммуникационной отрасли. Обсудили и системы защиты контента UHD. Технические особенности систем условного доступа и приставок для UHD контента позволяют ему быть самым защищенным на сегодняшний день.

Форум региональных операторов собрал представителей отрасли со всей России и стал одним из самых посещаемых деловых мероприятий дня. Участники: Михаил Медриш, ОАО «КОМКОР», Искандар Бахтияров, Уфанет, Дмитрий Галушко, Ордерком, Виталий Корнеев, Видикон, Александр Васильев, Ланта, Всеволод Сименидо, КЭТИС, Юрий Гулак, Ореол, Илья Фоминых, Sevencom, Станислав Колгатин, Контур-М, Вячеслав Берсон, Первый ТВЧ. Модератор Олег Грищенко, президент Ассоциации Ростелесеть, акцентировал внимание собравшихся на «законе Яровой» и возможных путях его реализации в контексте хранения операторами данных. Участники форума сошлись во мнении, что принятый в 2016 году закон не удовлетворяет ожиданиям операторов и мешает их деятельности. Специалисты разошлись в оценке последнего постановления Правительства, полемика велась вокруг изменения срока необходимого хранения данных – в последнем Постановлении срок был уменьшен до 1 месяца. Большинство экспертов отметило положительные подвижки в диалоге бизнеса и власти, спикеры отметили, что власть начала прислушиваться к мнению малых операторов.

Кроме того, были затронуты вопросы оптимизации контентного наполнения каналов, необходимость определения единых параметров для оценки просмотра канала и развития мобильных приложений для спутниковых операторов, а также продвижение мобильного телевидения для «поколения планшетов».

Обсуждая вопрос формирования пакета (что должно быть в аналоге, что в открытой цифре, каким должен быть премиальный пакет), спикеры пришли к выводу, что большинство региональных операторов расширяют цифровой пакет и сокращают дорогостоящее аналоговое телевидение. В ходе дискуссии представители двух принципиальных подходов столкнулись в полемике на тему определения наилучшей стратегии операторов в сохранении абонентов, задавшись вопросом, что значит настоящая клиентоориентированность: отключение нишевых каналов и сохранение месячной абонентской платы или поддержка нишевого контента, неизбежно приводящая к повышению стоимости.

За первый день работы выставки и форума CSTB.Telecom&Media’2018 деловую программу посетило более 1500 человек, что стало своеобразным рекордом посещаемости Форума. Впереди участников выставки и форума ждут еще два насыщенных деловой программой дня.

31 января участники Форума приглашаются на впервые проходящий в России Content Summit Russia, посетителей ожидает целый день дискуссий, посвященный развитию российского контента и его продвижению за рубежом. Участие в обсуждении примут известные продюсеры и производители, байеры и дистрибьютеры контента.

Специалистов также заинтересует проект OTT Market/ OTT Future – уникальная площадка для экспонирования новинок в области OTT и обсуждения развития рынка. Эксперты обсудят будущее OTT технологий и затронут такие вопросы, как влияние борьбы с пиратством на рынок, SVOD и интеграцию с операторами.

Практическими навыками поделятся со слушателями участники кейс-марафона «Маркетинговая активность операторов и вещателей», презентации которых будут посвящены самым ярким реализованным проектам операторов и телеканалов.

Рубрики: Маркетинг

Ключевые слова: мероприятия, выставка