Мечты об «умном городе»: 50 «умных» городов с технопарками, открытыми данными и цифровыми платформами управления

Значительная часть первоначального проекта программы «Цифровая экономика» была посвящена развитию 50 «умных» городов, управление в которых будет основано на интегрированных цифровых платформах. В таких городах будут созданы технопарки и центры защиты интеллектуальных прав, а для властей появятся форматы обязательных к раскрытию открытых данных.

Национальные стандарты для «умных» городов

Проект программа «Цифровая экономика», подготовленная весной Минкомсвязи по поручению президента Владимира Путина, содержал раздел «Умный город». Летом данный раздел был значительно расширен, однако в последний момент – перед утверждением программы – неожиданно исключен из программы. Наша редакция публикует материалы, основанные на содержимом данного раздела.

В начале 2018 г на федеральном уровне должен быть создан специализированный институт – Центр компетенций «Умный город» - с функциями координации, контроля и методической поддержки реализации соответствующих мероприятий.  

У данного центра будет установлено информационное взаимодействие с региональными центрами трансфера технологий и центрами по защите интеллектуальной собственности при городских администраций в ВУЗах и крупных компаниях-налогоплательщиках, а также с ведущими международными и зарубежными национальными организациями по тематике «умных» городов.

Центр должен будет участвовать в выработке стандартов и иметь льготный доступ к международным базам знаний и рейтинговым системам по направлению «Умный город». В 2020-22 гг будет разработан национальный пакет стандартов по направлению «умный» город и обеспечено его продвижение на международных площадках по стандартизации в данной сфере.

Раздел «Умный город» предполагает создание и ежегодную актуализацию детализированной концепции «50 умных городов России». До конца 2018 г будет проведено исследование различных аспектов жизнедеятельности российских городов: экологического, социально-демографического, климатического, криминогенной обстановки, городской инфраструктуры, экономического и т.д

Будут определены основные категории российских городов для более сфокусированной постановки задач. Затем во взаимодействии с субъектами РФ и соответствующими органами местного самоуправления будет определен  перечень из 50 российских городов различных категорий, участвующих в данной концепции.

 Мечты об «умном городе»: 50 «умных» городов с технопарками, открытыми данными и цифровыми платформами управления

Онтологическая модель «умных» городов

Также должен быть сформирован перечень ключевых цифровых технологий, необходимых для реализации мероприятий в «умных» городах». Вместе с концепцией «умных» городов будет разработана онтологическая модель   деятельности «умного» города, представляющая структурированное описание объектов/субъектов «умного» города и отношений между ними в процессе делового оборота в пространстве и во времени.

В онтологическую  модель будет включена система базисных концептов и понятий, необходимых для разработки стандартов, методик и рекомендаций по системе показателей «умного» города. При разработке модели будет учитываться необходимость ее гармонизации с принятыми международными стандартами и глоссариями в сфере «умных городов».

Интернет промониторят на предмет удовлетворенности горожан

Также планируется разработка система показателей и методика оценки эффективности развития «умных» городов в РФ с учетом международных стандартов и рейтингов  по данному направлению. Нормативно будут утверждены требования по предоставлению в Центр компетенций «Умный город» местными администрациями информации, необходимой для мониторинга эффективности развития «умных» городов РФ

Будут  разработаны и внедрены инструменты мониторинга эффективности реализации концепций «50 умных городов России» и удовлетворенности и ожиданий граждан, использующие информационные ресурсы органов власти всех уровней, а также любые источники информации в интернете, включая социальные сети и платные базы данных.

 

Мечты об «умном городе»: 50 «умных» городов с технопарками, открытыми данными и цифровыми платформами управления

Интегрированная цифровая платформа «умных» городов

Авторы программы планируют повысить качество управления городскими ресурсами, услугами и безопасностью путем внедрения интегрированных цифровых платформ управления городскими ресурсами – платформ «умных» городов, интегрирующих информационные потоки от различных городских инфраструктур в целях поддержки принятия решений местными администрациями.

С этой целью во II квартале 2018 г будет проведен анализ существующих на отечественном и зарубежном рынках разработок и перспективных технологий для управления городскими ресурсами на территории РФ. Позднее будет разработана и утверждена концепция интегрированной цифровой платформы, включающая опорную онтологическую модель управления  городскими ресурсами, услугами и безопасностью, типовую функциональную архитектуру, типовую организационную модель внедрения  и эксплуатации.

В 2019 г будут разработаны и утверждены требования к обеспечению безопасности и бесперебойному функционированию решений по управлению городскими ресурсами на территории РФ и их дальнейшей поддержке, в том числе в части локализации соответствующих зарубежных разработок. Также будет внедрено нормативное определение и меры государственного  регулирования оборота технологических данных и инфраструктуры технологических данных.

В том числе в Законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» будут определены понятия «технологические данные» и «инфраструктура технолоогических данных», а также определен состав инфраструктуры технологических данных. Речь идет о технических средствах (оборудование, осуществляющее сбор данных, каналы связи и центры обработки данных), программные средства, обеспечивающие базовые услуги обработки и передачи технологических данных, а также прохождение управляющего сигнала (платформа индустриального интернета), сервисы и приложения.

Будут установлены требований к техническим и программным средствам инфраструктуры технологических данных, установлены требования к операторам технических и программных средств инфраструктуры технологических данных. В Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» будут внесены изменения в части установления требований об осуществлении сбора, хранения и обработки технологических данных с использованием технических средств, размещенных на территории РФ.

Также будут разработаны и утверждены требования к функциональной архитектуре, архитектуре данных и открытым протоколам взаимодействия с интегрированной цифровой платформой управления городскими ресурсами. До конца 2020 г будет  разработан опытный образец интегрированной цифровой платформы и проведена серия «пилотных» внедрений в 10 различных городах РФ с учетом интеграции с существующей инфраструктурой и ведомственными информационными системами.

 

Мечты об «умном городе»: 50 «умных» городов с технопарками, открытыми данными и цифровыми платформами управления

Цифровые платформы проинтегрируют с системами безопасности

Планируется также разработать и внедрить в действие меры государственной поддержки внедрения интегрированных цифровых платформ управления городскими ресурсами (субсидии, участие институтов развитии и т.д), а также возможные организационно-правовые формы реализации соответствующих проектов (проектные консорциумы, концессионные соглашения, сервисные контракты, доверительное управление и т.п.).

 Аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город» и Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозах возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН) в городах РФ будут интегрированы с цифровыми платформами управления городскими ресурсами.

До конца 2022 г в 10 городах органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции, будут использовать интегрированные цифровые платформы управления городскими ресурсами и инфраструктурой технологических данных.

 До конца 2024 г в 50 городах внедрена интегрированная цифровая платформа управления городскими ресурсами, с которой будут интегрированы КСЭОН и АПК «Безопасный город». С помощью данной платформы будет приниматься не менее половины решений в соответствующих городах.  

Открытые данные в «умном» городе

Также авторы программы планируют обеспечить открытость, качество и восстребованность городских данных для всех категорий потребителей. Во II квартале 2018 г будет проведен анализ существующих наборов «открытых данных», размещенных на порталах региональных и муниципальных органов власти, и  создаваемых на их основе сервисов.

Также будет проведен анализ зарубежных практик разработки приложений, использующих «открытые данные» для широкого круга лиц. Ко II кварталу 2019 г органы местного самоуправления будут обязаны использовать опубликованные ими же массивы «открытых данных» как первичные источники информации для принятия решений.

До конца 2020 г будет предоставлен открытый доступ («открытые данные») к городским информационным ресурсам с учетом требований к защите государственной тайны, персональных данных и иных требований по безопасности, в том числе через программный интерфейс.

В 2022 г будут разработаны и внедрены меры по стимулированию отечественных разработчиков к созданию на основе городских данных различных цифровых сервисов и приложений (включая сайты в сети интернет и мобильные приложения). А в 2023 г будут проработаны и введены в действие правовые и технологические механизмы легитимного и безопасного доступа заинтересованных частных и публичных лиц к непубличным данным, не подлежащим опубликованию в открытом доступе.

Авторы программы надеются, что благодаря принятым мерам до конца 2024 г количество пользователей цифровых сервисов, функционирующих с использованием городских «открытых данных», составит не менее 15%   от общего числа городского населения.

 

Мечты об «умном городе»: 50 «умных» городов с технопарками, открытыми данными и цифровыми платформами управления

Инновации и технопарки в «умном» городе

В «умном» городе должны быть созданы благоприятные условия для развития высокотехнологических компаний, основным направлением деятельности являются цифровые технологии.  Во II квартале 2018 г будет проведен анализ существующей инновационной инфраструктуры российских городов и возможностей ее развития.  

До конца 2018 г будут разработаны меры, обеспечивающие рост количества специалистов в области ИКТ, занятых в экономике городов, и меры по стимулированию изобретательской активности в городах. Также планируется разработать методические рекомендации по формированию центров по защите интеллектуальной собственности при поддержке городских администраций в ВУЗах и крупных компаниях-налогоплательщиках

В 2019 г будут скорректированы стратегии государственных институтов развития с учетом необходимости стимулирования развития и поддержки отечественных инновационных компаний, развивающих технологии «умного» города, индустриального интернета (в том числе технологии интеллектуальных транспортных систем, информационного моделирования, а также внедрения интеллектуальной инфраструктуры в ЭКХ и энергетике) и  улучшения инновационной инфраструктуры российских городов.

К концу 2024 г в 50 городах при поддержке городских администраций будут действовать 1 – 2 центра по защите интеллектуальной собственности (в каждом городе) в ВУЗах и крупных компаниях-налогоплательщиках. В аналогичном числе городов появятся промышленные кластеры и технопарки (не менее 1 в каждом городе), в том числе обладающие инфраструктурой для ускоренного создания и проведения испытаний прототипов и опытных образцов (партий) инновационной или высокотехнологической инфраструктурой.

Повышение цифровой грамотности городских служащих

Авторы программы считают необходимо повысить цифровую грамотность муниципальных служащих и простимулировать городские власти к внедрению цифровых технологий.  До конца 2018 г должны быть утверждены изменения в существующие профессиональные стандарты муниципальных служащих с учетом требований к навыкам по работе с данными.

На конец 2019 г в 50 городах будет использовать обновленный профессиональный стандарт специалиста по работе с данными на муниципальной службе с учетом требований по работе с данными. Также в этих городах будет разработана и внедрена система непрерывного обучения муниципальных служащих по применению цифровых технологий и внедрена система мотивации для руководителей городских администраций и мэров городов, учитывающая результаты деятельности по внедрению цифровых технологий.

В III квартале 2020 г будут внедрены меры по повышению уровня цифровой грамотности муниципальных служащих и созданию привлекательных условия работы в муниципалитетах для специалистов в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

 

Мечты об «умном городе»: 50 «умных» городов с технопарками, открытыми данными и цифровыми платформами управления

Российские «умные» города на международной арене

Авторы надеются, что российские «умные» города смогут заняться достойные места в соответствующих международных рейтингах. С этой целью до конца 2018 г будут разработаны и доведены до субъектов РФ и органов местного самоуправления рекомендации по участию в индексах и рейтингах по направлению «Умный город» с учетом их специфики.

В 2019 г российские города будут участвовать в наиболее авторитетных международных рейтингах и индексах по направлению «Умный город». А совместно со странами-членами Евразийского экономического содружества (ЕАЭС) будет разработан и внедрен рейтинг «Умных городов» на пространстве ЕАЭС.

В 2020 г не менее 5 российских городов войдут в ТОП-10 рейтинга «Умных городов стран  ЕАЭС». А в 2024 г не менее 8 городов войдут в ТОП-50 приоритетных международных рейтингов «Умных городов».

Рубрики: Регулирование, Инновации

Ключевые слова: регулирование, инновации, Цифровые технологии