МТС переборщила со сравнениями

Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) признала компанию МТС (ПАО "Мобильные ТелеСистемы") нарушившей федеральный закон "О рекламе". В ФАС сообщили, что оператор демонстрировал в рекламном ролике некорректное сравнение спутникового и эфирного телевидения, представляя последнее ненадежным и устаревшим. Эксперты отметили, что это далеко не первый случай, когда МТС вводит потребителей в заблуждение в рекламе спутникового ТВ.

Как уточнили в ведомстве, комиссия ФАС России признала нарушившей закон "О рекламе" телерекламу МТС оборудования спутникового телевидения - "Не мучайся со старым ТВ. Переходи на спутник". С претензией к рекламе, распространявшейся в прошлом году, в антимонопольное ведомство обратились ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" и ООО "Саратовский электромеханический завод РЭМО". По факту нарушения антимонопольная служба предписала МТС как рекламодателю устранить нарушение. "Материалы дела переданы для составления протокола об административном правонарушении для назначения штрафа. Размер штрафа за подобного рода правонарушения составляет от 100 до 500 тыс. рублей", - уточнили в ведомстве.

В ФАС рассказали, что по сценарию герои рекламы проживают в загородном поселке. Героиня пытается настроить сигнал эфирной наружной телевизионной антенны, закрепленной с помощью мачты на крыше коттеджа. Подошедшему соседу героиня говорит, что "антенна совсем не ловит". Со словами "сейчас починю", сосед ударяет шестом по антенне, которая падает на землю. "Не мучайся со старым ТВ. Переходи на спутник", – советует он соседке.

По мнению комиссии ФАС, акцент в ролике делается на недостатках эфирного телевидения: оно представляется ненадежным и устаревшим. Однако, при внедрении цифрового эфирного вещания в России используется современный стандарт цифрового телевидения. Вместе с тем, добавили в службе, у эфирного телевидения есть преимущества перед спутниковым: например, доступны региональные программы.

"При таких обстоятельствах приведенное в рекламе сравнение спутникового телевидения МТС и эфирного телевидения является некорректным. Соответственно реклама, которая содержит некорректное сравнение, является недобросовестной", - сообщили в ФАС. В МТС в минувшую пятницу не ответили на запрос корреспондента ComNews.

Начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина пояснила, что закон не запрещает в рекламе сравнение. Однако приведено оно должно быть таким образом, чтобы не порочить конкурента и не быть некорректным. Так, уточнили в ФАС, в соответствии с частью 6 статьи 38 федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 закона "О рекламе".

Председатель организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) Олег Павлов сообщил, что это далеко не первый случай, когда МТС вводит потребителей в заблуждение в рекламе спутникового ТВ. В частности, напомнил он, в 2016-2017 гг. оператор проводил рекламную кампанию под общим лозунгом "Спутниковое ТВ с оборудованием за 0 рублей". Во всех сюжетах от пользователей было скрыто большинство существенных условий (о реальной территории предоставления услуги, обязанностях абонента по оплате услуг и компенсации стоимости оборудования и т.п.).

"Этот факт неоднократно был отмечен в нашем рейтинге недобросовестности. После чего дело было рассмотрено ФАС и МТС признали виновным в нарушении законодательства о рекламе. Антимонопольная служба подтвердила, что в рекламе действительно сообщалась недостоверная информация о стоимости комплекта оборудования для получения услуг "Спутникового ТВ МТС", что вводило потребителей в заблуждение и нарушало пункт 4 части 3 статьи 5 закона "О рекламе". "Внимание потребителей в указанных сюжетах фокусировалось на утверждении "Оборудование за 0 рублей", которое давало основание полагать, что комплект оборудования предоставляется бесплатно. Фактически же плата взималась", - уточнил Олег Павлов.

Он добавил, что масса скрытых условий было и в рекламной кампании, в которой МТС обещала спутниковое ТВ без абонентской платы для всех, у кого тариф Smart. "На самом деле, предложение было доступно только для самых дорогих тарифов линейки. Более того, платить деньги за просмотр спутникового ТВ все равно был нужно – платными являлись установочный комплект, услуги по установке и каждый месяц аренды оборудования. Абонентскую плату за первый месяц оператор также требовал", - рассказал председатель ОПИ.

В разговоре с корреспондентом ComNews аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын сказал, что доля МТС на рынке спутникового ТВ составляет 2,1%. Комментируя решение ФАС в отношении МТС, аналитик отметил: "Судя по восторженным отзывам аналитиков в прессе в прошлом квартале, когда МТС не стала возражать против оценки своей базы платного спутникового ТВ в 357 тыс. абонентов, МТС мог соблазнить дерзкий (в отношении эфирного ТВ) креатив не в связи с разочарованием, а напротив, на волне воодушевления от успехов".

Мария Андреева

Рубрики: Фиксированная связь, Маркетинг, Регулирование

Ключевые слова: МТС, рекламные ролики, ФАС, спутниковое телевидение