AC&M Consulting: 207,91 млн сотовых абонентов в России

Исследовательское агентство AC&M Consulting опубликовало свой новый отчет о развитии сотовой связи в России за 2009 год. Согласно исследованию, общее количество номинальных абонентов на конец декабря прошлого года в России составило 207,91 млн человек, увеличившись за год на 20,1 млн человек. Таким образом, номинальное (по количеству проданных SIM-карт) проникновение сотовой связи в стране составило 143,2 %.
Согласно отчету, общее количество номинальных абонентов сотовой связи (по числу проданных SIM-карт) на 31 декабря 2009 года в России составило 207,91 млн человек, а уровень проникновения сотовой связи в стране достиг 143,2 % (на 2,41 млн абонентов больше, чем в ноябре 2009 года). При этом общее количество мобильных пользователей в Москве составило 32,4 млн человек (проникновение 190,7 %), превысив на 210 тыс. абонентов показатели прошлого месяца. Общее количество абонентов в Санкт-Петербурге составило 11,85 млн абонентов (проникновение 186,8 %), что больше показателя ноября прошлого года на 63 тыс. абонентов. Таким образом, в регионах на 31 декабря 2009 года насчитывалось около 163,66 млн абонентов при проникновении сотовой связи на уровне 134,3 %. При этом общероссийский прирост абонентов сотовой связи в декабре прошлого года составил 2,41 млн абонентов, где доля «МегаФон» составила 33,3 %, МТС – 23,1 %, «Билайна» – 12,3 %, а доля других операторов – 31,3 %.

По операторам данные выглядят следующим образом: МТС располагает 69,34 млн абонентов в России, «ВымпелКом» (бренд «Билайн») – 50,88 млн абонентов, «МегаФон» – 50,22 млн абонентов. Таким образом, на остальных российских операторов сотовой связи пришлось около 37,5 млн абонентов.



Структура российского рынка сотовой связи по операторам
на конец 2009 года (данные AC&M Consulting)


Совокупная абонентская база МТС на последний день прошлого года составила 102,37 млн человек, из которых на Россию пришлось 69,34 млн человек, что на 558 тыс. больше показателя ноября 2009 года. В Москве насчитывается около 13,6 млн абонентов МТС (на 18,4 тыс. больше показателя ноября 2009 года), на Украине – 17,56 млн человек, в Узбекистане – 7,07 млн абонентов, в Туркменистане – 1,75 млн пользователей, и в Армении насчитывается около 2,07 млн абонентов. Неконсолидированное число абонентов МТС в Белоруссии при этом составило 4,56 млн человек.

Общая абонентская база «ВымпелКом» (бренд «Билайн») на конец декабря 2009 года составила около 64 млн абонентов, что на 217,3 тыс. человек больше, чем в предыдущем месяце. При этом количество абонентов «Билайн» в России составило 50,89 млн человек (на 297 тыс. больше ноября), из которых около 10,85 млн пришлось на Москву (приток к ноябрю в 35 тыс. человек). В Казахстане на 31 декабря 2009 года насчитывалось около 6,13 млн абонентов «Билайн», на Украине – 2 млн абонентов, в Таджикистане – 743 тыс. человек, на Узбекистан пришлось 3,33 млн абонентов, а на Армению и Грузию – по 545 тыс. и 399 тыс. абонентов соответственно.

Общее количество абонентов «МегаФона» на конец декабря 2009 года составило 50,54 млн человек, что на 829,4 тыс. абонентов больше ноября. Из этого числа около 7,44 млн абонентов «МегаФона» пришлось на Москву (прирост за месяц на 103 тыс. человек) и приблизительно 320 тыс. абонентов было в Таджикистане.

По итогам 2009 года крупнейшим сотовым оператором по числу абонентов после «большой тройки» стал Tele2 с 14,45 млн человек в 32 регионах РФ (прирост к ноябрю в 410 тыс. абонентов). При этом на регионы России приходится 55,751 млн абонентов МТС, 40 млн абонентов «Билайн» и 42,8 млн абонентов «МегаФон».

Пятым по размеру абонентской базы сотовым оператором России является «Уралсвязьинформ» с 5,65 млн человек, далее следует «Сибирьтелеком» с 5,22 млн абонентов, действующий в 16 регионах СМАРТС с 3,5 млн абонентов. Абонентская база НСС («Нижегородская сотовая связь») по итогам декабря 2009 года достигла 3,5 млн человек, что на 675 тыс. абонентов больше показателя ноября. Абонентов «Сотовой Связи «МОТИВ» насчитывалось 1,7 млн человек, а замыкает десятку крупнейших операторов России дальневосточная «Новая телефонная компания» с 1,33 млн абонентов. Справедливости ради стоит включить в это список и CDMA-оператора «Скай Линк», имеющего 1,18 млн абонентов в 36 регионах РФ.

Количество абонентов в Москве за декабрь увеличилось на 210 тыс. человек, большая часть из которых стала абонентами «МегаФон» (59,1 % всех новых подключений), 20,1 % пришлось на «Билайн», 10,6 % – МТС и 10,2 % стали абонентами «Скай Линк». Таким образом, общая структура столичного рынка сотовой связи, согласно данным ACM-Consulting, выглядит следующим образом:



Рынок Санкт-Петербурга с точки зрения новых подключений выглядел так: 49,2 % из 63 тыс. новых абонентов в декабре 2009 года пришлось на МТС, 17,5 % – на «Билайн», 17,1 % – на «МегаФон». Кроме того, 15,4 % стали абонентами Tele2 и 0,8 % – абонентами «Скай Линк». Общая структура рынка сотовой связи Санкт-Петербурга на 31 декабря прошлого года выглядела так: на «МегаФон» приходилось 33,4 % абонентов, МТС – 31,4 %, «ВымпелКом» («Билайн») – 17,8 %, Tele2 – 15,4 %, «Скай Линк» – 2 %.

Что касается рынка сотовой связи Украины, то, по данным ACM-Consulting, на 31 декабря 2009 года общее количество абонентов сотовой в стране составило 55,25 млн человек (проникновение 120,6 %), что больше показателя ноября на 290 тыс. абонентов. При этом абонентами «Киевстара» были 22 млн человек, украинской дочки МТС – 17,56 млн человек, «Астелит» (бренд life:) имел 12,21 млн абонентов, а «Билайн» располагал 2 млн абонентов. Что касается динамики роста абонентской базы, то МТС с «Билайн» объявили об ее сокращении, в то время как на «Астелит» пришлось 65,5 % новых подключений декабря 2009 года, 19,9 % – на «Киевстар» и 14,6 % на других операторов.

Общее положение операторов украинского рынка сотовой связи на конец 2009 года отражено на диаграмме ниже:



Комментируя результаты исследования AC&M Consulting, аналитики ИФК «Метрополь», добавляют, что они обновили свои прогнозы по уровню проникновения сотовой связи в России, признав их слишком консервативными. По данным ИФК, они рассчитывали, что влияние экономического кризиса на рынок сотовой связи в России не позволит превысить порог проникновения в 140 % или 203,2 млн номинальных абонентов. По словам аналитика ИФК «Метрополь» Сергея Васина, в действительности данные по уровню проникновения в 2009 году достигли 144 %, или порядка 208,8 млн абонентов, что превышает предыдущий прогноз компании на 5 млн. Аналитики ИФК особенно отмечают, что речь идет именно о номинальных абонентах, т. е. фактически о числе проданных SIM-карт. Поэтому в «Метрополь» оценивают реальное проникновение сотовой связи в России на уровне 81,2 % (72 % в декабре 2008 года), что дает возможности для роста рынка, по крайней мере, еще в течение нескольких лет.

Говоря о произошедшем недавно оттоке абонентов в столичном регионе, в ИФК «Метрополь» утверждают, что это не связано со зрелостью и насыщением рынка. Напомним, что МТС тогда был вынужден заняться списанием абонентов, привлеченных новыми рекламными акциями. Списания составили 504213 абонентов в июле, 510000 в августе, 257478 в сентябре и 279772 в октябре. «ВымпелКом» тоже потерял 46375 абонентов в Москве в ноябре 2009 года, а в целом Московский рынок потерял 187202 абонента в ноябре 2009 года, в то время как в октябре потери составили 95417 абонентов. В августе 2009 года московский рынок «потерял» еще 210054 абонента, тогда как месяцем ранее потери составили 443530 абонентов.

По мнению аналитиков из ИФК «Метрополь», такие резкие колебания рынка связаны с тем, что летом 2009 года МТС и «ВымпелКом» провели активную агрессивную маркетинговую кампанию, раздавая SIM-карты с бесплатными минутами. При этом абоненты после использования бесплатного пакета минут прекращали пользоваться номером, вследствие чего произошел резкий скачок в росте абонентской базы, а затем – падение.

Тем не менее в ИФК говорят о реальном проникновении сотовой связи в Москве на уровне 75 % (81 % в регионах), который остается стабильным, несмотря на столь значительные потери абонентов. Поэтому потенциал рынка сотовой связи, даже московского, еще далеко не исчерпан.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: сотовые абоненты, AC&M Consulting