VAS «упал». ACM-Consulting подсчитал рынок дополнительных услуг сотовой связи

Компания ACM-Consulting представила результаты исследования рынка VAS в России за второй квартал 2010 года. Основным аспектом исследования стало падение выручки от доходов по услугам VAS по сравнению с первым кварталом этого года.
Согласно исследованию ACM-Consulting, общая выручка от дополнительных услуг сотовой связи в России во 2-м квартале 2010 года составила 35 461,7 млн рублей. Данный показатель оказался ниже показателя за первый квартал на 3,9 %. В долларовом эквиваленте объём выручки составил $1 172,7 млн, упав на 5 % по сравнению с предыдущим периодом. Доход от дополнительных услуг в расчете на одного абонента сотовой связи (VAS ARPU) во втором квартале 2010 года по сравнению с первым упал на 5,2 % и составил 55,7 рубля ($1,8, снизившись на 6,3 %). Доля VAS-услуг в общей выручке операторов, включая продажи оборудования, снизилась с 22,4 % в первом квартале до 19,9 % во втором квартале текущего года.

В распределении доходов от услуг VAS по сегментам наибольшую выручку дали услуги передачи сообщений – 12 253,1 млн рублей (или $405,2 млн), однако снизившись по сравнению с предыдущим периодом на 8,6 %, а в долларовом эквиваленте – на 9,7 %. На втором месте – передача данных, которая принесла операторам 12 096,7 млн рублей, дав рост всего на 0,7 % (или $400 млн, что на 0,5 % ниже показателя первого квартала). Доходы от контент-услуг упали на 7,6 % в рублёвом выражении, показав выручку в 9 271,8 млн рублей, что соответствует $306,6 млн и падению на 8,7 %. Доходы от прочих VAS-услуг, напротив, показали рост по сравнению с первым кварталом этого года на 28,8 % – до 1 840,1 млн рублей (на 27,9 % – до $60,9 млн).
Распределение доходов от VAS-услуг между оператороми
Распределение доходов от VAS-услуг между операторами

Доли рынка по объёму доходов от предоставления VAS-услуг среди операторов во втором квартале 2010 года распределяются, согласно исследованию ACM-Consulting, следующим образом: 22,1 % имеет «МегаФон», 20,8 % – «ВымпелКом», 20,6 % – МТС. По доходам в сегменте контент-услуг 33,7 % рынка принадлежит компании «ВымпелКом», 32,7 % – МТС, 28,5 % – компании «МегаФон», 5,1 % – прочим операторам. По доходам от передачи сообщений лидирующие позиции занимает МТС – 30,7 %, «ВымпелКому» принадлежит 28,2 %, «МегаФону» – 28 %, 13,1 % занимают прочие операторы. В сегменте передачи данных доли рынка распределяются следующим образом: 35,4 % принадлежит «МегаФону», 32,4 % – МТС, 26 % – «ВымпелКому», прочие операторы занимают 6,2 %. По прочим услугам VAS лидирует «ВымпелКом», имея долю в 43,6 %, далее идёт «МегаФон» с 34,5 %, у МТС – 16,2 %, прочие операторы имеют 5,7 % рынка в данном сегменте.
Распределение долей рынка между операторами по контент-услугам и передаче сообщений
Распределение долей рынка между операторами
по контент-услугам и передаче сообщений

Напомним, что за прошлый год, по подсчётам ACM-Consulting, общая выручка от услуг VAS в России выросла на 27 % по сравнению с 2008-м и достигла 122 296,1 млн рублей ($3,92 млрд) (см. новость раздела VAS от 2 апреля 2010 г.).

Одним из трендов развития рынка VAS является рост проникновения мобильного Интернета. Согласно данным, которые были приведены на прошлогодней VI ежегодной конференции Mobile VAS Conference, на август 2009 года пользователями мобильного Интернета являлись 8,3 млн россиян старше 12 лет, то есть 13,9 % от всего населения России и 28,8 % от пользователей Интернета. Прирост количества «подключившихся» к этому сообществу равнялся 25 % в год (см. новость раздела VAS от 23 ноября 2009 г. http://spbit.ru/news/n65702/). А по недавнему исследованию агентства «Рустелеком», только в Санкт-Петербурге почти 13 % домохозяйств пользуются только мобильным Интернетом и не имеют подключения с помощью фиксированной линии (см. новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 2 сентября 2010 г.).
Распределение долей рынка между операторами по передаче данных и прочим VAS-услугам
Распределение долей рынка между операторами
по передаче данных и прочим VAS-услугам

Однако есть и отрицательный аспект, тормозящий развитие отрасли. Он заключается в росте SMS-мошенничества в России, что значительно снижает доверие пользователей к такому роду услуг. Напомним, что в начале этого года наблюдался всплеск активности злоумышленников, реакцией на который стали программы сотовых операторов по противодействию мошенничеству (см. новость раздела VAS от 19 февраля 2010 г.).

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Оборудование

Ключевые слова: сотовая связь, AC&M Consulting, операторы мобильной связи России