Российский рынок BI-систем — кто, сколько и почем

В 2012 году российский рынок BI-систем вырос на 15%. Хотя его рост несколько замедлился в сравнении с 2011 годом, перспективы этого рынка все еще огромны. Такой вывод делает российское аналитическое агентство TAdviser в своем ежегодной обзоре «Системы BI в России 2013». Наблюдатели и игроки российского рынка BI-систем в целом согласны с оценкой Tadviser.

Исследовательский центр TAdviser объявил о выходе четвертого ежегодного обзора «Системы BI в России 2013». По данным TAdviser, рынок BI-систем России и стран СНГ (лицензии и услуги) в 2012 году почти преодолел отметку в 40 млрд рублей и составил 39,675 млрд, что на 15 % больше, чем годом ранее (34,5 млрд рублей). Темп роста рынка замедлился против 35 % в 2011 году, но все еще остался довольно значительным, опережающим темпы роста рынка ИКТ в целом и других сегментов рынка делового ПО.

В конце 2012-2013 года начала активно формироваться «третья волна» внедрений BI, связанная с освоением российскими компаниями новых подходов к хранению и анализу данных, продолжает TAdviser. Сейчас в России начаты тестовые внедрения и пилоты в области big data и вычислений в оперативной памяти, многие из которых перейдут в категорию полноценных внедрений в 2013-2014 году. С технологической точки зрения российский рынок BI не испытывает ни малейшего отставания от мирового в плане доступности передовых технологий, но освоение их только начинается.

Наличие «второй волны» внедрений BI подтверждают и данные собственной базы TAdviser. В собственной базе проектов TAdviser число зарегистрированных внедрений составило 1178 за всю историю наблюдений (на май 2013 года), что в 1,5 раза больше, чем в начале 2011 года, когда в базе было 790 проектов. TAdviser напоминает, что с 2010 по 2011 годы рост проектов в базе был более чем двукратный.

На российском рынке на начало 2013 года было представлено более полутора десятков промышленных BI-платформ и множество систем анализа и отчетности, а также отраслевых решений. Среди более чем 260 BI-проектов, завершенных по данным TAdviser в 2012 году, половина пришлась на платформы QlikView, IBM Cognos, SAP BusinessObjects, Contour BI, Prognoz Platform, еще 130 проектов - на другие системы и решения.

Среди внедренцев в 2012 году наиболее активны были «Прогноз» и BaseGroup Labs как вендоры, активно самостоятельно внедряющие свои же собственные платформы – Prognoz Platform и Deductor соответственно. Среди интеграторов высока была активность компаний «Консультационная группа АТК», RBC Group, РДТЕХ, ФОРС и других.


 Доходы компаний на российском рынке автоматизации BI от продажи лицензий и услуг по внедрению

TAdviser,2013. Доходы компаний на российском рынке автоматизации BI от продажи лицензий и услуг по внедрению, с НДС, в тыс. рублей

В 2012-2013 году на авансцену BI-внедрений опять выдвинулись компании финансового сектора. Это связано с большим числом проектов по внедрению новых аналитических технологий и хранилищ данных, которые были реализованы за последние 18 месяцев. В России же традиционно бизнесы с высокой маржинальностью, такие как финансовые услуги, телеком и ритейл, первыми осваивают передовые технологии информатизации. Наиболее крупные по числу лицензий проекты внедрений BI-систем в России 2011-2012, по оценке TAdviser, это внедрение Oracle BI в Сбербанке РФ (интегратор – «Техносерв Консалтинг», число лицензий – 30 тыс.), Prognoz Platform в Министерстве здравоохранения РФ (интегратор – «Прогноз», число лицензий – 30 тыс.), «Барс Бюджетная отчетность» в Министерстве финансов РФ (интегратор «БАРС Груп», число лицензий – 25 тыс.), Oracle BI Publisher в ВТБ24 (интегратор - Техносерв Консалтинг, число лицензий – 20 тыс.), Prognoz Platform в Федеральном агентстве по управлению госимуществом (интегратор – «Прогноз», число лицензий – 20 тыс.). 

Наблюдатели и игроки российского рынка BI-систем в целом согласны с оценкой Tadviser. «Оценка выглядит правдоподобной. Динамика российского рынка Business Intelligence сейчас отражает в первую очередь скорость внедрения готовых разработок в российских компаниях, для которых BI является инновацией. По этой причине можно предположить, что темпы роста этого рынка будут ещё в течение 3-5 лет превышать среднеотраслевые. Любопытно, что выручка лидера (Prognoz), согласно представленной таблице почти в 20 раз превышают выручку следующей компании, внедряющей собственную разработку и идущей пятой в рейтинге. Места же со второго по четвёртое, и с шестого по одиннадцатое заняты внедренцами технологий IBM, Oracle, Microsoft, SAP - гигантов рынка информационных технологий. Вообще говоря, немногочисленность российских разработок наводит на мысль, что отечественные разработчики будут со временем приобретены зарубежными игроками, и BI перестанет отличаться от других сфер, где преобладает внедрение стандартных отраслевых решений», - комментирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева.

«С оценками аналитиков TAdviser в целом можно согласиться, хотя пара вопросов к методике есть. Главным образом неясна ситуация с аналитическими приложениями, работающими «поверх» решений других классов (например аналитика из CRM) – их сложно классифицировать. Возможно, именно из-за различий в понимании границ BI-систем IDС оценила рынок BI-приложений в 2012 году в несколько раз меньше. В этом случае аналитики рассмотрели только внедрения приложений, поставляемых в комплексе (SAP, Oracle), без учета самостоятельных специализированных систем. Эта оценка была, вероятно, заниженной. С оценкой роста рынка в 2012 году (15 %) могу согласиться. Полагаю, что такой же показатель прироста мы увидим по итогам 2013 года. Индустрия BI в нашей стране еще несколько лет будет более динамичной, чем зрелый и стабильный рынок бизнес-аналитики в западных странах. Тенденции «у нас» и «у них» также будут различаться. Аналитика в режиме реального времени, контент-анализ, предикативная аналитика для нас пока являются больше перспективой завтрашнего дня», - считает руководитель дирекции бизнес-систем «Астерос Консалтинг» Владимир Коровкин.

«На мой взгляд, тенденции к замедлению роста рынка BI объяснимы и прогнозируемы. Но столь же прогнозируемо то, что критическим это замедление не будет. Просто в 2009-2011 году спрос на услуги был огромным. И повышенный темп роста рынка в эти годы был связан с отложенным спросом в кризисный период. Начиная с 2012 года рынок бизнес-аналитики вышел на естественный уровень роста для нашей страны. Это 15 % в год, совсем не мало. Считаю, что в ближайшие годы прирост будет именно таким, а значит, инвестиции в бизнес-аналитику будут интересны и прибыльны. Современное состояние рынка решений BI в России, переживает свой «золотой век», заказчики, бизнес имеет понимание нужности данных систем, понимает их роль и задачи в бизнесе и имеет конкретные требования к системам. В свою очередь, компании, продвигающие BI решения, и в том числе Optima Consulting, наработали опыт, отраслевые экспертизы и создали типовые проектные решения, что во многом удешевило и ускорило процесс внедрения. Мы замечаем, что с распространением BI вширь, от крупного бизнеса к среднему, от нефтегазовой промышленности и энергетики - к промышленности, банкам, ритейлу, далее, как говорится, везде, - заказчик, как крупный, так и средний, все больше интересуется легко масштабируемыми платформами, позволяющими сделать процесс внедрения быстрым и при этом не слишком дорогим. Так что рынок растет, и растет органично», - рассказывает исполнительный директор Optima Consulting (Группа Optima) Дмитрий Вол. Он также добавляет, что, по его мнению, рынок будет «уплотняться» за счет появления новых «нишевых» игроков, как российских, так и зарубежных. Также будет эволюционный, но неизбежный переход в «облака» части сервисов. Дмитрий Вол полагает, что в ближайшее время в России также будет востребовано данное направление и госсектором, что повлечет за собой необходимость наличия решений по защите и передачи информации.

По наблюдениям специалистов ФОРС, востребованность BI-систем растет с каждым годом все больше, причем в компаниях практически любых отраслей. Если раньше основными заказчиками таких систем были банки и телекоммуникационные компании, то сегодня любое крупное предприятие нуждается в хранилище данных и соответствующем инструментарии анализа, будь то производственные компании, торговые дома или агрохолдинги. Большинство государственных органов федерального уровня также уже используют информационно-аналитические системы или, по крайней мере, ведут их разработку. Из просто «правил хорошего тона» проекты по внедрению BI-систем превратились в четко оформившуюся на рынке потребность. Катализаторами роста рынка являются такие факторы, как повышение уровня конкуренции, рост осведомленности руководителей компаний о преимуществах бизнес-анализа, повышение грамотности в этой области, автоматизация основных бизнес-процессов и внедрение интегрированных ERP и CRM систем, а также высокая активность поставщиков решений на этом рынке. «Причем, если раньше BI-инструментарий использовали в основном крупные и территориально распределенные компании, то сегодня об их создании чаще задумываются и владельцы среднего бизнеса. Пока главными потребителями систем такого класса являются отраслевые вертикали, где уровень конкуренции наиболее высок. Все более заметными игроками на этом поле становятся госучреждения – нами выполнено уже несколько крупных проектов по созданию хранилищ данных в крупных министерствах и ведомствах», - отмечает руководитель исследовательских проектов и направления Big Data компании «ФОРС» Ольга Горчинская.

«Почти все выполненные нами проекты в 2012 году были связаны с внедрением интегрированной аналитической платформы Oracle Business Intelligence, которая поддерживает широкий спектр различных средств анализа от регламентной отчетности до анализа ключевых индикаторов эффективности и сбалансированных систем показателей. Наиболее востребованными в предыдущем году были средства интерактивного анализа – нерегламентированные запросы и информационные панели (дэшборды). Это означает, что заказчиков все больше начинает интересовать возможность не только увидеть отчет, но и в интерактивном режиме перейти к детализации, быстро получить ответы на новые вопросы и таким образом понимать причины возникающих проблем и своевременно принимать управленческие решения. Среди других технологий, которые сопровождают почти любой проект – пространственная аналитика, позволяющая использовать в качестве инструмента анализа географические карты, и «активная» аналитика, интегрирующая бизнес-анализ с бизнес-процессами. Растет популярность аналитических приложений, работающих на средствах мобильной связи - таких как iPhone, iPad. Более заметным становится интерес к углубленной аналитике - статистике и data mining. Несмотря на то, что говорить о большой востребованности углубленной аналитики пока рано, уже есть примеры ее успешного внедрения, и в ближайшие годы популярность этих средств будет несомненно расти», - прогнозирует Ольга Горчинская.

«При сохранении тенденции роста BI-рынка, в 2012 году этот рост впервые на российском рынке обеспечивался именно внедрениями систем класса data discovery (более четверти внедрений). Причина тому - качественное смещение требований к бизнес-аналитике во многих компаниях. Теперь, приобретая BI, менеджмент хочет получить не отчет с данными из всех корпоративных систем, а инструмент исследования бизнеса и ad-hoc аналитики. «Третья волна BI», о которой пишет TAdviser, связана именно с ростом зрелости аналитической культуры в компаниях, готовностью внедрить аналитику в бизнес-процессы для повышения эффективности всех уровней менеджмента. И в рамках этой «третьей волны» внедрений компании все чаще выбирают BI-системы, которые дадут легкость и свободу исследования, Data Discovery. Еще одним знаковым явлением прошлого года был активнейший интерес к Big Data. Однако пока проекты Big Data, в классическом понимании, еще не пришли на российский рынок. Мы и ряд других игроков рынка уже работаем с аналитикой десятков терабайт данных в ритейле и телекоме (Orange Business Services), но до полноценных проектов обработки больших массивов неструктурированных данных наш аналитический рынок должен еще «дозреть», - резюмирует генеральный директор «Консультационной Группы АТК» Андрей Краснопольский.



Подробности

TAdviser - российское аналитическое агентство, специализирующееся на исследованиях рынка информационных технологий. С 2005 года эксперты компании реализовали сотни проектов в данной сфере.

Функционал систем BI в методике исследования TAdviser включает средства построения запросов, отчетности и базового анализа, в том числе средства построения пользовательских запросов, многомерного анализа (OLAP), генерации отчетности, инструментальных панелей. Также к функционалу BI относятся средства, направленные на более сложные процедуры анализа данных, такие, как data mining, средства статистического анализа, планирования и прогнозирования, инструментальные средства для конкретных предметных областей.

Рубрики: Интеграция, Маркетинг

Ключевые слова: бизнес-решение, информационные системы, автоматизация, автоматизация бизнеса