QlikTech и TAdviser подвели итоги исследования «Практический опыт использования BI-систем в России»

Российское представительство компании QlikTech обнародовало результаты исследования рынка систем бизнес-аналитики в России, проведенного совместно с деловым порталом TAdviser. Интерес к проведению исследования со стороны компании QlikTech, являющейся мировым лидером в разработке систем класса Business Discovery, обусловлен тем, что, по мнению аналитиков Gartner, российский рынок систем бизнес-аналитики находится в настоящее время в фазе активного роста.

По данным прежних исследований TAdviser, объем BI-сегмента в российском ИТ достиг по итогам 2012 года размера 43,125 млрд рублей, причем рост за последний год составил 25 %. Исходя из этих данных, делается вывод о динамичном росте рынка BI-систем в России, причем быстрее ИТ-рынка в целом и других сегментов делового ПО. Российский рынок опережает также темпы роста мирового рынка бизнес-аналитики, объем которого, по данным IDC, увеличились за 2012 год лишь на 8,7 %. Тем не менее, по мнению экспертов, этот сегмент мирового рынка также будет продолжать расти. По прогнозам Gartner, объем мирового рынка BI-систем достигнет к концу 2013 года размеров $ 13,8 млрд, что на 7 % больше, чем было в 2012 году.

Совместное исследование развития российского рынка BI-систем было проведено QlikTech и TAdviser летом 2013 года. Формой проведения был выбран опрос, в котором могли принять участие специалисты, работающие как в бизнес-подразделениях, так и в ИТ-отделах компаний. Им предстояло ответить на ряд вопросов, касающихся текущего опыта использования систем бизнес-анализа. Опрос проводился на анонимной основе. Всего в опросе приняли участие 342 специалиста - менеджеры среднего звена и руководители компаний из различных отраслей экономики – торговля и дистрибуция, ИТ, финансовый сектор, производство, фармацевтика, госструктуры, телекоммуникации и ТЭК. Почти половина всех участников опроса отнесли себя к представителям крупных компаний с численностью сотрудников более 1000 сотрудников. Около четверти опрошенных работают в компаниях с численностью сотрудников от 100 до 500 человек, приблизительно столько же работают в компаниях со штатом менее 100 человек. И лишь около 10 % являлись сотрудниками компаний с численностью от 500 до 1000 человек. Репрезентативность выборки была соблюдена, хотя определенный перевес в сторону представителей крупных компаний указывает, что программными системами бизнес-аналитики в настоящее время наиболее охвачены, прежде всего, крупнейшие российские компании. Наибольший интерес к опросу проявили представители ИТ-компаний и предприятий, работающих в отрасли ритейла и дистрибуции – 20,53 % и 24,63 % соответственно. Это позволило исследователям сделать вывод, что наибольшее распространение в России BI-системы нашли сейчас именно в этих секторах экономики, а не, например, в финансовой сфере, которая часто упоминается в других исследованиях как основной потребитель систем бизнес-аналитики.



Конференция компании QlikTech для российских партнеров и заказчиков

Для обработки результатов опроса было разработано специальное приложение. Оно позволяет проводить анализ основных тенденций использования российским бизнесом BI-систем, узнать соотношения потребностей для различных отраслей экономики, оценить функционал используемых решений для бизнес-аналитики. Приложение было разработано на платформе QlikView, и с его результатами можно познакомится на специальной странице сайта qlikview.

По результатам проведенного исследования было отмечено, что в настоящее время не все участники опроса используют в работе BI-системы. Так, 16,42 % не используют и не видят смысла в их внедрении, 21,99 % пока не применяют бизнес-аналитику на практике, хотя планируют внедрить ее в будущем. Таким образом, сейчас почти 40 % рынка - это компании, которые будут впервые знакомиться с BI-системами при ее установке. Среди наиболее часто называемых причин отсутствия на предприятии системы бизнес-аналитики назывались недостаток информации о представленных на рынке решениях, их дороговизна, отсутствие на предприятиях данных, уже подготовленных в виде структурированных баз данных, неготовность ИТ-инфраструктуры. Среди других причин, препятствующих быстрому внедрению BI-систем  назывались также негативный опыт прошлых внедрений подобного рода систем, а также консервативность руководства, которое считает выделение инвестиций в развитие бизнес-аналитики как «непрофильные затраты».



Результаты совместного исследования QlikTech и TAdviser

 

Как показал опрос, проведенный среди сотрудников бизнес-подразделений, в настоящее время более половины всей информации, необходимой для принятия бизнес-решений, получается за счет собственных исследований, проводимых внутри отделов компании (29,52 %), либо за счет выборки подходящих данных из уже используемых ИТ-систем, не относящихся к типу BI (24,29 %). Информация, используемая для принятия управленческих решений и формируемая за счет работы аналитических подразделений компании, оценивается в размере всего 15,95 %. Приблизительно столько же данных (13,81 %) получают из внешних источников – Интернета, из сторонних аналитических исследований и внешних ИТ-систем. Тем не менее, как отмечается в исследовании, потребность в регулярном получении аналитической бизнес-информации высока: она необходимо предоставлять ежедневно для 49,07 % респондентов, еженедельно для 26,9 %, ежемесячно для 19,88 %, несколько раз в год - для 4,35 %.

С внедрением систем бизнес-аналитики потребность в использовании аналитических бизнес-данных возрастает приблизительно на 15 %. Теперь она нужна ежедневно для 68,42 % руководителей, еженедельно для 18,95 %, ежемесячно для 9,47 %. При этом, в настоящее время наиболее распространенным механизмом для получения бизнес-аналитики является самостоятельная подготовка отчетов (31,68 %) либо его подготовка силами структурных подразделений, входящих в состав отдела, запрашивающего информацию (29,37 %). Только у четверти предприятий (24,42 %) имеется отдельный аналитический отдел для подготовки BI-данных.

Среди наиболее востребованных задач бизнес-аналитики называют: прогнозирование, поиск скрытых закономерностей в данных (Data Mining), повышение уровня детализации вплоть до получения данных из оригинальной, «самой первой» транзакции (будь то отдельный чек или проводка). Отмечается потребность в работе с большими массивами данных, сохраненными в разных источниках; ad-hoc аналитике (спонтанной аналитике без использования заранее поставленных вопросов). В то же время, как отмечают 25 % опрошенных, имеющегося в настоящее время в их распоряжении функционала недостаточно для прогнозирования и качественного решения бизнес-задач. Ценность BI-систем осознают практически все опрошенные. По их мнению, внедрение бизнес-аналитики целесообразно благодаря тому, что обеспечивает рост качества принимаемых решений, повышение контроля над бизнес-процессами, рост прибыли и сокращение издержек, а также позволяет практически моментально получать отчеты. Тем самым руководители могут собственными силами выявлять проблемные точки и скрытые закономерности.


Результаты совместного исследования QlikTech и TAdviser

 

В то же время, восприятие систем бизнес-аналитики со стороны ИТ-служб отличается прежде всего критериями, по которым оцениваются качество работы BI-систем. Наиболее востребованными среди ИТ-специалистов оказались: скорость и удобство построения новых приложений, наличие механизмов интеграции данных из большого числа источников, скорость внедрения. Среди значимых характеристик называются также возможность работы с «большими данными», безопасность, разграничение прав доступа и степень гибкости для масштабирования BI-системы. Такие функции, как локализация продукта, централизованное управление приложениями, возможность развертывания в «облаке», пока не рассматриваются как критически важные элементы, без которых не может существовать система бизнес-аналитики.

«Результаты исследования очень важны для нас как для разработчика BI-систем, – комментирует полученные результаты региональный директор QlikTech по России и СНГ Алексей Артеменко. – Благодаря опросу мы смогли не только узнать мнения сотрудников бизнес - и ИТ-подразделений российских компаний об особенностях использования ими решений для бизнес-анализа, но и увидеть вектор дальнейшего развития рынка BI-систем в России. Кроме того, ответы позволили нам понять, насколько по-разному ИТ- и бизнес-пользователи смотрят на одни и те же вопросы и что является для них наиболее значимым при использовании BI-решений».

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: интеграция