Руководитель проекта Softline Cloud Services Сергей Боровиков: «Тенденция к «обелению» бизнеса внушает нам оптимизм»

В последнее время «облачные» технологии стали самым перспективным и быстроразвивающимся сегментом рынка ИТ-услуг в мире. О том, как «облачная» продукция чувствует себя на российском рынке, чем он в принципе отличается от западного, о перспективах развития SaaS-сервисов и о многом другом рассказал руководитель проекта Softline Cloud Services компании Softline Сергей Боровиков.

2010 год запомнился активным развитием Softline Cloud Services. Расскажите о текущем положении дел в подразделении и о дальнейших перспективах продвижения SaaS-сервисов, предоставляемых Softline, на российском рынке.

На сегодняшний день наш проект успешно выполняет все поставленные перед собой цели. В прошлом году оборот компании Softline по облачным сервисам превысил 45 млн рублей, рост оборота составил более 800 % по сравнению с 2009 годом. Мы собрали очень сильную команду и успешно развиваем проект. Нам удалось построить для наших сервисов отказоустойчивую платформу, которая удовлетворяет требованиям надежности самых взыскательных клиентов. В этом году мы планируем увеличить оборот по сервисам как минимум вдвое, а также запустим несколько новых решений, среди которых будут решение Desktop as a Service и услуги облачного хостинга для крупных ресурсоемких проектов.

В чем главные отличия российского рынка «облачных» технологий по сравнению с западным?

В целом наш рынок отстает в развитии от западного на 2-4 года, однако он показывает стабильный рост спроса в течение последних 2 лет и, по прогнозам, в 2013 году должен достичь объема более $100 млн. На данный момент на отечественном рынке очень низкий спрос на облачные технологии от сегмента SMB (малый и средний бизнес), в отличие от западного, однако в этом году ситуация начала меняться, и мы надеемся, что в течение одного-двух лет проникновение облачных технологий в этот сегмент достигнет западного уровня.

Какие «облачные» сервисы из каталога Softline Cloud Services, представленные мировыми вендорами, пользуются наибольшим спросом? Существуют ли «облачные» приложения, уже обогнавшие по популярности их стационарные аналоги?

Наибольшей популярностью пользуются два наших решения – это сервис совместной работы с документами и электронной почты Google Apps, а также почтовое решение от Microsoft – Hosted Exchange 2010. Однако даже наиболее популярное решение Microsoft пока не способно обогнать свой стационарный аналог, что связано, скорее, с общим низким уровнем проникновения SaaS-решений на наш рынок, чем с особенностями конкретного сервиса.

А как обстоят дела с приложениями для руководителей среднего и крупного бизнеса?

На рынке присутствуют подобные решения, однако спрос на них пока крайне мал. Отечественные бизнесмены традиционно не доверяют конфиденциальную информацию, особенно финансовую, своим контрагентам, в том числе и поставщикам услуг. Поэтому интерес к таким приложениям пока еще невелик. Однако тенденция к «обелению» бизнеса, а также появление на рынке новых решений внушают нам оптимизм и позволяют надеяться, что в скором времени ситуация изменится.

В чем преимущества ведения финансового учета через «облачные» системы перед использованием для этого традиционных бухгалтерских программ?

Как и у всех «облачных» сервисов, одно из основных преимуществ – это повсеместный доступ к информации. Например, если руководитель часто находится в разъездах, «облачное» решение дает ему возможность решать финансовые вопросы компании из любой точки мира.

Для каких сегментов бизнеса более привлекательны «облака» и почему?

Наш опыт показывает, что на данный момент наиболее заинтересованный в «облачных» сервисах сегмент – это крупный бизнес. Возможность легко масштабировать уже имеющуюся инфраструктуру, а также отказаться от постоянного обновления огромного парка серверов, сохранив при этом отличную управляемость инфраструктурой – это то, что привлекает наших крупных клиентов в «облачной» модели больше всего. Средний и малый бизнес также начинают проявлять интерес к облакам, что связано как с оптимизацией расходов бизнеса, так и с желанием получить дополнительные конкурентные преимущества.

Чему принадлежит будущее: комплексным моделям DaaS или все же единичным моделям SaaS? Готов ли среднестатистический пользователь полностью перевести свое рабочее место в «облако»?

Конечно, в идеальном случае пользователю было бы удобно полностью перевести свою ИТ-инфраструктуру в «облако», и модель DaaS предназначена именно для этого. Однако на текущий момент существует множество технологических и психологических ограничений, так что, по нашему мнению, модель SaaS будет превалировать в ближайшие годы. Несмотря на это, SaaS – первый шаг к DaaS.

Что может стать величайшим технологическим прорывом для «облачных» технологий в обозримом будущем и почему?

Для «облаков» реальным прорывом стала бы выработка единых стандартов для самой «облачной» платформы, а также стандарта обмена данными между приложениями и принятие этих стандартов производителями сервисов и поставщиками услуг. Пока, к сожалению, наблюдается огромная разобщенность различных сервисов и подходов к построению «облаков», потребитель, несомненно, только выиграл бы от наличия единого стандарта.

Подробности

Сергей Боровиков имеет многолетний опыт работы в сфере информационных технологий. В Softline пришел в 2003 году, сделав профессиональную карьеру внутри компании. В 2010 году возглавил подразделение Softline Cloud Services, занимающееся перспективным бизнесом компании – «облачными» вычислениями и технологиями. Имеет степень MBA в области продаж и маркетинга, является экспертом в области ПО и «облачных» вычислений.

Рубрики: Маркетинг, ПО, Web

Ключевые слова: SaaS