Мат Пирс и Джозеф Календер, Quest Software: «Качество работы ИТ-ресурсов предприятия должно находиться под строгим контролем»

То, что для успешной работы компаний необходимо использовать ИТ-ресурсы, не вызывает сегодня возражений. Однако просто их наличия уже недостаточно. Необходимо обеспечить условия, при которых развернутые аппаратные и программные системы позволили бы пользователям внутри компании успешно решать поставленные перед ними прикладные задачи, а клиентам – получать сервис надлежащего качества. Для создания такого контроля требуется применять специальные программные средства. Одним из лидеров в этой области является компания Quest Software, предложившая систему Foglight – решение для мониторинга приложений, работающих на различных технологиях (Java, .NET, базы данных, сети и т. д.), и качества предоставляемых ими услуг, оцениваемых с учетом ранее накопленного практического опыта. Недавно Москву посетили Мат Пирс, специалист Quest Software по APM (Application Performance Monitoring), и Джозеф Календер, евангелист Quest Software. Они дали интервью нашему изданию.

 Умение оценивать качество работы сервиса часто относят только к экспертам, которые накапливают свой опыт годами. Как удалось получить аналогичные знания команде Quest Software и создать на их основе продукт Foglight?

- Около девяти лет назад компания Quest Software приобрела фирму под названием Sitraka, занимающуюся производством продуктов для проверки утечек памяти, производительности и покрытия кода в Java. В ее арсенале были такие продукты, как JPROBE и PerformaSure. Потом этот опыт был перенесен в Foglight. Так что у нас за плечами 13-летняя практика работы в этой сфере.

Что касается специальных знаний о .Net, то мы получили их от компании AVICODE (которой теперь владеет Microsoft) – последние четыре года мы были поставщиками лицензии производителям комплексного оборудования (OEM). Кроме того, уже на протяжении долгого времени мы считаемся ветеранами Oracle eBusinessSuite, PeopleSoft и Siebel и имеем опыт также и в этих областях.

 С чего начал развиваться Foglight?

- Первичным вариантом использования Foglight был мониторинг объемных транзакционных Web-приложений в производственной среде.

При запуске новых веб-приложений нередко возникают проблемы производительности, которые ранее не были обнаружены в ходе контроля качества (QA). Причины могут быть разные – иногда неудовлетворительный дизайн, иногда внешние факторы, сбои аппаратуры, ошибки в конфигурации, перегрузка системы на определенных «узких местах». Foglight сумел не только находить такие скрытые проблемы, но и научился указывать основную причину их возникновения.

 Что меняется в компании при выборе Foglight?

- Foglight исследует транзакционное поведение приложения на различных уровнях работы систем. Обычно для управления этими уровнями требуются разные специалисты. При возникновении проблем производительности многие компании созывают «военный совет». В него входят всевозможные эксперты (например, по управлению сетевыми ресурсами, базой данных, приложением, проектом или услугами), которые могут оказаться связанными общей задачей на длительные периоды времени. Для организаций это, с одной стороны, довольно затратно, но, с другой стороны, такие затянувшиеся проблемы негативно сказываются на репутации фирмы и могут помешать ей в выполнении обязанностей перед клиентами. Благодаря Foglight ИТ-организации имеют возможность автоматически находить ключевую причину.

 Для каких видов деятельности предназначен Foglight? Или это универсальное решение?

- Хороший вопрос… 40 % наших заказчиков пользуются ИТ, в то время как остальные – это компании, бизнес которых полностью зависит от работы ИТ. Первые – это компании, которые относительно недавно сделали свой рабочий процесс более технологичным, например, производственные или горнопромышленные предприятия, то есть те, чей бизнес будет продолжать функционировать даже без информационных технологий. Вторые – компании, работа которых без ИТ просто встанет, например, в сфере телекоммуникаций, финансов, здравоохранения, E-commerce...

Наше решение действительно универсальное в том смысле, что им могут пользоваться разные заинтересованные группы в рамках одной компании. Мы также успешно справляемся с веб-приложениями.

 Какой уровень технических знаний необходим пользователю для эффективного применения рекомендаций Foglight?

- Foglight – это приложение с сервис-ориентированной архитектурой (SOA) JBoss. Поэтому партнеры, которые хорошо разбираются в Java, лучше понимают Foglight. В нем также имеется язык описания сценариев на базе Groovy для индивидуализации настроек. К тому же есть еще модель «умной» базы данных – для специалистов по системам мониторинга этот инструмент может оказаться новым, требующим дополнительного изучения.

Если говорить в общем, партнеры могут посетить 5-дневный обучающий курс, который позволит им научиться работать, управлять, обеспечивать развертку и настройку конфигураций Foglight.

Некоторые составляющие Foglight сразу доступны для загрузки и прямого использования в компаниях, другие, такие как пользовательские средства для сбора данных и индивидуально настраиваемые панели мониторинга, требуют больше времени для освоения модели данных и изучения различных принципов, заложенных в эти инструменты. Аналогичные комментарии можно высказать касательно прикладных пользователей.

Foglight в значительной мере упрощает и унифицирует предоставляемую им информацию. Данный продукт построен на основе большого объема знаний, заложенных в работу базы данных и виртуальных машин. Эти технологии можно использовать на программном уровне. Что же касается приложений, то пользователи пока еще не смогут полностью переключиться на программные решения. Они все еще будут нуждаться в экспертных знаниях предмета, чтобы обеспечить правильную диагностику проблем с отдельными технологиями. Например, в Java может потребоваться понимать Struts, EJBs, JNDI, Servlet, другие методы и пр.

 Foglight предлагает специальные тесты – синтетические транзакции, позволяющие оценить качество сервиса, получаемого клиентами компании. Как разрабатывались эти тесты? Для какой прикладной области и условий эксплуатации? Приемлемы ли они для России?

- Foglight предлагает три способа для отслеживания действий конечных пользователей:

1. Синтетические транзакции – используются для того, чтобы показать доступность транзакции конечного пользователя, и устанавливаются путем записи реального сеанса и воспроизведения этого сеанса с нескольких точек доступа. Такая запись ведется с помощью пользовательского приложения и собирает данные ввода с клавиатуры, ответы сервера или положения экрана (для приложений с «толстым» клиентом). Повторные воспроизведения можно регулировать за счет простых сценариев. Синтетические транзакции предоставляют основу известным транзакциям. Они приемлемы для России.

2. Устройство мониторинга взаимодействия обычных пользователей – это инструмент (blade-сервер), который находится в центре сбора данных и использует порты TAP или SPAN для проверки пакетов TCP/IP. Он может предоставить информацию о времени отклика, необходимом всем пользователям, информацию о своих интернет-провайдерах и пропускной способности, а также о том, что именно проходит через стековую память приложения, которая была занята транзакцией.

3. Сбор данных по сеансу – связан с предыдущим устройством и записывает все, что делает и видит каждый пользователь.

Данные о сеансе работы обычного пользователя собираются, только когда пользователи присутствуют в системе, то есть нужны как пользователи, так и синтетические транзакции. Также компаниям необходимо умение собирать данные о проблемах, которые могут возникнуть в процессе транзакции, прежде чем те смогут повлиять на пользователей, и синтетические транзакции будут завершены. На эту тему имеются интересные технические документы, которые помогут лучше разобраться в существе вопроса и эффективно решить эту задачу.

 Имеется ли возможность оценить эффективность Foglight до ее покупки?

- Да, более того, компании могут протестировать продукт на примере собственных сайтов со своими данными.

 Как происходит процесс развертывания системы Foglight. Требуется ли предварительно обучать пользователей? Необходимы ли технические консультации?

- Отвечаю «да» на все вопросы. Quest Software может проводить обучающие курсы в Мейденхеде или на территории партнеров (или пользователей). Что касается технических консультаций, то они также могут потребоваться.

 Могут ли возникнуть проблемы с аппаратурой или пользовательским программным обеспечением при использовании Foglight? Например, ухудшение работы сетевого канала.

- Foglight имеет встроенные средства управления пропускной способностью. Поэтому он способен распознавать характеристики сред прикладных программ и может быть установлен для выдачи оповещений на случай обнаружения нестандартных изменений в запросах.

 Могут ли пользоваться отчетами системы Foglight сотрудники, не имеющие технической подготовки для работы с программными и аппаратными средствами?

- Да.

 Какие компании уже используют Foglight? Каковы планы продвижения Foglight в России?

- В России пока таких компаний нет. Но зато есть 9,2 тыс. пользователей по всему миру, которые просматривают предметные исследования на нашем сайте.

 Насколько точно Foglight способен выявлять проблемы?

- Foglight – это абсолютно самостоятельный инструмент для мониторинга, работающий 24 часа в сутки. Он выявляет «узкие места» в коде приложения. Он очень точен, ведь создан на основе многолетнего опыта и глубоких познаний компании Quest в области таких программных платформ, как Oracle Java, Microsoft .Net и межплатформенных баз данных (Microsoft SQL Server, SQL Azure, Oracle DB, Sybase, DB2).

 Можно ли использовать Foglight для инфраструктур, которые не управляются пользователями напрямую? Например, для решений, работающих в частном «облаке»?

- Применять Foglight для мониторинга «облачных» приложений, конечно, можно. Но следует учитывать, что наши клиенты используют «облако» по-разному. Типичные примеры – Microsoft SQL Azure, Exchange, Active Directory.

Quest Software лидирует на рынке, в том числе и в сфере виртуализации, которая так важна для частной и публичной «облачной» среды. Если облачный или управляемый сервис не контролируется клиентом напрямую, то можно использовать Foglight для предоставления данных по ключевым для бизнеса параметрам. Некоторые наши клиенты, например, те, кто поручает управление своими ИТ-системами другим фирмам, также утверждают, что Foglight позволяет клиентам видеть актуальные данные из управляемой среды в реальном времени и обмениваться ими.




Мат Пирс, специалист Quest Software по APM (Application Performance Monitoring)
Мат Пирс, специалист Quest Software по APM (Application Performance Monitoring)

Джозеф Календер, евангелист Quest Software

Джозеф Календер, евангелист Quest Software

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: программное обеспечение, программное обеспечение виды программного обеспечения, рынок программного обеспечения, программы soft, системная интеграция, автоматизация, системы автоматизации