МТС вызвала сервис. Оператор инвестировал в платформу для самозанятых YouDo

Мобильный оператор МТС за $12 млн приобрел 13,7% в онлайн-сервисе для выполнения бытовых и бизнес-задач YouDo. Китайская Alibaba Group, считавшаяся одним из претендентов на покупку доли в сервисе, от участия в инвестраунде отказалась. В ходе сделки YouDo был оценен в 4,8 млрд руб., но такую цену будет непросто оправдать в условиях конкуренции с недавно запущенными «Яндекс.Услугами», полагают участники рынка.

YouDo привлек финансирование в размере $17 млн, объявила вчера компания. В частности, 13,7% кипрской YouDo Web Technologies Ltd за $12 млн купила МТС, сообщили в операторе. Остальные средства инвестировали текущие акционеры, в число которых входят фонды Sistema Venture Capital, Flint Capital и United Capital Partners, владелец Qiwi Сергей Солонин и предприниматель Александр Кабаков. Операционный контроль остается у основателей YouDo Алексея Гидирима и Дениса Кутергина, уточнили в компании. При потребности в дополнительном капитале YouDo может увеличить финансирование до $27 млн в рамках текущего раунда, добавил господин Гидирим.

В мае 2018 года “Ъ” сообщал, что YouDo планировал в течение лета завершить раунд инвестиций размером в несколько десятков миллионов долларов. Интерес к проекту проявили несколько инвесторов, включая китайскую Alibaba Group и МТС. Именно они, по информации “Ъ”, и считались наиболее вероятными участниками сделки. Alibaba Group в итоге не стала участвовать в раунде инвестиций. «Мы планируем тестировать с Alibaba определенные вещи, но на сегодняшний день сделки с входом Alibaba в капитал нет»,— сообщили в YouDo.

YouDo позволяет найти специалистов для выполнения бытовых и бизнес-задач, таких как уборка и помощь по хозяйству, грузоперевозка, курьерская доставка и т. д. Сейчас онлайн-сервис работает в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге, «некоторые заказы могут выполняться из любой точки мира», уточняют в компании. База сервиса насчитывает около 5 млн зарегистрированных пользователей, среди них более 800 тыс. верифицированных исполнителей. По итогам 2017 года оборот заданий на YouDo составил почти 4 млрд руб. Среднемесячная аудитория платформы — 2–3 млн уникальных посетителей, а объем трансакций — около 800 млн руб., говорит Алексей Гидирим. В зависимости от вертикали комиссия YouDo может составлять от 3% до 15%. Общая сумма привлеченных компанией инвестиций с учетом последнего раунда составляет $26,5 млн.

МТС с помощью инвестиции в YouDo пытается диверсифицировать бизнес, что «стратегически правильно», считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. У компании есть уже такие активы, как интернет-магазин Ozon.ru, МТС-банк, системный интегратор NVision Group, киберспортивный клуб Gambit Esports, сеть дата-центров, включая купленный на днях один из крупнейших в РФ ЦОДов «Авантаж», онлайн-операторы по продаже билетов Ticketland и «Пономиналу», а также собственные проекты.

В 2015 году оборот YouDo составил 1,5 млрд руб., в 2017 году — 4 млрд руб.; если темпы роста сохранятся, то в 2019 году он вырастет до 10 млрд руб., рассуждает господин Либин. Если взять за среднюю комиссию показатель в 10%, выручка сервиса составит 1 млрд руб., то есть в ходе этого раунда инвесторы оценили YouDo по мультипликатору, равному примерно восьми выручкам следующего года. С учетом риска роста конкуренции в сегменте маркетплейсов услуг после запуска аналогичного сервиса «Яндекс.Услуги» «такая оценка выглядит достаточно высокой», констатирует аналитик. Исходя из доли МТС, оценка YouDo до получения инвестиций составила почти $71 млн, или 4,8 млрд руб., отмечает инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив Павел Никонов. «Это очень крупная для российского венчурного рынка сделка. Чтобы оправдать такую оценку, в 2018 году YouDo должен выходить на выручку в размере около 1 млрд руб. Это очень амбициозная задача»,— считает он.

Роман Рожков

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Финансы, Web

Ключевые слова: веб-сервис, МТС, инвестирование