«Цифровую экономику» разобрали по уровням. Бизнес хочет больше полномочий в рамках нацпрограммы

К критике разработанной Минкомсвязью реформы управления нацпроектом «Цифровая экономика» стоимостью почти 2,8 трлн руб. присоединилась комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Ее эксперты сомневаются, что АНО «Цифровая экономика», среди учредителей которой в основном государственные структуры, следует наделять правом выносить решения от имени делового сообщества. В РСПП говорят о рисках неэффективного использования бюджетных средств, снижения конкуренции и ущемления частного бизнеса, в самой АНО опасений не разделяют.

Эксперты комиссии РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) раскритиковали проект постановления правительства РФ «О системе управления реализацией национального проекта "Цифровая экономика РФ"», опубликованный 18 сентября Минкомсвязью. Министерство предлагает скорректировать и расширить элементы системы управления нацпроектом, описанные в постановлении правительства 2017 года. С критикой документа уже выступила и рабочая группа «Связь и ИТ» экспертного совета при правительстве.

Предложенная Минкомсвязью система управления нацпроектом не оптимальна, поскольку имеет 14 уровней, в которых полномочия и ответственность «определены поверхностно», указывают эксперты комиссии РСПП. Кроме того, министерство предлагает наделить АНО «Цифровая экономика» правом представлять интересы и выносить решения от имени бизнес-сообщества. При этом учредителями АНО, созданной в 2017 году, выступают 17 организаций, представляющих правительство, государственные корпорации и компании, и лишь несколько компаний негосударственного сектора, отмечается в заключении. Среди учредителей, в частности, «Ростелеком», «Росатом», Сбербанк, «Ростех», «Почта России», а также «Яндекс», Mail.ru Group, «МегаФон», МТС, «Вымпелком» и др. Наделение АНО «Цифровая экономика» указанными полномочиями «может привести к подготовке проектов решений, создающих дополнительную нагрузку на бизнес, снижающих справедливую конкуренцию, ведущих к неэффективному использованию бюджетных средств».
На реализацию нацпроекта до 2024 года планируется потратить 2,791 трлн руб., из которых 1,267 трлн руб.— из федерального бюджета и 1,524 трлн руб.— из внебюджетных источников.

Внедрение предложенной Минкомсвязью системы управления может привести к снижению эффективности реализации нацпроекта и требует доработки, подчеркивают в комиссии РСПП. При этом ожидается, что проект документа будет внесен в правительство уже на этой неделе, сообщила “Ъ” представитель вице-премьера Максима Акимова Алия Самигуллина. В Минкомсвязи не ответили на запрос “Ъ”.

В случае принятия проекта Минкомсвязи отзывы РСПП и рабочей группы «Связь и ИТ» могут оказаться последними, подготовленными в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ), отмечает куратор рабочей группы Ирина Левова. Дело в том, что законопроектная деятельность в рамках «Цифровой экономики» не предусматривает ОРВ, общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы. «Вряд ли это повысит качество нормотворчества»,— подчеркивает госпожа Левова.

В самой АНО «Цифровая экономика» с критикой не согласны, допускают уточнения в системе управления. Существующая сейчас система показала свою эффективность, считают в АНО, настаивая, что нормативно-правовые акты разрабатываются на площадке центров компетенций, формат которых подразумевает вовлечение в процесс всех желающих без ограничений. «В деятельности рабочих групп участвуют не только представители компаний-учредителей, а в том числе представители РСПП. Например, с участием РСПП обсуждался законопроект об электронных трудовых книжках»,— отметил представитель АНО, подчеркнув, что в общей сложности в работу по пяти направлениям нацпроекта вовлечено около 1,5 тыс. экспертов. Впрочем, уточняют в АНО, накопленный опыт может позволить сформировать уточнения, «которые будут проработаны со всеми участниками системы и направлены в правительство».

В «Ростелекоме», который возглавляет центр компетенций по направлению «Информационная инфраструктура», также считают работу АНО «Цифровая экономика» эффективной. Центры объединяют участников рынка, науку, экспертное сообщество, поясняют в компании, что «гарантирует независимость и объективность решений».

Юлия Тишина

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Регулирование

Ключевые слова: Цифровая экономика