Эксперты предсказали рост тарифов каршеринга

В 2018 году через сервисы каршеринга в столице совершено 23 млн поездок, что в 3,5 раза больше, чем год назад. Рост востребованности и повышение стоимости парковки приведут к увеличению тарифов на каршеринг, прогнозируют эксперты.

Каждый день в Москве совершается около 85 тыс. поездок на автомобилях, принадлежащих службам каршеринга (краткосрочная аренда авто). Об этом сообщил представитель департамента транспорта Москвы. Всего в уходящем году пользователи этих сервисов совершили 23 млн поездок, или более 75% от всех с начала запуска проекта. «За три года существования сервис завоевал такую популярность у москвичей, что сегодня занимает лидирующее место в Европе по темпам развития», — отметил представитель департамента.

В середине сентября власти Москвы сообщали, что в проекте «Московский каршеринг» занято около 11,5 тыс. машин, на которых ежедневно совершается свыше 60 тыс. поездок. Всего в январе—сентябре клиенты сервисов каршеринга совершили свыше 12 млн поездок, что почти в два раза превышает показатель за весь 2017 год (6,5 млн поездок).

Исходя из этих данных, аналитики JPMorgan в своем отчете писали, что бóльшая часть — 85% — российского каршерингового автопарка сконцентрирована в Москве. На тот момент в столице работало 15 сервисов каршеринга, крупнейшие игроки — «Делимобиль», «Яндекс.Драйв», BelkaCar и YouDrive, отмечали в JPMorgan. К 2025 году совокупный парк каршеринга в Москве достигнет 30 тыс. машин, прогнозировали аналитики консалтинговой компании PwC. При этом сервисы постепенно расширяют географию своего присутствия.

Представитель департамента транспорта не смог пояснить, за счет чего могло так резко (по сравнению с сентябрем) вырасти количество поездок через каршеринги. По мнению представителя «Делимобиля», это может быть связано с тем, что в последние месяцы несколько столичных сервисов серьезно увеличили свои автопарки.

По словам представителя сервиса «Яндекс.Драйв», вырос не только автопарк, но и интерес к услуге со стороны пользователей. По его словам, за девять месяцев текущего года пользователи сервиса совершили 7 млн поездок, а к середине декабря это число увеличилось до 9 млн.

«На конец лета автопарк московского каршеринга составлял 10,5 тыс. автомобилей. К концу года предварительно эта цифра составит 16 тыс. машин. Прирост более чем на 5 тыс. автомобилей, конечно, повлиял на рост среднего количества поездок в день», — считает директор автомобильной практики PwC в России Виктория Синичкина.

Что будет с тарифами

На днях «Делимобиль» разослал своим пользователям уведомление о том, что с 20 декабря меняет стоимость аренды автомобилей в ночное время, с 23:00 до 5:59 (корреспондент РБК получил такое уведомление как пользователь сервиса). В тарифе «Базовый» (предполагает, что при ДТП ответственность будет нести водитель) цена выросла с 7 до 10 руб. за минуту, в тарифе «Сказка» (ответственность несет каршеринг) — с 8 до 11 руб. за минуту.

С 15 декабря на 15% выросла стоимость парковочного абонемента для сервисов каршеринга, рассказали РБК представители нескольких из них. Теперь это 27,6 тыс. руб. в год на одну машину. Представитель департамента транспорта столицы подтвердил рост цены и пояснил это «общими изменениями тарифов на платную парковку в городе» (для обычных автомобилистов максимальный тариф вырос с 200 до 380 руб. в час).

Однако, по словам представителя сервиса «Делимобиль» Алены Балакиревой, изменения в тарифной политике компании не связаны с подорожанием парковки. В ночные часы пользователям сложнее взять машину из-за большой загруженности автопарка, объяснила она. «Подорожание незначительное, и те, кому автомобиль действительно необходим, смогут позволить себе аренду. Тем более ночью дороги свободны и время поездки сокращается в сравнении с дневными часами. А пользователи, которые решили взять автомобиль больше для развлечения, откажутся от аренды», — сказала представитель «Делимобиля».

По словам основателя сервиса каршеринга YouDrive Бориса Голикова, увеличение стоимости парковочного абонемента на 15% не выглядит критичным, поэтому пока сервис «не планирует пересматривать стоимость поездок».

Сооснователь каршеринга BelkaCar Екатерина Макарова пояснила, что в общей структуре затрат повышение цены парковочного абонемента незначительно, так как тарифы не зависят напрямую от одного элемента, на них комплексно влияют рынок, конкуренция и издержки.

Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Екатерина Решетова считает, что повышение тарифов каршеринговых компаний все-таки возможно. ​«Резкое подорожание парковки в центре Москвы приведет к тому, что люди начнут проявлять больший интерес к сервисам аренды автомобилей, отказываясь при этом от собственного транспорта. На фоне роста спроса каршеринги, скорее всего, захотят поднять тарифы», — говорит она.

Виктория Синичкина согласилась, что внешние факторы (подорожание парковки, рост НДС с 1 января на 2 п.п.), скорее всего, приведут к росту тарифов, потому что издержки в любом случае ложатся на конечного потребителя. «К тому же рынок каршеринга уже более-менее сформировался и период, когда сервисы демпинговали, привлекая новых клиентов, прошел. Однако, скорее всего, для пользователей это подорожание не будет чувствительным», — заключила она.

Александра Посыпкина, Кирилл Сироткин

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Финансы, Web

Ключевые слова: веб-сервис, Яндекс, мобильные приложения