Информационный портал ICT-Online

Оригинал документа: http://ict-online.ru/news/n167407/


Победу в битве с Google за поисковую строку европейских смартфонов одержал «Яндекс»

21.03.2019 |
Александр Абрамов
После крупного прошлогоднего штрафа от Еврокомиссии, компания Google приняла меры и теперь, Android начнет спрашивать у европейских юзеров, какой интернет браузер и поисковое приложение они предпочли бы использовать по умолчанию. До этого на смартфонах была монополия Google Chrome и Google Search. Одна из компаний, подавших жалобу на Google в Еврокомиссию, — «Яндекс».

Важный шаг для Google

Теперь пользователи Android в Европе смогут сами выбрать браузер и поисковую систему, используемую по умолчанию на их смартфонах. Этой новостью американская компания поделилась в своём блоге. Система автоматически задаст вопрос пользователю, какой браузер и поисковое приложение он предпочел бы использовать. По уточнению Google, эта система будет работать как на новых, так и на уже эксплуатируемых смартфонах.

Компания сообщает, что обсуждение особенности работы своих продуктов с Еврокомиссией на тему нарушения антимонопольного законодательства длится уже 10 лет. В июле 2018 г. Еврокомиссия назначила штраф в размере 4,3 миллиарда евро за злоупотребление лидирующим положением Android на рынке мобильных ОС. Это была самая крупная денежная санкция за всю историю работы комиссии. В связи с этим, Google поменяла лицензионную модель для своих продуктов, создав новые раздельные лицензии для магазина приложений Google Play, браузера Google Chrome и поисковой системы Google Search. Благодаря этим изменениям, производители смартфонов теперь имеют возможность раздельной покупки, так, покупая магазин, они больше не приобретают браузер или поисковик. Таким образом, Google поддержала производителей смартфонов в предоставлении возможности для установки любых альтернативных приложений, наряду с продуктами Google.

Место «Яндекса» в расследовании

Об особенностях распространения продуктов Google для Android Еврокомиссия узнала ещё в 2013 г. Основанием для начала расследования, стала жалоба, поданная альянсом Fair Search, состоящим из компаний Microsoft, Nokia, Oracle, Expedia и Tripadviser.

Члены группы выражали недовольство по отношению к Google, ограничивающей их в реализации прав на использование Android в полной мере. К ним присоединились ещё две компании — Aptoide и Disconnect.

Начиная с июля 2014 года, компания «Яндекс» проходила свидетелем по этому делу.

А в ноябре 2015 года, российский холдинг подал в Еврокомиссию собственное заявление, перейдя из свидетелей в обвинители. Требования «Яндекса» в еврозоне соответствовали российским — прекратить принуждение производителей смартфонов устанавливать вместе с Google Play другие продукты компании и отказаться от системы приоритетного размещения ярлыков приложений Google на экране устройств. Компания «Яндекс» тогда говорила, в том числе и о том, что исход расследования Еврокомиссии может сказаться на развитии их бизнеса в Европе.

Спустя год, в апреле 2016, Еврокомиссия обвинила Google по трем пунктам. Антимонопольный орган утверждал, что Google оказывала давление на производителей с целью предустановки их поисковиков и браузеров в качестве основных. В случае отказа компания не предоставляла лицензии на свои приложения этим производителям. Также, Google запрещала выпуск смартфонов созданных на базе открытого кода ОС. А ещё, компания давала производителем взятки, чтобы они предустанавливали на свои смартфоны только ее поисковик.

Битва с Google за Россию

Для российского рынка мобильного поиска долгое время было характерно соперничества двух основных конкурентов — Google и «Яндекс».
Российская компания, в 2014 году, пошла путём разработки собственной кастомизированной версии Android — Yandex.Kit, с предустановленным поиском и другими приложениями «Яндекса». В тот момент, производители смартфонов Explay, Prestigo, Fly решили попробовать выпускать смартфоны на ОС «Яндекса», но, под давлением Google, отказались от этой идеи.

Тогда оказалось, что условия GMS обязывают производителей смартфонов вместе с Google Play предустанавливать и другие продукты Google, дислоцировать на экране смартфона пользователя ярлыки для них в определенной последовательности, а также устанавливать Google-поиск по умолчанию. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запретила Google вести подобную практику в 2015 году, а также обязала исключить из договоров с контрагентами соответствующие пункты.

Попытки оспорить решение службы в суде и несколько штрафов помогли привести стороны к компромиссу. Компания взяла на себя обязательство отказаться от предустановки своих приложений для Android в качестве исключения, не чинить препятствия в предустановке приложений конкурентов и не использовать экономические стимулы для продвижения своей поисковой системы в качестве поисковика по умолчанию в Google Chrome.

Также Google должна была создать для пользователей из России поисковый виджет в Google Chrome, для обеспечения возможности выбора поисковой системы по умолчанию — Google или «Яндекс». Виджет был предустановлен в новые гаджеты на базе Android, в уже выпущенных устройствах он стал доступен после обновления системы. В меню выбора также была добавлена поисковая система Mail.ru.

ОТПРАВИТЬ:

Рубрики: Регулирование, Web


Поддержка сайта и продвижение — «Амби маркетинг»