Крымская пятилетка без УУС

Ру­ководс­тво Фе­дераль­но­го агентства свя­зи (Рос­связь) объ­яви­ло о том, что в те­чение пя­ти лет уни­вер­саль­ные ус­лу­ги свя­зи (У­УС) на тер­ри­тории двух субъ­ек­тов Фе­дера­ции - в рес­публи­ке Крым и го­роде Се­вас­то­поле не ока­зыва­ют­ся. Выб­ранный еди­ный пос­тавщик У­УС на всей тер­ри­тории РФ - ПАО "Рос­те­леком" в этих двух ре­гио­нах не ра­бота­ет, а сре­ди мес­тных опе­рато­ров ник­то наз­на­чен не был. В то же вре­мя крым­ские и се­вас­то­поль­ские опе­рато­ры еже­год­но пла­тят на­лог в Фонд У­УС, ко­торым рас­по­ряжа­ет­ся Рос­связь, но уни­вер­саль­ные ус­лу­ги свя­зи не по­луча­ют.

На состоявшемся 5 февраля 2020 г. расширенном заседании Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи руководитель Россвязи Олег Духовницкий заявил о том, что в двух субъектах РФ - Республике Крым и городе Севастополе нет универсальных услуг связи. "Вот уже пять лет два новых субъекта находятся в составе Российской Федерации - это Крым и Севастополь, а универсальных услуг связи там нет - ни таксофонов, ни точек доступа, которые позволяют жителям получать бесплатный интернет", - сказал он.

На просьбу ComNews прояснить ситуацию с предоставлением УУС в Крыму и Севастополе в пресс-службе Россвязи ответили, что проект договора ведомства с "Ростелекомом" готовился еще в 2013 г. "На тот момент информации о необходимости оказания УУС в Крыму и Севастополе не имелось. Все финансово-экономические расчеты, которые предполагались при заключении договора, велись исходя из наличия в составе Российской Федерации 83 субъектов. Таким образом, в 2014 г. был заключен контракт на оказание УУС на территории 83 субъектов Российской Федерации", - пояснили в пресс-службе ведомства.

Напомним, что присоединение Крыма к России произошло после референдума о вхождении Крыма в состав России, который состоялся 16 марта 2014 г. Уже 17 марта в границах Автономной республики Крым и Севастополя была в одностороннем порядке провозглашена независимая Республика Крым, а 18 марта Россия подписала с ней договор, образовавший на этой территории субъекты Российской Федерации - Республику Крым и город федерального значения Севастополь.

Однако сообщение о том, что Россвязь и "Ростелеком" заключили договор об условиях оказания универсальных услуг связи, появилось на сайте оператора 13 мая 2014 г., то есть спустя почти два месяца после появления в составе России двух новых субъектов Федерации. На это в пресс-службе Россвязи заявили, что "подготовка, переоформление и оценка затрат по контракту заняла бы длительное время и было принято решение заключать контракт в имевшемся на тот момент виде". Де-факто, как указано в пресс-релизе, "Ростелеком" стал единственным оператором универсального обслуживания на всей территории страны с 1 апреля 2014 г. сроком на 10 лет.

В пресс-службе "Ростелекома" подтвердили, что действие госконтракта не распространяется на Республику Крым и город Севастополь. "У "Ростелекома" на этой территории нет инфраструктуры для оказания услуг", - заявили ComNews представители оператора.

В пресс-службе ведомства пояснили, что работа по развертыванию сети универсального обслуживания в Крыму началась в феврале 2015 г. Как отметили в ведомстве, Россвязь совместно с властями Крыма и Севастополя также провела работу по оценке исходных данных и планированию сети. Сейчас Россвязь упирает на реформирование перечня универсальных услуг связи, которое коснется в том числе и Крыма, и Севастополя.

Напомним, что в августе 2019 г. правительство РФ внесло в Госдуму соответствующий проект федерального закона (законопроект №777820-7 от 16 августа 2019 г.). Так, согласно инициативе, из списка может пропасть услуга по передаче данных и предоставлению доступа в интернет с использованием средств коллективного доступа (ПКД). При этом в населенных пунктах от 100 до 500 человек, где нет мобильной связи, добавится услуга подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа. Кроме того, правительство РФ предлагает дооснастить таксофоны средствами оповещения о чрезвычайных ситуациях.

В Россвязи считают, что скорейшее принятие этого законопроекта создаст правовую основу для реализации проекта по развертыванию сети универсального обслуживания в Крыму и Севастополе. "Мы ожидаем начало этой работы в текущем году", - сказал представитель Россвязи.

Тем временем местные операторы строят сети своими силами и уповают на господдержку. Руководитель оператора связи EvpaNet Харитон Зинштейн рассказал ComNews о том, что компания за собственные средства разместила более 100 точек доступа Wi-Fi в Евпатории, Штормовом, Мирном и поселке Заозерном. По его словам, если бы была поддержка со стороны местных властей в вопросе обеспечения питанием указанных точек доступа, то было бы еще более плотное их размещение.

Генеральный директор севастопольской телекоммуникационной компании "Севстар" Константин Кокуш отмечает, что в Крыму и Севастополе в основном достаточно урбанизированные населенные пункты и практически повсеместно сейчас работают коммерческие операторы. Именно поэтому, считает Константин Кокуш, у жителей полуострова нет такой большой потребности в универсальных услугах связи, как, например, у проживающих в Сибири или на Дальнем Востоке россиян.

Противоположной позиции придерживается генеральный директор ООО "Миранда-медиа" Арчил Бесаев, рассуждая о потребности жителей Крыма и Севастополя в универсальных услугах связи. По его мнению, как и в любом уголке России, в этих двух регионах есть отдаленные населенные пункты, где они нужны.

В то же время если Россвязь решит организовать конкурс в Крыму и Севастополе по выбору единственного оператора универсального обслуживания, то глава "Севстара" выразил готовность принять участие в конкурсе. "В правительстве Севастополя не раз поднимался вопрос УУС и отправлялись письма в Россвязь. Мы, как и все российские операторы, каждый год отчисляем по 1,2% своей выручки в фонд универсальных услуг связи, но универсальные услуги не получаем. Единого поставщика в Крыму и Севастополе нет, так как "Ростелеком" в Крыму и Севастополе не работает, - замечает Константин Кокуш. - Задача эта так и не решена до сих пор".

Если конкурс все же состоится, глава "Севстара" считает, что будет лучше, если универсальные услуги связи будут оказывать на разных территориях разные компании, а не единый поставщик. Свою мысль он объясняет конкуренцией и логикой: "У нас есть много небольших компаний в Крыму и Севастополе, которые уже работают в определенных районах сельской местности. Именно им, а не единому поставщику, будет проще "дотянуть" волокно до нужного дома, а не прокладывать кабель во второй раз там, где услуга уже оказывается".

Соглашается с ним глава EvpaNet. Он также придерживается позиции, что оператор универсального обслуживания должен быть не один. "Считаю, что более правильно объявить конкурс по населенным пунктам Крыма в отдельности", - говорит Харитон Зинштейн.

"Миранда-медиа" уже участвует во всех конкурсах на оказание услуг связи на территории Республики Крым и Севастополя. "Если будет объявлен конкурс по выбору оператора на оказание универсальных услуг связи в Крыму, то мы примем в нем участие", - выразили готовность в компании.

Допускает возможность участия в конкурсе по выбору единственного оператора универсального обслуживания в Крыму и Севастополе и ООО "КТК Телеком" (ТМ "Волна мобайл"), но только после детального изучения тендерной документации. "Волна мобайл", как и любой другой мобильный оператор, действующий в законодательном поле Российской Федерации, вносит регулярный платеж в фонд универсальных услуг связи", - добавили в пресс-службе оператора.

Дополнительно можно отметить, что ввиду малой востребованности коллективных услуг (в Крыму и других регионах страны) ФАС давно предлагает реформировать систему универсальных услуг связи. Об этом напоминает заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин.

"Технологически и экономически нужно уходить от коллективных универсальных услуг. Расходы на таксофоны и пункты коллективного доступа в интернет являются очень существенными, они на порядок и более превышают стоимость оказания аналогичных услуг голосовой связи и доступа в интернет", - говорит он.

Замглавы ФАС полагает, что в современном мире универсальные услуги должны быть индивидуальными. "Каждый должен иметь возможность получения голосовой телефонии и высокоскоростного доступа в интернет по доступным ценам, от тех операторов связи, которые могут их оказывать. В подавляющем числе регионов такие возможности имеются, и услуги могут оказываться в условиях конкуренции", - рассуждает он.

Что касается некоторых удаленных регионов, указывает Анатолий Голомолзин, то там, действительно, требуется строительство новой инфраструктуры. "Например, новые ВОЛС на Камчатку, Магадан, Сахалин, Анадырь или средства космической связи в удаленных регионах, в том числе Крайнего Севера, - приводит пример он. - Для таких инвестиционных проектов, а также для создания равных условий получения универсальных услуг связи во всех регионах страны могут и должны использоваться средства из фонда универсального обслуживания".

Анна Устинова

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Регулирование

Ключевые слова: Ростелеком, регулирование, Россвязь