Банки не спешат возвращать сотрудников с удаленки

ПАО "ВТБ" за вре­мя пан­де­мии ко­рона­виру­са уве­личи­ло ко­личес­тво уда­лен­ных ра­бочих мест в во­семь раз - до 32,5 тыс. Дру­гие иг­ро­ки бан­ков­ско­го рын­ка го­ворят, что так­же на­мере­ны ос­та­вить часть штат­ных сот­рудни­ков вне офи­сов на пос­то­ян­ной ос­но­ве и пос­ле улуч­ше­ния эпи­демио­ло­гичес­кой об­ста­нов­ки.

По данным ВТБ, более 20 тыс. сотрудников банка могут трудиться через виртуальные рабочие места одновременно. Для этого в организации установили высокопроизводительные межсетевые экраны, на 20 Гб/с расширили каналы доступа в интернет. Кроме того, банку пришлось модернизировать систему защиты от DDoS-атак и за неделю разработать и внедрить новые способы безопасного удаленного доступа. "Более 95% сотрудников IT-блока были переведены на удаленный режим работы буквально в течение недели", - говорится в сообщении банка. Сколько потратили на удаленные рабочие места, в ВТБ не ответили.

Ситуации в начале пандемии и сейчас в банковском секторе отличаются, говорит директор управления продаж продуктов и сервисов интегратора Softline Александр Рожков. Если в начале пандемии доля банковских сотрудников, переведенных на удаленный режим работы, составляла в среднем 10-15%, то теперь это около 40-50% от общего числа работников сферы.

"При этом, в некоторых банках на удаленную работу перешли до 90% сотрудников колл-центров и ИТ-подразделений. Если говорить о перспективе, то вполне вероятно, что в дальнейшем банки будут рассматривать сценарии сохранения некоторой части сотрудников на удаленном режиме, либо ввода гибких, комбинированных графиков работы в соответствии с подготовленным законопроектом об удаленной работе", - прогнозирует представитель Softline. Он наблюдает новою волну проектов, связанных с цифровизацией банковских услуг - от создания цифровых продуктов (виртуальная карта, цифровая ипотека - прим. ComNews) до внедрения программных роботов для онлайн-консультаций клиентов и обработки клиентских заявок.

По данным Softline, только около четверти сотрудников компаний для удаленной работы используют собственные ПК или ноутбуки, и банкам требуются существенные инвестиции для создания дополнительных удаленных рабочих мест. По словам Александра Рожкова, расходы на организацию рабочих мест можно условно разделить на прямые и косвенные. К прямым расходам относится приобретение ноутбука или ПК, необходимого периферийного оборудования, лицензий на дополнительное ПО. К косвенным затратам - системы защиты сетевого доступа, VPN-каналы, системы управления мобильными устройствами (MDM), DLP-системы, средства удаленной аутентификации, резервное копирование данных, администрирование и др.

"Как правило, стоимость одного удаленного рабочего места зависит и от общего количества создаваемых рабочих мест - чем их больше, тем ниже будет средняя стоимость места. В итоге, стоимость создания одного локального рабочего места может обойтись банку от 100 до 150 тыс. руб.", - подсчитал специалист.

Поэтому на банковском рынке набирает популярность альтернативное предложение по сервисной модели (OPEX) - "рабочее место как услуга" (Workplace as a Service), которое включает в себя набор необходимого оборудования в аренду и сопутствующий пакет услуг. Стоимость такого сервиса составляет от 7-8 тыс. за одно место в месяц.

"Сегодня на удаленном режиме работы по-прежнему находится порядка 44% персонала МКБ", - говорит первый заместитель председателя правления ПАО "Московский кредитный банк" Михаил Полунин. По результатам опроса сотрудников банком, среди работников высокий процент тех, кто хотел бы продолжить работу из дома. "В отношении вопроса, оставлять ли часть сотрудников в режиме удаленной работы, мы сейчас проводим дополнительное исследование, так как такие решения должны приниматься не только из соображений эффективности или экономии, но и с учетом комфорта коллег. Мы рассматриваем различные варианты - outstaff, коворкинги, а также работа в офисе три или четыре раза в неделю. Рассматриваем и сценарий отказаться от части рабочих мест, но это не самоцель", - сообщил Михаил Полунин.

В ПАО "Промсвязьбанк" (ПСБ) тоже рассматривают вариант перевода части сотрудников головного офиса на постоянный режим удаленной работы. "С точки зрения функционала такой формат может подойти примерно для 30% сотрудников головного офиса", - сказал представитель ПСБ. - Из них часть может работать полностью на удаленном режиме, часть - с сочетанием удаленного и офисного режима. К примеру, два дня в неделю - работа в офисе, а три дня - удаленно". При этом, заверил специалист, перевод на "удаленку" не повлияет на размер зарплат и численность штата.

Большая часть сотрудников "Юникредит банка" вернется к обычному офисному рабочему расписанию, сообщили в пресс-службе организации. В банке пока "планируют изучить возможность разрешить определенной части коллектива работать из дома один день". В головном офисе "Росбанка" в Москве сейчас удаленно работают 85% штата. Пока в офис вернулось 15% сотрудников. "Это количество будем постепенно увеличивать. До конца лета из офиса будут работать не больше 30-40% коллег. Остальные продолжат работать в удаленном формате", - рассказала директор по персоналу "Росбанка" Мария Мосина.

Пандемия послужила катализатором для массового перевода сотрудников на удаленный режим работы в банках, убежден директор по развитию бизнеса "Крок" в коммерческих банках Александр Филиппов. Среди многих ведущих банков, которые адаптировались к новой реальности, он наблюдает подготовку перевода части сотрудников на гибридную модель работы насовсем. Он уверен, что все дополнительные расходы по переводу сотрудников на удаленную работу можно компенсировать отказом от части пустующих офисных пространств.

В марте-апреле банк "Открытие" перевел на удаленную работу 14 тыс. сотрудников. До пандемии организация тестировала удаленный доступ. В рамках программы "Счастливый сотрудник" часть штата время от времени работала из дома, поэтому основной объем работ по масштабированию программы и переводу на удаленный режим большой части штата в "Открытии" выполнили за неделю. Для этого банк создал 1 тыс. дополнительных виртуальных рабочих мест.

В банке "Хоум Кредит" из-за пандемии на удаленную работу с середины марта ушли 5 тыс. сотрудников. Директор по информационным технологиям "Хоум Кредит" Александр Калиновский говорит, что культура дистанционного взаимодействия между подразделениями и внутри банка существует уже более пяти лет. "Мы настроили интеграцию с облачными сервисами Microsoft и возможности по совместной работе у сотрудников расширились. Отмечаем рост продуктивности во всех подразделениях, так как все постоянно находятся на оперативной связи друг с другом. Рабочие вопросы решаются быстрее, чем раньше", - наблюдает специалист "Хоум Кредит". В банке также сообщают, что после пандемии хотят перевести часть сотрудников головного офиса, региональных представительств и колл-центров на гибридный режим работы.

По словам руководителя управления развития ИТ-технологий и поддержки пользователей "Райффайзенбанка" Романа Мурашкина, до сентября организация намерена продолжать держать более половины штата вдали от офисов. "При этом сотрудники не готовы полностью отказываться от офиса, - узнавал управляющий директор по работе с персоналом "Райффайзенбанк" Владимир Химаныч. - Мы проводили внутренний опрос, который показал, что подавляющее большинство предпочитает комбинированный формат работы, с возможностью чередовать дни в офисе и работу из дома". Поэтому в банке после окончания пандемии планируют ввести формат "удаленки" как дополнительную опцию.

Представители компаний-интеграторов называют спрос на решения по удаленному доступу и организации совместной работы в период карантина взрывным и говорят, что банки будут стремиться максимально воспользоваться сделанными инвестициями. "После пандемии изменения коснутся подходов к обеспечению информационной безопасности и непрерывности деятельности. Банкам придется пересмотреть свои подходы к организации производственных процессов, работы сотрудников, а также способов взаимодействия с клиентами. В результате потребуется изменение бизнес процессов - от организации рабочего места, доступа к ресурсам и коммуникаций для сотрудников, пересмотра состава трудовых договоров, мероприятий по обеспечению информационной безопасности, до разработки сценариев по созданию непрерывных ключевых бизнес-функций с переносом их за периметр организации и даже в другие регионы", - уверен начальник управления центра компетенций по вычислительным комплексам "Техносерва" Роман Бобрышев.

Анас­та­сия Сам­со­нова

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Интеграция, Кадры

Ключевые слова: кадры