Кредит доверия: почему американцы перестали верить Facebook и Twitter

Крупные социальные сети теряют доверие пользователей в США – таковы данные ежегодного исследования, проведенного Insider Intelligence. Наихудшие результаты в области защиты персональных данных и безопасности онлайн-среды, согласно опросам американцев, показали Facebook, TikTok и Twitter. Эксперты полагают, что подобные настроения в обществе вполне объяснимы, и работу неспособных к саморегулированию соцсетей важно перевести в правовое поле.

Доверяй, но проверяй

Исследователи проанализировали впечатления пользователей от взаимодействия с 9 крупными интернет-платформами: Facebook, Instagram, LinkedIn, Pinterest, reddit, Snapchat, TikTok, Twitter и YouTube. В онлайн-опросе, проводившемся с 28 мая по 3 июня, приняли участие 1 865 респондентов из США.

Опросы показали, что худшей соцсетью в плане защиты персональных данных пользователей американцы считают Facebook, а наибольшего доверия с их стороны удостоилась LinkedIn (заблокированная в России соцсеть для поддержания деловых контактов). Примерно треть пользователей Facebook в США (32%) выразила сомнения в том, что соцсеть защищает неприкосновенность их личной жизни и сведения персонального характера, в то время как аналогичные опасения относительно LinkedIn озвучили только 10% опрошенных.

В то же время, 53% американцев согласны, что Facebook предпринимает некоторые шаги для защиты сведений о пользователях, однако и этот показатель самый низкий среди всех исследуемых платформ. «Нужно признать, что Facebook предоставил пользователям больше возможностей для контроля за сбором их персональных данных — они могут выбирать, какой информацией делиться и какую рекламу смотреть. Соцсеть также стала более открытой в вопросах о том, какие именно данные собирает и анализирует. Однако эти действия не оказали практически никакого влияния на мнение американских пользователей», — констатирует исследователь Insider Intelligence Дэниэл Карнаан.

Следующими в антирейтинге доверия оказались TikTok и Twitter — сомнения в их надежности высказали 22% и 21% опрошенных соответственно. По мнению исследователей, существенное влияние на показатели TikTok оказало давление со стороны американских властей, пытавшихся дискредитировать соцсеть, а Twitter в 2019 году ввязался в скандал вокруг передачи рекламодателям данных пользователей без их разрешения. Наиболее высокие результаты показали LinkedIn и Pinterest: 77% и 66% опрошенных соответственно согласились с тем, что эти соцсети защищают их данные и приватность.

Двойные стандарты, фейки и утечки данных

Член ОП РФ, исполнительный директор Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям Екатерина Мизулина полагает, что результаты Facebook и Twitter оказались вполне предсказуемыми на фоне последних скандалов с их участием, а вот недоверие к TikTok имеет другие причины.

«Я считаю, что в случае с TikTok это, конечно, результат той торговой войны, той ситуации, когда TikTok, по сути, принудили продать часть акций американским корпорациям, и параллельно велась достаточно широкая медийная кампания по дискредитации этой платформы. Людям бесконечно рассказывалось о том, насколько опасно пользоваться TikTok в США, и этот фактор важно учитывать», — полагает эксперт.

По ее словам, в случае с Facebook и Twitter сказывается результат применения этими компаниями различных методов дискриминации пользователей: эти компании все чаще прибегают к таким мерам модерации, они удаляют и блокируют пользователей по совершенно непонятным причинам, не объясняют свои стандарты модерации.

«Еще один фактор – это бесконтрольное использование персональных данных граждан, передача их сторонним компаниям, аффилированным с этими IT-гигантами. И в результате – появление в ленте у пользователей навязчивых сервисов, рекламы и так далее, и тому подобное. Это безусловно беспокоит многих пользователей. Третий фактор – это распространение различного рода деструктивной информации, недостоверной информации, то есть фейков. Пользователи от этого устали, им не хочется сталкиваться с такой информацией», — уверена Екатерина Мизулина.
Если корпорации не будут как-то менять свою политику в отношении пользователей по этим трем основным моментам, то, безусловно, пользователь будет переходить на другие платформы, считает член ОП РФ.

«И мы видим, что другие платформы это прекрасно понимают, делают из этого выводы и начинают улучшать свои сервисы, расширять их функционал. Так, например, поступил то же российский «ВКонтакте», который расширил функции мессенджера. Мы видим, что и другие сервисы занимаются модернизацией и внедрением новых функций. Поэтому отток пользователей от одних платформ к другим вполне возможен», — констатирует Мизулина.

Еще один член Общественной палаты, первый заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов Российского университета дружбы народов Никита Данюк связывает падение уровня доверия пользователей к платформам с неспособностью, в частности, Facebook обеспечить безопасность и сохранность многих персональных данных.

«Было множество скандалов, которые связаны с тем, что, когда некоторые пользователи разрешают доступ Facebook к своим устройствам через всевозможные приложения, эта информация оказывается в том числе в руках людей, которые занимаются информационными политическими технологиями. Поэтому они не могут обеспечить нужный уровень сохранности и безопасности персональных данных. Это настоящее оружие, которое может использоваться в самых разных областях, начиная от вопросов политических технологий, избирательных кампаний, заканчивая темами, связанными с дестабилизацией общественно-политической ситуации», — предупреждает он.

Опасные монополисты

Эксперт полагает, что таким образом эти корпорации становятся не только цифровыми и технологическими, но и идеологическими монополистами: именно они могут создавать вокруг человека ту картину мира, в том числе информационную, которую они считают нужной и полезной для достижения определенных целей.

«Я думаю, что уровень доверия российских пользователей к таким сетям, как Facebook, Twitter, социальная сеть LinkedIn (она у нас запрещена, но тем не менее многие до сих пор ею пользуются, обходя блокировку), вряд ли превышает 15-20%. Очевидно, что эти социальные сети, в последнее время замешанные во множестве скандалов, вряд ли бы показали высокие цифры поддержки в нашей стране», — говорит Никита Данюк.

Он напомнил, что в 2018 году Facebook столкнулся с массовой утечкой персональных данных, в результате которой пострадали порядка 50 млн пользователей. Более того, эта информация была использована компанией Cambridge Analytica, чтобы с ее помощью грамотно настраивать всевозможные рекламные записи и информационную ленту, влияя на политические предпочтения пользователей.

«Поэтому, мне кажется, в нашей стране показатели были бы даже еще меньше. Кстати, очень интересно то, что существует тенденция: в 2018 году агентство Reuters тоже проводило исследования подобного рода, и на фоне скандалов уровень поддержки соцсети составлял около 40%. Удивительно то, что, несмотря на ответные шаги, которые анонсирует Facebook по защите персональных данных и так далее, этот уровень поддержки все больше и больше падает. То есть мы видим, что эти методы не являются эффективными, и пользователи считают, что они недостаточны», — разделяет он мнение иностранных коллег.

Эксперт подчеркивает, что социальные сети – это то пространство, в котором люди существуют постоянно, иногда даже больше, чем в реальном мире. Поэтому, безусловно, оно должно регулироваться с правовой точки зрения, уверен Никита Данюк.

«Есть проблема, она заключается в том, что многие IT-гиганты, которые представляют социальные сети, используют политику двойных стандартов. Например, Google или Facebook фактически игнорируют российское законодательство в части хранения персональных данных, то есть не собираются локализировать хранение персональных данных, и сделать так, чтобы хостинги хранения были на территории России, хотя подобного рода практика локализации данных широко распространена в Китае, Канаде и Евросоюзе с 2018 года», — отмечает он.

Более того, напоминает эксперт, те штрафы, которые подразумеваются в России за подобные нарушения, достаточно смехотворны, в отличие от международного опыта. «Российские штрафы не могут даже рядом стоять со штрафами, которые есть в Соединенных Штатах. Например, тот же скандал с утечкой персональных данных Facebook, как мы знаем, стоил $5 млрд. Если же подобного рода пункты о хранении персональных данных нарушаются в Европе, а там есть, кстати, даже специальный закон, то компаниям, которые не следую этому закону, грозит штраф от 10 до 40 млн евро, либо 2-4% от торгового оборота компании, а это тоже значительные цифры», — говорит Никита Данюк.

Член ОП РФ не сомневается, что наша страна тоже должна навести порядок с правовой точки зрения в этой сфере. Но очень важный момент заключается в том, чтобы наведение порядка ни в коем случае не ассоциировалось у простых пользователей с так называемыми элементами цензуры, подчеркивает эксперт.

«Это очень важно, потому что в нашем информационном пространстве, в русском сегменте социальных сетей каждая подобного рода инициатива, на самом деле правильная и направленная на обеспечение безопасности российских пользователей, оценивается совершенно по-другому. Воспринимается, как какой-то акт цензуры, хотя на самом деле никакой цензурой это не является. Но, к сожалению, информационная работа с обществом не всегда ведется самыми эффективными способами, и именно поэтому во многих случаях информацией просто манипулируют», — признает Никита Данюк.

По его словам, нужно устанавливать меры регулирования, но они не должны быть жесткими или дискриминационными — они должны быть в первую очередь направлены на то, чтобы обезопасить простых граждан от того, чтобы не стать в какой-то момент инструментом манипуляции в угоду чьих-то политических интересов.

«Что касается недостоверной информации, это прямая обязанность и социальной сети, и государства делать так, чтобы подобного рода контент, который вводит представителей твоей страны в заблуждение, проверялся, модерировался и удалялся. И если этого не происходит, безусловно, нужно добиваться этого. В том числе через всевозможные судебные инстанции», — заключил эксперт.

Антон Тимофеев

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Web

Ключевые слова: социальные сети, Facebook, Twitter