Поймали в Сети: можно ли уволить за пост в соцсетях

В России сотрудники каждой десятой компании сталкивались с увольнением из-за неподобающей интернет-активности. К такому выводу пришли эксперты SuperJob, проведя исследование среди 1 тыс. представителей российских компаний и 1,6 тыс. экономически активных россиян из всех округов страны. При этом более половины работодателей предпочитают просматривать социальные сети еще на этапе подбора кадров — так сказать, перестраховываются от греха подальше. Насколько законно увольнение за высказывания и фотографии в соцсетях и что может не устроить работодателя в персональном профиле работника — читайте в материале «Известий».

Приняли во внимание

Последний раз подобное исследование сервис проводил в 2011 году, и за девять лет произошли существенные изменения. Если в 2011 году количество увольнений из-за неподобающей интернет-активности составляло 5%, то в 2020 году этот показатель закрепился уже на уровне 10%.

При этом работодатели стали тщательнее проверять соцсети соискателей — сейчас подобным мониторингом пренебрегают лишь 44% организаций. Как показало исследование, в каждой четвертой компании были случаи, когда кандидату пришлось отказать в работе из-за контента в социальных сетях.

Естественно, что такое внимание не могло не повлиять на поведение сотрудников. По данным исследования, всё больше россиян публикуют посты, лайкают и комментируют с оглядкой на работодателя. При этом женщины чаще мужчин думают о возможном просмотре страниц работодателем (50% против 42% среди мужчин).

А задуматься есть над чем — скандальные истории нет-нет да и всплывут в СМИ. Так, в мае чиновница из Энгельса Лидия Бузовчук лишилась должности, прокомментировав помощь государства семьям с детьми. Как написала Бузовчук в соцсети «ВКонтакте» под ником Лидия Прозорова: «Раньше денег за рождение детей не давали, никаких маткапиталов и жили как-то, не скулили. А сейчас рожающим все должны и обязаны. И чем больше дают, тем больше хочется. Лучше б пенсионерам помогли, которые всю жизнь налоги платили и работали!» Как показала проверка, данное высказывание не соответствовало общепринятым нормам этики и морали.

В прошлом году разгорелся скандал из-за фото барнаульской учительницы Татьяны Кувшинниковой в закрытом спортивном купальнике. Тогда мнения разделились: администрация школы посчитала изображение неприличным, зато учителя из других городов поддержали коллегу и даже устроили флешмоб в купальниках. Впрочем, барнаульской учительнице все-таки пришлось уволиться.

Увольняли за публикации в соцсетях и стюардесс. Так, в 2013 году лишилась работы Татьяна Козленко — она разместила фото, на котором показывает средний палец в сторону пассажиров. Другую бортпроводницу, Екатерину Соловьеву, уволили за оскорбительный твит по поводу авиакатастрофы с самолетом Sukhoi Superjet 100.

Помнит история и скандал с замглавы «Росгеологии» Русланом Горрингом. В ходе игрового стрима мужчина рассказал о работе в компании и своих сексуальных отношениях с сотрудницами. В итоге Горринг лишился должности, началось расследование. Позже бывшего топ-менеджера осудили за мошенничество.

Что говорит закон

Юрист, эксперт по трудовому праву Валентина Яковлева тоже вспоминает громкие истории с учителями в купальниках, замечая, что педагога действительно можно уволить за совершение «аморального поступка», правда, каждый в это понятие вкладывает свой смысл.

— Ни трудовое законодательство, ни другие нормативно-правовые акты не дают определения аморального проступка и не содержат каких-то конкретных критериев, на основании которых этот проступок точно является аморальным. Организация решает это субъективно, по своим внутренним ощущениям. Если нет локального акта, который бы прописывал четкое моральное и четкое аморальное поведение (чего в большинстве случаев нет, а если даже и есть, то прописать всё равно можно не всё), и работник не согласен с увольнением, то он может обжаловать решение в суде, — говорит «Известиям» юрист.

— По большому счету аморальным проступком следует считать нарушение каких-то моральных устоев и общепринятых норм поведения. Соответственно, если у нас принято на пляже быть в купальнике и педагог выложила свою фотографию в купальнике на пляже, то в этом ничего аморального нет. Если попали в Сеть какие-то драки, мат, жестокое обращение с животными — это можно назвать аморальным проступком и за это можно уволить, — утверждает эксперт.

За аморальный проступок, поясняет Валентина Яковлева, могут уволить в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты, соцобслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры, искусств. Уволить могут и за разглашение коммерческой тайны, когда в Сеть попадает информация об особенностях работы, фотографии с закрытых объектов, если случайно засветился рабочий процесс, составляющий коммерческую тайну.

— Больше законных оснований для увольнения в связи с размещением какой-либо информации в соцсетях нет, — говорит юрист.
Мощный триггер

Эксперт по трудоустройству Гарри Мурадян поясняет «Известиям», что всё больше компаний проверяют своих сотрудников по соцсетям — в основном аккаунты в Facebook, Instagram, «ВКонтакте». И если соискатель не указал аккаунт в резюме, то примерно половина работодателей может запросить эту информацию на одном из этапов интервью.

— На что смотрят? На какие-то резкие политические высказывания, на наличие ненормативного контента — насилие, жестокость. Смотрят на эротический контент и на какие группы подписан человек. Если человека берут на работу, а он подписан на группу психологической помощи для людей с биполярным расстройством, то это уже проблема, — говорит эксперт. — Помимо основной истории с соцсетями людей проверяют по поиску в «Яндексе». Поэтому если какой-то человек оставлял комментарий на сомнительных форумах, это всё всплывет.

Кроме того, замечает собеседник издания, сотруднику могут настоятельно порекомендовать вступить в сообщества работодателя в соцсетях и таким образом оказаться «в воронке мониторинга работодателя».

— Какие посты ты пишешь, что лайкаешь или не лайкаешь, какие выкладываешь фотографии — всё это легко мониторится, — считает Мурадян.

Эксперт по трудоустройству убежден: никого по факту размещения поста в соцсети уволить не могут, но любая публикация в соцсетях может стать поводом, триггером для дальнейшего расследования или буллинга, в случае сокращения можно стать первым «кандидатом на вылет». Приводит пример из личного опыта. Однажды он взял больничный на три дня, предупредил работодателя. В конце второго дня самочувствие улучшилось, температура спала и как раз позвонили из доставки — нужно было забрать заказ из пункта неподалеку. По дороге, проходя мимо ночного клуба, Гарри встретил знакомых: поболтали на улице, ребята сделали селфи на память, а потом выложили в Сеть, отметив друга. Фотографию увидели на работе.

— Меня обвиняли в том, что я обманул работодателя и на самом деле пошел развлекаться, — говорит эксперт. — Из-за этого инцидента обстановка в компании была настолько напряженная, что спустя несколько месяцев мне пришлось уйти.

Следи за собой, будь осторожен

— Когда я работал в консалтинговой сфере, у нас был стоп-лист тем, на которые нельзя высказываться — при приеме на работу все сотрудники с ним ознакомлялись. Нельзя было ничего говорить о религии — любые религиозные шутки, высказывания публично, в соцсетях были запрещены, потому что генеральный директор был глубоко верующим человеком, — рассказывает Гарри Мурадян. — Другая запретная тема — люди с отклонениями. Условно говоря, в офисе нельзя было употреблять слово «даун» по одной простой причине: у одного из партнеров был ребенок с отклонениями, и эта тема его задевала. Соответственно, если ты прокомментируешь любую шутку в соцсети, и он увидит твой комментарий, то считай, что твои отношения с этим человеком полностью разрушены.

Как рассказала «Известиям» на условиях анонимности бортпроводник одной из авиакомпаний, в организации существуют внутренние документы, кодексы поведения, под которыми сотрудники ставят свою подпись. Так, например, нельзя высказываться от имени авиакомпании без согласования с пресс-службой.

— Знаю, что несколько человек были уволены за публикацию в Instagram — пошли на Хэллоуин в бар в форме, так сказать, в костюме стюардессы. Плясали на стойке… Фотографии увидели те, кто не должен был их увидеть, и девочек уволили, — говорит собеседница издания. — Нужно думать дважды-трижды, прежде чем в открытых группах или аккаунтах писать какие-то комментарии. Если ты не попался, или у тебя закрытый аккаунт, или ты красивый идешь по аллее в форме и смотришь в небо — ради бога! Главное, чтобы фотографии не выглядели вызывающе, порочаще, а твои комментарии не содержали оскорбительных реплик, — говорит собеседница «Известий».

Даже если ты не в форме, нельзя постить фотографии с сомнительной компанией, топлес, с сигаретой. Впрочем, можно и в пижаме сфотографироваться, и с бокалом вина, но как говорит наша собеседница, «всё должно быть прилично и без подписей с матом». Кто-то закрывает аккаунт, кто-то сильно фильтрует контент. Иногда, сами того не желая, пассажиры могут «удружить».

— Всё обслуживание по питанию должно происходить в фартуке. Но бывает, что все уже поели, стюардессы фартуки сняли, а один пассажир проснулся в середине полета и говорит: «Дайте мне булочку», — рассказывает девушка. — Часто бывает, что забываешь про фартук или лень надеть… Недавно пассажирка сделала фото как ей эту булочку протягивают, а девочка на фотографии без фартука. В итоге — дисциплинарное взыскание. Пассажиры не знают, мы случайно оказываемся на этих фотографиях и нам «прилетает».

Кстати, по данным портала HeadHunter, только в 5% российских компаний приняты правила поведения сотрудников в соцсетях.

Будут проверять «машинально»

Эксперт по управлению персоналом и оплате труда Анастасия Городецкая отмечает, что в любой коммуникации, даже в частной беседе, человек в каком-то смысле является представителем работодателя, он лицо компании.

— Любой твой собеседник — это твой текущий или потенциальный клиент, а клиентский сервис для любого бизнеса является самым главным показателем. Есть клиент — есть бизнес, нет клиента — нет бизнеса, — говорит «Известиям» эксперт. Отсюда и такое внимание к соцсетям.

К слову, замечает Анастасия Городецкая, при приеме на работу информация в соцсетях является второстепенным источником информации.

— Это никогда не является основным поводом соглашаться или не соглашаться на трудовые отношения с человеком, но как достоверный источник информации — почему бы и нет? На уровне проверки смотрят на общее впечатление о человеке, дополнительные интересы, но прежде всего на радикальные проявления, — отмечает эксперт. — Можно проследить историю взаимоотношений с прошлым работодателем — конфликтный ли человек, сутяга. Это тоже будет для нового работодателя поводом для того, чтобы не связываться с человеком.

По словам Гарри Мурадяна, в будущем работодатели будут еще внимательнее присматриваться к активности сотрудников в соцсетях и делать упор на мониторинг соцсетей при отборе. Но, так сказать, «на автомате».

— Появятся автоматизированные системы, которые будут мониторить социальные сети. Например, есть система, которая занимается скринингом резюме. Когда машина занимается скринингом резюме, она выискивает триггерные слова и после этого принимает решение, рекомендовать это резюме на рассмотрение рекрутеру или нет. Если в резюме будет прикреплена ссылка на социальную сеть, ничто не мешает применить те же алгоритмы отбора: есть ли обнаженные фотографии, есть стоп-слова — да/нет, — полагает эксперт. — В дальнейшем будут появляться системы, которые позволят, исходя из данных в твоем резюме (ФИО, почта, телефон, опыт работы), делать автоматический мониторинг по всем доступным соцсетям и открытым аккаунтам. Данные будут накапливаться и храниться, причем соискатель будет давать на это письменное согласие.

Ждет ли нас повальный отказ от соцсетей? Вряд ли. По словам эксперта, вести странички соискатели и сотрудники не перестанут, но будут делать это за закрытыми дверями, то есть аккаунтами — с настройками приватности и конфиденциальности.

Елена Мотренко

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Web

Ключевые слова: кадры, социальные сети, персональные данные