VK выиграла в борьбе за создание мессенджера для чиновников

Структура VK стала победителем аукциона, проведенного Минцифры для выбора единого коммуникационного приложения для чиновников. Вторым претендентом была «дочка» «Ростелекома». Предполагается создание платформы, интегрирующей в себе электронную почту, ауди-и видеозвонки, службу обмена мгновенными сообщениями и файловое хранилище.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций провело электронный аукцион с целью определения поставщик услуг и программного  обеспечения, обеспечивающего  предоставление коммуникационных сервисов для органов власти.  Начальная цена аукциона составляла 488 млн руб.

Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок, победителям стала компания «Мэйл.ру цифровые технологии» (входит в группу VK, бывшая – Mail.ru Group). Компания выполнит работы за 450,5 млн руб. Вторым участником аукциона была компания «РТК Цифровые технологии» («дочка» «Ростелеком»), предлагавшая выполнить работы за 473 млн руб.

Указанные контракт является частью проекта Типизированного автоматизированного рабочего места госслужащего (ТАРМ), который Минцифры разрабатывает с 2019 г. Задачей проекта является устранение цифрового неравенства и обеспечение базовыми коммуникационными сервисами госслужащих.

Сейчас 89% федеральных органов власти используют сервисы Microsoft для организации почты, 59% не используют интеграцию с коммуникационными системами, 19% не имеют комплиментарных базовых сервисов (организация встреч, календари рабочего времени и пр.) Также у 28% госслужащих нет корпоративной электронной почты. Кроме того, российский чиновник в среднем использует три бесплатных облачных мессенджера в своей переписке с коллегами и ежедневно отправляет 3 МБ служебной информации через незащищенные мессенджеры.

Проект ТАРМ предполагает создание базовых рабочих  интсрументов для чиновников на базе отечественных разработок: корпоративная почта (включая рабочий календарь и адресная книга), мессенджер вместе с системами аудио-видеоконференцсвязи, файловое хранилище, корпоративные сервисы и управлением развитием (модуль профессиональной адаптации и ориентации, модуль управления знаниями, сервисы опросов и модуль планирования совещаний).

Одновременно будут решены вопросы информационной безопасности за счет использования доверенного программного обеспечения и среды исполнения, аутентификации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи», гостированной защиты обмена данными (ViPNet), запрета копирования загружаемых данных на незащищенные носители, антивирусной защиты и других действий.

В 2019 г на базе государственного НИИ «Восход» был развернут тестовый стенд ТАРМ. Тогда же начался эксперимент по созданию ТАРМ в ряде федеральных органах исполнительной власти, который продлиться до конца 2022 г. Изначально федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика» предполагал расходы на внедрение ТАРМ в размере 14,2 млрд руб за период до 2024 г, но затем эти затраты было решено сократить. В 2021 г на эти цели планируется выделить лишь 226 млн руб.

Согласно аукционной документации к нынешнему тендеру, подрядчик обязуется передать права и оказать услугу по обеспечению функционирования, администрирования и бесперебойной работы программного обеспечения в целях централизованного формирования и управления типовыми автоматизированными рабочими местами служащих федеральных органов исполнительной власти, Центральной избирательной комиссии и государственных внебюджетных фондов.  В результате будет создано КС АРМ ГС (Коммуникационные сервисы автоматизированного рабочего места госслужащего).

Все сотрудники указанных ведомств должны быть обеспечены базовым набором удобных и эффективных коммуникационных сервисов для взаимодействия сотрудников внутри и между ведомствами, а также с внешними экспертами и подрядчиками. При этом должны будут повышен уровень социализации сотрудников (вместе с повышением производительности их труда и снижением оттока) и минимизированы риски информационной безопасности и санкционные риски (за счет импортозамещения и перевода рабочей переписки из популярных зарубежных коммуникационных сервисов и средств совместной работы с документами в КС «АРМ ГС»).

Также будут решены следующие задачи: снижение уровня зависимости от зарубежных производительности; повышение уровня непрерывности оказания сервисов и надежности функционирования; выравнивание уровня и объема предоставляемых сервисов для сотрудников ведомств; сокращение времени на развертывание и обеспечение сотрудника необходимыми коммуникационными сервисами и создание базы для подключения и обеспечения дополнительными информационными системами; унификация технических и организационных процессов использования коммуникационных сервисов; обеспечение мобильности сотрудников за счет доступности коммуникационных сервисов на различных устройствах и различными способами и с возможностью использования сотрудниками своих личных устройств.

КС АРМ ГС будет состоять из ряда модулей: «Сервис обмена мгновенными сообщениями и аудио-видеозвонками», «Электронная почта», «Файловое хранилище»,  «Портал» (обеспечит возможность просмотра информации об организационной структуре ведомства пользователя, а также сервисы социализации, адресную книгу ведомства, хаб уведомлений и инфо-каналы), модуль интеграции с ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации), модуль аутентификации и авторизации пользователей, модуль администрирования и модуль интеграции коммуникационных сервисов с внешними информационными системами, в том числе с системами видео- и аудиоконференцсвязи.

Единое файловое хранилище, в том числе, будет использоваться для хранения вложений, превышающих допустимые размеры вложений для электронной почты, хранения файлов, пересылаемых в рамках сервиса обмена мгновенными сообщениями и аудио-видеозвонками, и хранения файлов, прилагаемых к сообщениям в «Портале».

Также должно быть организовано единое рабочее пространство, предполагающее, в том числе, интеграцию аудио и видеозвонки с модулем обмена сообщениями. Во время осуществления звонков будет сохраняться возможность продолжать общения в чатах. Кроме того, должны быть организованы единый модуль авторизации и единое пространство коммуникаций, предполагающее возможность использования адресной книги  при работе с электронной почтой, мгновенными сообщениями и аудио-видеозвонками.

КС АРМ ГС будет состоять из серверной и клиентской части. Система должна будет обслуживать максимально 100 тыс пользователей. Пользователи смогут работать с соответствующими продуктами через мобильные приложения, веб-бразуер и дескотпное приложение. При этом предполагается, что чиновники смогут использовать свои личные устройства: смартфон, планшет, ноутбук, рабочая станция.

Дескопные приложения должны быть созданы для Windows, Mac OS и Linux. Мобильные приложения должны быть разработаны для iOS и Android. КС АРМ ГС должны поддерживать веб-браузеры Firefox, Opera, Chrome/Chromium, Safari«Яндекс.Браузер», «Спутник» и Atom, работающие на базе Windows, MacOS и Linux.

Рубрики: ПО, Регулирование, Web

Ключевые слова: Ростелеком, регулирование, Mail.Ru Group, мессенджеры