Майнинг в РФ пошел на вторую попытку

Де­пута­ты Гос­ду­мы от фрак­ции "Но­вые лю­ди" внес­ли на рас­смот­ре­ние за­коноп­роект "О май­нин­ге в РФ". Он вво­дит оп­ре­деле­ние май­нин­га и ре­зуль­та­тов этой дея­тель­нос­ти. Груп­па де­пута­тов, вно­ся этот за­коноп­роект, од­новре­мен­но отоз­ва­ла пре­дыду­щую вер­сию до­кумен­та, вне­сен­ную ими же в кон­це ап­ре­ля.

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект № 127303-8 "О майнинге в Российской Федерации". В понедельник, 23 мая депутаты Госдумы от фракции "Новые люди" направили его в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку.

Предыдущий законопроект депутаты внесли 29 апреля 2022 г. и отозвали 20 мая 2022 г. после получения комментария Правового управления Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. В этот же день, 20 мая законопроект № 127303-8 поступил в Госдуму.

Проект закона направлен на урегулирование отношений, связанных с особенностями выпуска, генерацией цифровой валюты в России. Документ предлагает внести изменения в федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ о цифровых финансовых активах и цифровой валюте. В новом законопроекте отсутствуют положения, касающиеся реестра участников майнинга и предоставляемых им преференций.

Законопроект определяет майнинг как выпуск, генерацию цифровой валюты в РФ, то есть деятельность с использованием объектов российской информационной инфраструктуры, а именно: доменных имен и сетевых адресов, относящихся к национальной доменной зоне, информационных систем, технические средства которых размещены на территории РФ, комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории РФ, пользовательского оборудования, размещенного на территории РФ.

"Результат майнинга – создание цифровой валюты, в частности, поддержание распределенного реестра и генерация цифровых валют и их блоков, валидация операций в реестре", - сказано в законопроекте. Также законопроект регулирует отношения, возникающие при майнинге, и определяет требования к участникам майнинговой деятельности.

"По экспертным оценкам, гражданами Российской Федерации открыто более 12 миллионов криптовалютных кошельков, а объем средств на кошельках составляет порядка 10 трлн рублей. Кроме того, Российская Федерация находится в числе мировых лидеров по объему "майнинговых" мощностей и занимает 3 место в мире. Отсутствие регулирования данной отрасли приводит к тому, что все операции с цифровыми валютами, а также их выпуск осуществляются в "серой" зоне. В таких условиях граждане зачастую сталкиваются со случаями мошенничества, не обладая инструментами для защиты своих прав и интересов", - сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Руководитель практики "Криптоактивы" Консалтинговой группы GRM Ярослав Вирчик пояснил, что замечания профильного комитета по поводу предыдущего законопроекта заключались в том, что документ предусматривал формирование реестра участников майнинга, составление и ведение которого возлагалось на некий орган исполнительной власти, непоименованный в законопроекте. "Кроме того, статья 6 отозванного законопроекта предусматривала для участников майнинга, зарегистрированных в реестре, некоторые послабления, а именно: амнистия в течение года в отношении таможенного оформления оборудования для майнинга, амнистия в течение года для подачи и информирования налоговых органов по доходам от майнинга, уплаты налога на добавленную стоимость и иные сведения, относящиеся к налоговому регулированию. Указанные предложения, по мнению Правового управления Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, способны повлечь расходы федерального бюджета, связанные с созданием и ведением реестра участников майнинга, а также предусматривают освобождение от уплаты налогов, однако, подобные законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, могут быть внесены только при наличии соответствующего заключения правительства РФ. - рассказал он. Очевидно, что тема криптовалютного регулирования для субъектов законодательной инициативы сейчас горяча как никогда. Правительство РФ силами Минфина разрабатывает собственный законопроект "О цифровой валюте", в котором также предусмотрен порядок цифрового майнинга криптовалют. В условиях такой межведомственной конкуренции законопроект, внесенный депутатами изначально, имел бы мало шансов дожить до принятия, учитывая необходимость получения заключения правительства РФ, работающего над аналогичным по содержанию законом".

Ярослав Вирчик отметил, что в новом законопроекте, внесенном тем же составом депутатов, учли все указанное и из его положений исключили упоминание реестра участников майнинга и предложения по амнистии для операторов майнинга, включенных в такой реестр. "В остальном текст вновь внесенного законопроекта не отличается от предыдущей редакции, в связи с чем ему справедливо адресовать те же самые замечания, что и ранее. В частности, самое бурное обсуждение коснулось статьи, разрешающей физическим лицам заниматься майнингом при условии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого лица, если потребляемая им электроэнергия будет превышать лимиты, установленные правительством РФ. Да, в новой редакции убрали обязательное требование о регистрации в реестре участников майнинга, но ощутимой определенности это не привнесло. - говорит он. - Какими будут нормы энергопотребления, при превышении которых у физического лица возникнет обязанность зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого, в настоящее время однозначного понимания нет. От региона к региону факторы, влияющие на потребление электроэнергии, в т.ч. и для личных нужд, в зависимости от погодных условий и времени года сильно отличаются. Вполне вероятно, что может сложиться такая ситуация, когда установленную норму энергопотребления будет превышать домохозяйство, совершенно не имеющее отношение к майнингу. Майнеры обеспокоены вопросом, будут ли учтены все эти нюансы, поскольку тариф на электроэнергию напрямую зависит от того, кто является плательщиком – физическое лицо, самозанятый гражданин или индивидуальный предприниматель. В условиях волатильности рынка криптовалют и при наличии завышенных требований со стороны государства по лимитам и нормам потребления электроэнергии доходность от деятельности по майнингу для многих может стать невыгодной, либо приведет к обратному обстоятельству – уклонению от обязательной регистрации в качестве участника майнинга. Что касается последнего, то пока не проработаны нормы об ответственности за несоблюдение требований закона о майнинге, оценить последствия в настоящий момент затруднительно".

По мнению основателя KIP LegalTech, члена Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павла Каткова, новый документ - это изменение законопроекта, просто через механизм отзыва. "Дело в том, что согласно пункту Б части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы, отзыв не требует объяснений и означает автоматическое снятие с рассмотрения. Однако в пункте А этой же статьи есть механизм изменения законопроекта по предложению профильного комитета. В этом случае ответственный комитет подготавливает заключение, которое должно содержать мотивированное обоснование предложения о необходимости изменения текста законопроекта, и направляет его субъекту права законодательной инициативы, а он, в свою очередь, вправе выразить свое мнение о данном предложении устно на заседании ответственного комитета, либо путем подачи письменного заявления на имя председателя ответственного комитета, либо путем направления на имя председателя ответственного комитета соответствующего решения субъекта права законодательной инициативы - коллегиального органа, после чего Регламентом предусмотрен 30-дневный срок для следующего шага - выражения согласия или несогласия. - комментирует Павел Катков. - Очевидно, что отозвать и внести новый законопроект проще, чем проходить процедуру изменения через предложение комитета, поэтому, полагаю, авторы инициативы пошли по этому пути. Что до содержательной части, то, насколько я понимаю, из нового текста исключили положения о реестре участников майнинга и статью о годовом сроке амнистии для майнеров, зарегистрировавшихся в реестре. Однако как это все заработает в реальности, можно будет оценивать только после практического применения этих механизмов. Пока же это только гипотеза - а гипотезы нужно тестировать".

Генеральный директор компании "Системы распределенного реестра" (разработчик и оператор прикладных сервисов на блокчейн-платформе "Мастерчейн") Игорь Кузьмичев сказал, что законопроект "О майнинге в РФ" предполагает поверхностное регулирование большой и сложной темы, уже нашедшей, согласно сообщениям Минфина, детальное отражение в проекте федерального закона "О цифровой валюте", который к тому же прошел несколько итераций обсуждения с регуляторами и представителями рынка и находится сейчас на рассмотрении в правительстве РФ. "Поэтому кажется, что нет никакой необходимости в еще одном отдельном законе о майнинге – это только усложнит синхронизацию всех планируемых положений законодательства", - считает он.

Председатель правления ассоциации IPChain, советник председателя правления по вопросам интеллектуальной собственности в фонде "Сколково" Максим Прокш отметил, что вопрос о необходимости легализации майнинга приобретает всеобщую актуальность, учитывая большое количество майнеров в РФ, а также интерес законодателей к регулированию криптовалют. "На сегодняшний день правовое регулирование майнинга необходимо для предоставления правовой защиты тех, кто осуществляет данную деятельность, ведь отсутствие регулирования приводит к тому, что все операции с цифровыми валютами, а также их выпуск осуществляются в "серой" зоне. В таких условиях граждане не обладают инструментами для защиты прав при столкновении с мошенническими действиями. Регулирование сферы майнинга поспособствует формированию норм ответственности и обязанностей майнеров, а также установит основные принципы предпринимательской деятельности в данной сфере. - уверен он. - На сегодняшний день государство осознало необходимость правового регулирования отношений, связанных с особенностями выпуска и генерацией цифровой валюты в России. Однако, говорить о законодательном регулировании майнинга пока рано, учитывая ряд нерешенных вопросов в сфере регулирования цифровых валют (криптовалюты). До принятия законодательного регулирования майнинга, в первую очередь необходимо понять, как майнинг цифровой валюты соотносится с ЦФА и можно ли "добывать" цифровую валюту без майнинга. В данном вопросе также необходимо учитывать предстоящее согласованное решение со стороны Центробанка и правительства РФ по поводу легализации криптовалюты как средства платежа".

В Центоробанке на запрос ComNews не ответили.

Аналитик ФГ "Финам" Сергей Переход прокомментировал: "Россия, действительно, занимает лидирующие позиции по майнингу в мире, и потому принятие законодательства может позволить вывести его из тени для налогообложения предпринимателей. Оглядываясь назад, можно сказать, что подобное регулирование должно было быть раньше – сейчас часто говорят о "криптозиме", которая сулит снижение прибыли майнеров и, соответственно, желания делиться ними с государством. Однако стоит обратить внимание, что легализация майнинга может усилить переток средств россиян в криптовалюты – с учетом исторических распродаж это может обнулить сбережения граждан. Кроме того, этого нельзя допустить и с точки зрения дефицита спроса на российском фондовом рынке. В целом, легализация криптоактивов и развитие законодательства необходимы для привлечения капитала в страну (в том числе – возврата российского). Это один из способов реализации концепта международного финансового центра, но развитие необходимого законодательства займет 2-3 года".

Юлия Мель­ни­кова

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Регулирование, Финансы

Ключевые слова: регулирование, криптовалюты