Обманутые покупатели назвали главную «приманку» интернет-мошенников

Более четверти участников опроса признались, что хоть однажды становились жертвами продавцов-мошенников, хотя достаточно высоко оценивали свою способность «вычислить» обманщиков в интернете.

Наиболее действенным приемом привлечения покупателей мошенниками остается предложение сэкономить — 48% обманутых клиентов рассказали, что предложение низкой цены стало решающим доводом в их общении с обманщикам. Об этом свидетельствуют результаты опроса логистического оператора СДЭК, с которыми ознакомился РБК.

Еще 34% обманутых объяснили, что просто поверили на слово, поскольку их собеседник был очень убедителен. Почти столько же рассказали, что 31% производил оплату в спешке, поэтому не уделил достаточно внимания вопросам безопасности при совершении сделки.

Всего хотя бы раз становились жертвами мошенников, выступавших под видом продавцов в интернете, 28% участников опроса. При этом до расставания с деньгами 54% из обманутых оценивали свою способность распознать мошенников «достаточно высоко», а 20% — «очень высоко».

ГазинформсервисГлавный специалист отдела комплексных систем защиты информации компании «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников рассказал, как не стать жертвой продавцов-мошенников:

— Прежде всего, вне зависимости от стоимости покупки надо быть аккуратным при оплате. Идеальный вариант – это оплата по выставленному счету, если производите покупку с торговой площадки из вконтакте. Хуже, когда идет простой перевод денег с карты на карту. В таком случае, доказать оплату покупки товара будет проблематично, а найти мошенника будет практически невозможно. В случае, если осуществляете перевод с карты на карту, то необходимо, что бы имя продавца совпадало с данными при переводе денег. В случае с мошенничествами, зачастую продавец представляется как одно физическое лицо, а получателем денег значится другое. При этом, мошенники активно используют приемы социальной инженерии и рассказывают разные истории о том, что это карта жены, мужа, свата, брата и не переживайте, все переводы застрахованы банком или страховой компанией. Как только слышите длинные и странные истории, с мутными схемами переводов – лучше сразу откажитесь от такого продавца. Все честные сделки проводятся напрямую, в прозрачном режиме, без участия третьих лиц.

Второй важный момент: проверяйте рейтинг продавца на торговой площадке. Если аккаунт продавца недавно созданный и на нем нет никаких отзывов, то тут как минимум стоит насторожиться и ждать подвоха. Попробуйте поискать в поисковой системе такого продавца или такой товар вместе с продавцом. Возможно, он уже обманывал кого-то до вас. Зачастую, жертвы пишут отзывы на профильных форумах или социальных сетях.

В-третьих, проверяйте продавца. Мошенники могут маскироваться под реального продавца или реальный магазин в социальных сетях. Если вы найдете два идентичных аккаунта магазина, с одинаковыми названиями и фотографиями – значит один из них мошенник. Запустите поиск картинки покупаемого товара в сервисе Yandex или Google. Мошенники часто копируют фото товара из реального предложения с торговой площадки. Если эта картинка принадлежит другому человеку, то скорее всего ваш продавец может быть мошенником.

Участники опроса рассказали о способах обмана:

31% — после оплаты покупки или через несколько дней сайт стал недоступен;
29% — после оплаты «служба поддержки» сообщила о проблемах с поставками, в итоге товар так и не отправили, а номер стал недоступен;
12% — оформили покупку на подставном сайте бренда;
10% — увидели рекламу брендового товара по низкой цене, а купили в итоге китайскую подделку.

В итоге лишь каждому седьмому из обманутых удалось вернуть свои деньги.

В опросе участвовали 1502 человека из всех федеральных округов в возрасте старше 18 лет. Из них 46% женщин и 54% мужчин.

Центробанк в конце июня сообщил о новых мерах борьбы с мошенниками в интернете: с 1 октября клиенты банков смогут сами устанавливать запрет на онлайн-операции или ограничивать их параметры — максимальную сумму для одной транзакции или лимит на определенный период времени. Запрет можно установить как на отдельные услуги — переводы, онлайн-кредитование, так и на все операции.

В ЦБ уточнили, что этот сервис будет бесплатным. Чтобы им воспользоваться, необходимо написать заявление в свой банк, его форму и порядок направления кредитные организации определят сами. Отменить запрет или изменить параметры онлайн-операций клиент сможет в любое время.

«Такая упреждающая мера особенно актуальна для людей, наиболее подверженных влиянию кибермошенников, например для пожилых граждан. Если был установлен запрет на дистанционные операции, то мошенникам не удастся оформить онлайн-кредит или похитить ваши деньги, даже если они смогли получить доступ к вашему онлайн-банкингу», — пояснил директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров.

В регуляторе отметили, что для дополнительной защиты от кибермошенников банки также будут обязаны проводить идентификацию всех устройств, с которых граждане совершают онлайн-операции, подтверждать их телефонные номера и адреса электронной почты.

Владислав Гордеев

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Web, Безопасность

Ключевые слова: информационная безопасность, Газинформсервис