МТС укажет место/Оператор вышел на рынок услуг позиционирования

МТС инвестировала 200 тыс. долл. в развертывание сервиса позиционирования на базе системы ГЛОНАСС в Москве. Сейчас решается вопрос о создании совместного предприятия АФК "Система" и МТС. СП планирует инвестировать 30 млн долл. в течение трех лет в развитие нового направления бизнеса. МТС и "Система" рассчитывают заработать как на обслуживании коммерческих компаний, так и на крупных госзаказах.
Сотовый оператор МТС претендует на рынок услуг на основе местоопределения абонентов. Как стало известно РБК daily, для этого МТС создала "дочку" "МТС П", которой поручено организовать бизнес по разработке датчиков и терминалов и создать операторскую компанию по предоставлению услуг на базе позиционирования.

По данным ИК "Финам", объем мирового рынка услуг спутникового позиционирования сейчас составляет 3,2-3,5 млрд долл. На Россию, по официальным оценкам, приходится всего лишь 5 млн долл. По прогнозу "Финама", средние темпы роста до 2012 года будут составлять не менее 60% в год.

При этом, по оценке Международного союза электросвязи, порядка 60% услуг местоопределения требует более высокой точности, чем дает GPS-приемник. МТС строит свою систему путем комбинирования сервисов сотовой сети и системы спутникового позиционирования ГЛОНАСС.

Координаты, полученные с помощью спутниковой навигации, сопоставляются с координатами базовых станций МТС, на которых установлен приемник ГЛОНАСС (референцные станции), - это повышает точность их вычисления. На данный момент МТС потратила 1 млн долл. на разворачивание сети из 22 референцных станций в Москве.

"Созданная нами система позволяет обеспечить значительно большую точность определения координат, чем GPS, - говорит вице-президент по техническому развитию МТС Юрий Громаков, - сейчас этими услугами пользуются, к примеру, московская служба скорой помощи и ряд строительных компаний. В будущем, когда появятся компактные по размерам терминалы, услуга будет интересна и некорпоративным абонентам". На сервисах позиционирования МТС уже заработала в 2006 году порядка 300 тыс. долл.

Сейчас решается вопрос о создании совместного предприятия, куда могут войти, в частности, АФК "Система" и МТС. Согласно предварительному бизнес-плану СП планирует совместные инвестиции в размере 30 млн долл. в развитие сети в 50 наиболее экономически развитых регионах. Например, совместное предприятие могло бы взять на себя часть работ по созданию координатной основы земельного кадастра и кадастра объектов недвижимости.

Аналитик J'son&Partners Ирина Астафьева считает, что услуги позиционирования МТС не станут массовыми: "Скорее всего даже среди корпоративных клиентов МТС количество подписчиков нового сервиса будет невелико".

Другие операторы также интересуются услугами на основе местоопределения абонентов. В "МегаФоне", к примеру, говорят о перспективах сервисов Assisted GPS, являющихся совмещением спутникового и GSM или UMTS-позиционирования. Такой вид позиционирования обеспечивает большую скорость поиска спутника и меньший расход заряда батареи, так как терминал, определив приблизительное местонахождение абонента через сотовую сеть, быстрее может связаться с нужным спутником.

"Когда пользователь приобретает устройство спутникового позиционирования, он платит один раз за устройство и раз-два в год за обновление карт. По такой схеме оператору сложно построить коммерчески успешный сервис, - говорит директор департамента новых технологий и проектов компании "МегаФон-Москва" Денис Ирз. - С другой стороны, абонент так же оказывается один на один со всеми проблемами, которые у него возникают, так как производители терминала и карт не особо заинтересованы в создании служб поддержки. Поэтому де-факто сейчас более удобным для массового пользователя остается GSM-позиционирование, несмотря на то что оно обеспечивает меньшую точность. Ситуация может измениться с выходом на рынок сервисов Assisted GPS".
Антон Бурсак, Тимофей Дзядко

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование, ПО, Кадры, Финансы