Веб-проникновение. Рунет прирастает корпоративными блогами

В конце прошлой недели официально состоялось открытие блог-ленты hport.ru, посвященной компании «HP Россия». Таким образом, блогосфера Рунета пополнилась еще одним блогом ИТ-компании. Следуя опыту западных коллег, последние осваивают такой простой и эффективный инструмент, как блог, наиболее активно на фоне других отраслей бизнеса России.

Открытие блог-ленты «HP Россия» - закономерное явление в кругу компаний, следующих современным тенденциям развития глобальной Сети, в первую очередь западных и затем перенимающих их опыт - российских. В то время как отечественные компании делают первые шаги в области корпоративного блоггинга, мировые списки коммерческих блогов возглавляют проекты компаний Microsoft, Macromedia и Sun Microsystems. Однако блоги сегодня – модный тренд, и высокие темпы развития этого явления в пределах Рунета позволяют сделать прогноз относительно дальнейшего роста количества и качества корпоративных дневников. В рейтинге Яndex на сегодняшний день насчитывается 2,2 млн блогов, и эта цифра постоянно растет.

В то же время попытки использования блогов в Рунете в качестве PR-инструмента – несмотря на актуальность последнего – пока малочисленны. Количество корпоративных блогов в Рунете исчисляется в пределах двух сотен. Согласно данным исследования Mmd, порядка 80% журналистов хорошо знакомы с блогосферой, и более половины читают блоги регулярно и систематически. PR-профессионалы, со своей стороны, также прекрасно осведомлены о возможностях блогосферы, но пока, тем не менее, относительно редко включают ее в число объектов своей работы.

Наиболее податливы к инновациям в сфере веба по-прежнему ИТ-компании. Согласно исследованиям PR-компании NetMind, типичный корпоративный блог Рунета принадлежит именно им, ведется сразу несколькими сотрудниками и является дополнением к корпоративному сайту. Здесь можно упомянуть блоги крупнейших интернет-компаний Рунета: Google Russia (googlerussiablog.blogspot.com и my-google.ru), Яndex (company.yandex.ru/blog, в том числе блог недавно приобретенного компанией проекта «Мой круг» - blog.moikrug.ru), Mail.ru (blog.mail.ru/community/mail_ru), системы контекстной рекламы «Бегун» (begun.ru/blog/corporative).

К практике ведения блогов приобщаются и российские ИТ-компании, в первую очередь разработчики и дилеры ПО и системные интеграторы. Например, компанией Softline запущены блоги принадлежащих ей интернет-магазинов Allsoft.ru (blog.allsoft.ru) и «Дарипордарки» (blog.daripodarki.ru). Отметим также блог «Лаборатории Касперского» (viruslist.com/ru/weblog), поставщика систем электронного документооборота Directum (directum-journal.ru), «Кристалл Сервис» (kristall-service.net/blog).

Примером нестандартного видения преимуществ блогосферы стал проект ZazheleZo (community.livejournal.com/zazhelezo), разработанный коммуникационными агентствами Creatoric и «Ракурс-PR» для инвестиционной компании «Тройка Диалог» и ее подрядчиков. Это корпоративное сообщество посвящено созданию высокотехнологичного дата-центра. До настоящего времени освещение проектов по созданию центров хранения данных реализовывалось в форме статьи-отчета либо краткой новости.

По данным NetMind, свои блоги начинают вести не только ИТ-компании, но и участники других секторов экономики: на долю производства и промышленности пришлось 4 из 96 блогов, на шоу-бизнес - 3, ритейл - 10, телекоммуникации - 5. Наиболее популярный формат ведения - несколько сотрудников пишут заметки от своего имени (51%). Второй по популярности - блог от лица компании без конкретных подписей (24%). Наименее популярен формат ведения нескольких блогов разными сотрудниками на одной корпоративной платформе - «коммьюнити» - 10%, а 15% блогов ведет один человек.

Для подавляющего большинства компаний блог служит дополнением к традиционному сайту компании. В то время как официальная информация о компании и услугах размещается на веб-сайте, записи в блоге посвящены текущей работе, новостям компании и пр. Тем не менее, уже появилось некоторое число компаний, для которых корпоративный блог – единственный канал коммуникаций в Интернете. Необходимо отметить, что все подобные блоги, которые для компании являются единственным каналом коммуникаций в Интернете, появились в 2007 году. Обычно это небольшие компании – стартапы, для которых важна простота использования и продвижения блога, а также его инновационность используемых методов коммуникации.

Основной принцип, который рекомендуется соблюдать компаниям при общении через корпоративный блог с потенциальными клиентами и партнерами, – это соблюдение правил игры и максимальная честность. Дело в том, что Интернет – демократическая среда, и любая попытка обмануть аудиторию, чувствительную к подобному обращению, может навредить имиджу компании. Одним из хрестоматийных примеров здесь является прецедент из мировой Сети, когда компания Sony решила продвинуть свою игровую приставку через фальшивый фан-сайт двух подростков, организованный в форме блога (alliwantforxmasisapsp.com). Менее чем за неделю блоггеры обнаружили подделку, распространили информацию о ней, и компании пришлось срочно свернуть проект.

При корректном подходе преимущества блогов как информационной среды многочисленны: возможность воздействовать на широкую аудиторию, сегментировать целевые группы, индивидуализация общения, которую невозможно реализовать средствами прямой массовой коммуникации. Так, большинство компаний (58%), опрошенных NetMind, ответили, что блог для них является дополнительным каналом коммуникаций и еще одним методом связей с общественностью. В меньшей степени блоггеров интересует получение обратной связи от клиентов и партнеров (24%). Среди причин заведения блога были названы также «повышение «прозрачности» компании».

Сегодня интерес к использованию блогосферы велик, однако реализованных коммерческих проектов, особенно с участием ведущих компаний, – единицы. Отметим, что причина здесь – скорее незнание, так как цена вопроса не оставляет ограничений для компаний даже малого бизнеса: расходы на запуск персонального сетевого дневника редко превышают $100–200. Выбрав один из публичных блог-сервисов, это можно сделать бесплатно, дополнить собственным блогом корпоративный сайт. Наконец, можно приобрести хостинг, доменное имя и завести дневник на популярном движке WordPress.

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Web