В МТС завершился. Крупнейший в России проект внедрения Oracle e-Business Suite

Системный интегратор «Квазар-Микро» объявил о завершении тиражирования системы планирования ресурсов предприятия на базе Oracle E-Business Suite в ОАО «Мобильные ТелеСистемы» во всех филиалах компании в 85 городах России. Внедрение ERP-системы в МТС началось в июне 2004 года, и является самым масштабным и на данный момент признан самым успешным внедрения Oracle e-Business Suite в России и СНГ. Для МТС и «Квазар-Микро», которые входят в одну группу компаний «Система», это далеко не первый опыт сотрудничества. Кроме того, для МТС ИТ-проекты выполняли и другие сестринские компании.

Оператор мобильной связи в России и странах СНГ ОАО «Мобильный ТелеСистемы» (МТС) вместе со своими дочерними предприятиями обслуживает более 74,67 млн абонентов. Население 84 регионов России, а также Беларуси, Украины, Узбекистана и Туркменистана, где МТС и ее дочерние предприятия имеют лицензии на оказание услуг в стандарте GSM, составляет более 230 млн человек.

Компания «Квазар-Микро» - один из ведущих поставщиков решений, продуктов и услуг в области информационных технологий в Восточной Европе и странах СНГ. Она основана в 1990 году, входит в состав компании Sitronics (подразделение АФК «Система», одним из активом которой также является ОАО «Мобильные ТелеСистемы»). Деятельность «Квазар-Микро» включает управленческий консалтинг, внедрение систем управления предприятием, системную интеграцию, разработку ПО, производство компьютерного оборудования, сервисные услуги и обучение. Среди партнеров компании – Intel, Microsoft, IBM, Oracle, Sun Microsystems, Cisco, HP, Motorola, Nortel, Lucent и др.

Необходимость внедрения автоматизированной системы управления предприятием в МТС обусловили огромная территориально распределенная структура и высокие требования к актуальности консолидированной управленческой информации. Опираясь на результаты обследования предприятия, проведенного консультантами «Квазар-Микро», руководство МТС приняло решение использовать полнофункциональные интегрированные подсистемы комплекса Oracle E Business Suite в качестве единственного управляющего инструмента компании.

Среди основных задач проекта называются оказание эффективной поддержки стратегии развития компании и цикла продажи услуг сотовой связи, обеспечение контроля над договорной деятельностью, платежами, и управлением денежными потоками, создание централизованной единой системы отчетности и финансового управления компанией, расширение возможности анализа консолидированной информации для руководства МТС. Также требовалось повысить производительность ключевых бизнес-процессов МТС и интегрировать разрозненные источники управленческой информации – с применением передовой западной бизнес практики.

Внедрение ERP-системы в МТС началось в июне 2004 года. «Квазар-Микро» стал генеральным подрядчиком проекта. Специалисты интегратора выполнили целый комплекс процедур по адаптации моделей западных бизнес-процессов к деятельности компании МТС. Это позволило реализовать так называемый подход best practice («букв. «лучшая практика», который подразумевает использование уже апробированных для данной отрасли или типа предприятий методик) и значительно увеличить эффективность использования контрольной среды компании за счет повышения управляемости бизнес практики. А внедрение Oracle E-Business Suite должно было перевести бизнес-практику компании на значительно более высокий технический, технологический и интеллектуальный уровень.

Проект охватил практические весь базовый функционал системы Oracle e-Business Suite. В частности, были установлены такие модули данного решения, как закупки (Purchasing), расчеты с кредиторами (Payables), главная книга (GL), казначейство (Treasury).

В процессе внедрения Oracle E-Business Suite было необходимо проанализировать, определить и учесть требования всех «перспективных», с точки зрения дальнейшего внедрения, департаментов. В первую очередь, требовалось обеспечить возможность эффективной совместной работы различных департаментов МТС. Поэтому особое значение было уделено разработке централизованных справочников. В них учтены не только интересы участвующих в процессе внедрения департаментов, но и создан задел для дальнейшего внедрения дополнительной функциональности системы. В результате обработка, анализ и управление казначейскими операциями стали проводиться в единой информационной системе, поддерживающей процедуры многоуровневого контроля и утверждения платежных документов, появилась возможность прогнозирования и управления денежными потоками в режиме реального времени. Кроме того, были реализованы процедуры управления долгосрочной и оперативной ликвидностью компании посредством детализации прогнозных сумм до уровня первичных документов, анализа разрывов в ликвидности и формирования различных аналитических отчетов. Консолидация данных об остатках на банковских счетах позволила в единой системе составлять платежные календари и получать исходные данные для различных видов управленческой отчетности. Уже в 2005 году почти 90% всех операций по консолидации данных и взаиморасчетам между подразделениями выполняются в автоматическом режиме.

Результаты первого этапа внедрения предопределили необходимость упорядочивания договорной деятельности компании. Заказчику потребовалось создать единое хранилище договоров с поставщиками на приобретение товаро-материальных ценностей, которое бы использовалось как департаментом управления закупками, так и юридическим департаментом, бухгалтерией, казначейством и другими подразделениями компании. Реализация строгого контроля соответствия платежей заключенным договорам дала возможность компании отслеживать историю каждого договора. Как результат – с одной стороны, выявлены договора уже не удовлетворяющие условиям ведения динамического бизнеса компании, а с другой, упорядочены, систематизированы и оптимизированы процедуры управления договорной деятельностью.

Также компания МТС внедрила практику обязательного контроля выполнения обязательств по договору. В результате стабилизировался график платежей, устранены непроизводительные расходы средств на различные пени, штрафы и неустойки за просроченные оплаты по договорам. Появилась возможность контролировать источник каждого платежа и возросла ответственность персонала за невыполнение или несвоевременное выполнение условий договоров. Более того, имея крупную разветвленную территориальную структуру, компании удалось осуществить распределенный ввод кредиторских документов непосредственно в местах их возникновения. Как следствие – значительно повысилась оперативность доступа к управленческой информации многих департаментов и подразделений компании. Формирование проводок и их передача в единую систему с формированием всего многообразия отчетных форм были автоматизированы.

В январе 2006 года был завершен процесс создания «мастер-системы» во всех структурных подразделениях МТС в Москве. В дальнейшем, в течение 2006 года, система была последовательно развернута и запущена в промышленную эксплуатацию во всех филиалах МТС в России.

В настоящее время пользователями системы являются около 5 тыс. Сотрудников МТС, при этом число одновременно работающих пользователей превышает 1 тыс. человек. Система обучения персонала МТС была построена по оптимальному, с точки зрения специалистов «Квазар-Микро», сценарию. Обучение производилось поэтапно, по мере готовности системы и функциональных специалистов МТС к выполнению соответствующих операций в системе. Первоначально была подготовлена группа ключевых специалистов МТС, которые в дальнейшем по определенной программе проводили обучение остальных пользователей системы. Таким образом, компания сэкономила средства на обучение и сформировала высококвалифицированную команду специалистов для решения вопросов, связанных с дальнейшим сопровождением и развитием системы.

Проект в МТС сейчас признан наиболее масштабным и успешным внедрением системы Oracle e-Business Suite в России и СНГ. К тому же проект был реализован в короткий срок без отклонений по срокам от базового плана.

Внедрение и тиражирование ERP позволило МТС консолидировать все структурные подразделения МТС в единую бизнес систему, результатом чего стало повышение эффективности и прозрачности бизнес-процессов компании, оптимизация логистики и механизмов контроллинга закупок, а также сокращение внутренних информационных потоков и снижение затрат на их обеспечение.

Стороны и прежде реализовывали крупные совместные проекты. Так, в 2004 году в рамках сервисного проекта компанией «Квазар-Микро» было проведено обновление аппаратных платформ в МТС, составляющих компьютерный парк компании. Было переоборудовано более 1 тыс. рабочих мест, расположенных в нескольких десятках московских офисов компании, без прерывания основного рабочего процесса.

В 2005 году по заказу МТС и консалтинговой компании «ЭкоПси Консалтинг» компания «Квазар-Микро» создала автоматизированную систему «МТС-опрос». На тот момент времени в ходе реорганизации, связанной с покупкой МТС ряда региональных предприятий и динамичным расширением географии бизнеса, перед МТС встала задача проведения массового анкетирования сотрудников. Созданная клиент-серверная система сбора и анализа результатов анкетирования обеспечила максимальное удобство ввода данных и возможность их многофакторного анализа. За основу решения было взято программное решение разработчика «КМ Софт». Клиентские места (рабочие места оператора и аналитика) создавались с использованием VB.NET, что ускорило разработку инструментария. База анкетных данных и протоколы работы пользователей были реализованы на базе СУБД Oracle 9, которая в то время являлась корпоративным стандартом в МТС.

Еще один проект - построение в МТС системы бюджетирования на базе SAS FMS. «Квазар-Микро» выступил здесь консультантом по интеграции и дополнительному функционалу - провел разработку требований к стандартизованным формам бюджета и дополнительных показателей, разработал требования к функционалу системы для приведения всех форм к единому стандартизованному формату, обеспечил интеграцию нового функционала в единую систему, разработал необходимые отчеты для корпоративного портала. Работы были начаты «Квазар-Микро» в августе, а завершены в октябре 2005 года. В декабре 2005 года вся система принята в эксплуатацию.

Решение о внедрении в компании МТС еще одного продукта - Oracle ICM - было обусловлено необходимостью обеспечения документирования и тестирования внутренних контролей, а также необходимостью мониторинга соблюдения требованиям законодательства. «Квазар-Микро» выступил ERP-консультантом по инструменту Oracle ICM и его интеграции – провел анализ требований заказчика и рекомендации Ernst&Young, спроектировал и внедрил информационную систему на базе Oracle ICM, обеспечил интеграцию системы со средствами документирования Ernst&Young, разработал необходимую заказчику отчетность. Независимым внешним аудитором, который осуществлял методологический контроль проекта, заказчик выбрал компанию Deloitte. Проект был начат в сентябре 2004 года, окончен в августе 2005 года.

Кроме того, в декабре 2005 года был завершен проект создания контакт-центра компании МТС, поддерживающего на тот момент работу более 2,2 тыс. операторов и обслуживающий более 41 млн. абонентов в 8 крупнейших регионах России. Компания «Квазар-Микро», в тесном сотрудничестве с компанией Alcatel, участвовала во всех этапах реализации проекта, включая поставку оборудования, инсталляцию аппаратно-программного комплекса и ввод контакт-центра в эксплуатацию. В качестве платформы для построения контакт-центра было выбрано решение от компании Alcatel - корпоративная платформа для телефонии OmniPCX Enterprise. На базе высокопроизводительного оборудования Sun и HP было развернуто программное обеспечение Genesys, в состав которого входит система управления взаимодействием с абонентами Genesys Inbound Voice, позволяющая оптимально обработать запрос на основании имеющейся информации о клиенте. Абоненты контакт-центра получили возможность использовать современные средства интерактивного голосового взаимодействия (IVR) - систему голосового самообслуживания Genesys Voice Platform. В состав контакт-центра вошла также система контроля и управления качеством обслуживания от компании NICE, мирового лидера в области создания подобных систем (см., например, выпуск spbIT.ru от 15 декабря 2005 г.).

В 2006 году сотрудничество «Квазар-Микро» и МТС продолжилось на новых проектах. Так, «Квазар-Микро», в сотрудничестве с компаниями Bercut (Петербург) и Ericsson реализовал проект внедрения «под ключ» решения Ring Back Tone в «МТС-Беларусь». Комплекс RBT позволил белорусскому оператору мобильной связи предоставлять абонентам новую услугу - управление мелодиями вызова («Тонинг»). Проект для «МТС-Беларусь» включал как поставку всего оборудования, системного и прикладного ПО от производителя, так и работы по внедрению решения у заказчика. Специалисты «Квазар-Микро» выполнили полный комплекс работ по инсталляции оборудования на центральной площадке в Минске и в 5 региональных центрах Беларуси - Бресте, Витебске, Гродно, Могилеве и Гомеле, и его подключению.

Наконец, в 2006 году в 3 макрорегионах МТС - Северо-Запад, Поволжье-Юго-Восток и Поволжье-Северо-Запад - прошла установка платформы mnUSSD Centre производства компании «Беркут». Компания «Квазар-Микро» выступила системным интегратором проекта (см. выпуск новостей nn.ict-online.ru от 14 августа 2006 г.).

Кроме того, ряд ИТ-проектов был выполнен для МТС силами еще одного актива АФК «Система» - компании STROM Telecom. В свое время основанная в Чехии компания, была выкуплена «Системой», и сейчас, также как и «Квазар-Микро», входит в Sitronics. Для компании МТС этот интегратор выполнял проект по внедрению новой биллинговой системы Foris (см., например, выпуск дайджеста spbIT.ru от 24 июня 2006 г.). Кроме того, STROM Telecom реализовывала решения и для других «дочек» «Системы», в частности, в 2004 году были подписаны соглашения с компаниями «Комстар» и «Система Масс-медиа».

Если говорить о других примерах развертывания ERP-систем Otacle в телекоммуникационных компаниях, то здесь можно вспомнить об еще одном значительном проекте – для ОАО «Связьинвест». В свое время он был возложен на компанию «Открытые технологии», при участи которой, и еще ряда игроков, было реализовано несколько стадий внедрения, включая, например, развертывание инженерной инфраструктуры (см., например, выпуск новостей spbIT.ru от 24 апреля 2006 г.). Однако, по некоторым данным, сейчас этот проект находится в несколько подвешенном состоянии, в частности, ходят слухи о смене генподрядчика.

Рубрики: Мобильная связь, Интеграция, ПО, Финансы