Интернет-СМИ взяли слово

В начале этой недели, 16 октября 2007 года, в Москве прошла первая профессиональная конференция интернет-СМИ – «i-СМИ». Актуальными темами для обсуждения стали такие вопросы, как медиаконвергенция, влияние технологий Веб 2.0 на облик электронных СМИ, а также цензура в Интернете, ситуация на кадровом рынке, перспективы интернет-журналистики. Всего в конференции приняли участие триста человек из заявленных четырехсот, что организаторы называют положительным результатом.

Первая профессиональная конференция интернет-СМИ «i-СМИ» является новым проектом Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) в сотрудничестве с общероссийской организацией работников СМИ «Медиасоюз» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Напомним, что РОЦИТ – общественная организация, созданная в марте 1996 года, основная задача которой состоит, согласно уставу, в «содействии включению России в мировое сообщество Интернета». С целью развития Рунета РОЦИТ проводит ряд отраслевых мероприятий, ставших за минувшие годы традиционными. Крупнейшее из них – Российский Интернет Форум (РИФ), конференция «Интернет и Бизнес» (КИБ-2007) (см. новость spbIT.ru от 24 апреля 2007 г.), посвященная особенностям ведения бизнеса в среде Интернет, а также петербургский аналог РИФа – «Санкт-Петербургская конференция Интернет и Рекламы» (СПКИР) (см. новость spbIT.ru от 21 мая 2007 г.). Кроме того, РОЦИТ является организатором всероссийского Интернет-Марафона.

Новая инициатива РОЦИТ - конференция «i-СМИ» – ориентирована на представителей отрасли интернет-СМИ и позиционируется как площадка, в рамках которой участники имеют возможность для обсуждения наиболее острых проблем отечественных электронных средств массовой информации, включая Интернет. Такими темами на прошедшей конференции, в частности, стали вопросы государственного урегулирования интернет-СМИ; «кадровый вопрос»; использование технологий Веб 2.0 в электронных СМИ; медиаконвергенция и др.

В качестве предисловия к конференции всем участникам «i-СМИ» были вручены статистические выкладки маркетинговых исследований «ГфК-Русь», согласно которым в России общий объем посетителей электронных версий печатных изданий составляет около 6,7 % населения крупных и средних городов страны, или 4 млн человек, в то время как месячный охват аудитории Интернета равен 22,7 %, или 13,5 млн человек. Это означает, что доля посетителей «традиционных» СМИ среди пользователей Интернета составляет 29,3 %. В сравнении с другими странами жители России не так активно пользуются электронными версиями газет и журналов, как, например, жители Европы или лидеры – жители Америки. По этим показателям Россия находится в нижней части таблицы, опережая только Индию и Пакистан. Эксперты объясняют этот факт низким проникновением Интернета в регионы, но отмечают, что сейчас ситуация меняется в лучшую сторону.

Работа «i-СМИ» велась в трех потоках по три секции в каждом. Интерес у участников вызвала секция, посвященная способам использования суперпопулярных технологий Веб 2.0 в электронных СМИ. В своем вступительном слове ведущий секции, главный редактор интернет-издания «ВебПланета» Алексей Андреев, подчеркнул, что современные технологии Веб 2.0, которые появись более десяти лет назад, не предлагают пользователю ничего нового, а сегодняшний бум является не более чем маркетинговым шагом рекламных компаний, которые таким образом ищут новые способы продвижения товаров и услуг.

Однако, судя по докладам и комментариям из зала, современные электронные СМИ нашли способ адаптировать некоторые элементы Веб 2.0 под свои потребности, найдя их отличным подспорьем дальнейшего развития. Таким образом поступил, например, сайт издания «КоммерсантЪ» - читателям предлагается перейти по ссылке на авторский блог, где пользователь может прочесть подробности описываемого события; информационный портал «РБК» предлагает читателям «выжимку» новостей из блогов; KP.ru («Комсомольская правда») предлагает сервис пост-комментирования, когда пользователь может оставить свое мнение на определенную тему.

На конференции прозвучали безрадостные прогнозы в отношении «бумажных» СМИ. По мнению докладчиков, а также слушателей, в худшем случае традиционные СМИ ждет полное вымирание – так обрисовал ситуацию руководитель отдела продвижения интернет-проектов ИД «Коммерсантъ» Олег Козырев в своем докладе «Мамонты вымирают навсегда» - или слияние с электронными изданиями, что наиболее активно обсуждалось в секции «Медиаконвергенция».

По мнению выступавших в рамках этих секций, традиционные СМИ находятся на пределе развития. С развитием электронных СМИ наиболее явными становятся недостатки «бумажных» изданий. В числе ключевых – неоперативность, медлительность, цензурные ограничения. Руководитель отдела рекламы, маркетинга и PR Liveinternet Руслан Чачанов предположил, что альтернативой СМИ в традиционном значении в скором времени могут стать блоги. «По статистике, в блогосфере каждую секунду появляются 17 новых сообщений. Несомненно, многое из данного контента не имеет ценности для широкого круга читателей, но, тем не менее, в блогах присутствует и качественный новостной контент. Кроме того, информация в блогах расходится гораздо быстрее, чем, к примеру, на новостных порталах», - сообщил Руслан Чачанов. По прогнозам экспертов, к 2010 году 70 % контента электронных СМИ будет делать сам пользователь.

Тем не менее, на секции, посвященной вопросам цензуры, отмечалось, что блогерам, обитателям форумов и тем более журналистам следует с особой осторожностью относиться к своим сетевым записям. Участники секции напомнили, что недавно в России был принят закон об экстремизме, под который могут попасть даже самые, казалось бы, безобидные высказывания интернет-пользователей.

Другим, актуальным сегодня вопросом, который также поднимался на «i-СМИ», стал вопрос медиаконвергенции. Большинство выступавших и участников сошлись во мнении, что в скором времени в электронные СМИ придут новые жанры, такие как подкасты, видео- и аудиоконтент. Некоторые интернет-издания уже используют инновационные технологии в своей деятельности, однако в общей массе такие жанры остаются невостребованными. По мнению экспертов, ключевую роль в этом вопросе играет технологический аспект, поскольку не все пользователи сети Интернет могут позволить себе смотреть видео или слушать звук. Однако существуют и другие способы «разбавления» контента. О них рассказала руководитель интернет-проектов РИА «Новости» Наталья Лосева, предложившая вкраплять в текстовую составляющую другие формы, такие как мультимедийные ленты новостей, графические инсценировки тех происшествий, которые не были сняты на видео. Г-жа Лосева также продемонстрировала пример инфографического ролика, в котором потребитель имеет возможность «играть с информацией», кликая на том или ином фрагменте иллюстрации.

В рамках нескольких секций на конференции «i-СМИ» была озвучена идея создания нового формата «мультимедийного» журналиста, способного не только писать, но и фотографировать, снимать, редактировать, работать с графикой и пр. Наиболее подробно этот вопрос осветил руководитель кафедры журналистики МГУ Иван Засурский, сообщив о подвижках в академической программе университета, где с текущего, 2007 года начинает работать новый учебный курс, ориентированный на подготовку журналистов нового формата - их обучат не только писать новости, но и фотографировать, редактировать видео и звук. Иван Засурский пообещал, что первых специалистов, получивших образование по новому образцу, рынок получит в ближайшие три-четыре года.

Кроме того, в рамках секции «Кадры» представители хед-хантинговых агентств осветили ситуацию на кадровом рынке в сфере интернет-СМИ. Руководитель портала MediaJobs.Ru Наталья Селезнева представила оценки зарплат работников онлайн-СМИ: руководитель интернет-проекта на рынке получает от $1,2 до $5 тыс. в месяц. Зарплата контент-менеджера колеблется в промежутке между $500 и $2 тыс., оклад обычного журналиста или копирайтера начинается с $500. По прогнозам, рост зарплат ожидается у таких профессий, как руководитель интернет-проекта - средняя зарплата такого специалиста вырастет с $2,5 тыс до $3,5 тыс., программисты будут получать $3,2 тыс. вместо $2,7 тыс., а оплата труда контент-менеджера увеличится не намного – до $950 в месяц.

Правоохранительные органы все свободнее толкуют законодательство в отношении тех, кто, по их мнению, совершил в Сети преступление. Резкий рост числа дел против интернет-пользователей, отмеченный за последний год, вызван тем, что суды и прокуратура стали обращать меньше внимания на технические тонкости, сообщили эксперты. В частности, если раньше правоохранителям надо было доказать, что именно этот человек с этого компьютера написал этот текст в Интернете, то теперь от них этого не требуют.

По мнению организаторов, первое узкоспециализированное мероприятие для российских интернет-СМИ прошло более чем успешно – за день конференцию посетили более трехсот участников из заявленных четырехсот. Большинство из них – представители электронных СМИ – как электронных версий печатных изданий, так и изданий, работающих исключительно в сети Интернет, работники интернет-агентств, а также представители государственных органов. В общей сложности в рамках конференции прозвучало более пятидесяти докладов. Планируется, что конференция «i-СМИ» станет ежегодной.

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Регулирование, Финансы, Web

Ключевые слова: веб-сайт