Собственная национальная платежная система. Появилась у «Билайна»

Системный интегратор «Инфосистемы Джет» и оператор сотовой связи «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») объявили о завершении проекта по созданию и внедрению новой системы приема платежей Beepay XP. Новое решение позволяет обслуживать значительно большее количество транзакций, а также реализовать новые услуги для абонентов «Билайн». Основными особенностями проекта стал общероссийский масштаб внедрения, а также то, что в качестве базовой платформы для решения была выбрана американская Kabira Transaction Platform, по данным участников проекта, ранее в России не применявшаяся.

Компания «Инфосистемы Джет» - системный интегратор, работающий на рынках России и СНГ. Компания предлагает услуги по разработке, созданию и сервисному обслуживанию высоконадежных вычислительных систем и сетей, решений по управлению информационными системами, а также по организации работы ИТ-службы, по информационной безопасности и внедрению специализированных бизнес-приложений. Помимо Москвы и Петербурга компания имеет представительства в Новосибирске, Владивостоке, Казани, Самаре, Екатеринбурге, Краснодаре и других городах. Основные партнеры интегратора - такие вендоры, как Sun Microsystems, Oracle Corporation, Nortel Networks, Cisco Systems, Veritas Software Corporation, HP. Одно из существенных подразделений интегратора - сервисный центр, который работает с 1994 года и сейчас насчитывает 100 человек. Его приоритетными направлениями являются повышение общей надежности обслуживаемых систем и сокращение количества нештатных ситуаций в эксплуатации. Оборот компании по этому направлению к концу финансового года может достигнуть $50 млн.

Как рассказали представители компании «ВымпелКом», «Инфосистемы Джет» победила в конкурсе на создание системы по приему платежей: основными критериями выбора исполнителя были наличие у компании опыта разработки и внедрения подобных решений, а также возможность предоставления технической поддержки. Отметим, что компанией «ВымпелКом» с 2001 года для приема платежей от абонентов использовалась система Beepay, являвшаяся собственной разработкой ИТ-специалистов компании. Принятие решения о создании новой системы было обусловлено развитием бизнеса и ростом числа абонентов и, соответственно, платежей. Таким образом, необходимо было создать систему, которая смогла быть горизонтально масштабирована и позволяла бы вводить новые услуги по приему платежей.

Собственно контракт на разработку и внедрение новой системы приема платежей был подписан в конце 2005 года, новая система получила название Beepay XP. Система Beepay ХР построена на специализированной платформе Kabira Transaction Platform, разработанной американской компанией Kabira. Данная промышленная платформа до сих пор не применялась в России, в то время как в мире на ее основе успешно функционируют приложения многих известных компаний, таких как Bank of America, Alcatel, Vodafone, France Telecom, Visa. Внедрение системы производилось совместно ИТ-специалистами компаний «ВымпелКом» и «Инфосистемы Джет».

«Разрабатывая  новую платежную систему Beepay ХР, - рассказал директор по работе с клиентами компании «Инфосистемы Джет» Андрей Самойлов, - мы ориентировались, в первую очередь, на бизнес-задачи заказчика. Использование прогрессивных ИТ-решений позволяет «ВымпелКому» предоставлять абонентам высокий уровень сервиса и постоянно расширять список предлагаемых услуг, что демонстрирует высокий потенциал компании на рынке».

Внедрение осуществлялось в несколько этапов. Первая транзакция по Единой карте оплаты сотовой связи с помощью новой системы была осуществлена 1 апреля 2006 года. Также в 2006 году компания «ВымпелКом» разработала новую услугу – «Мобильный перевод», позволяющую перевести деньги со счета одного абонента «Билайн» на счет другого абонента. Эту возможность обеспечил новый функциональный модуль платежной системы Beepay XP, разработанный программистами компании «Инфосистемы Джет» в рамках проекта. Новый модуль был запущен в коммерческую эксплуатацию в сентябре 2006 года. 

В мае 2007 года начался перевод на новую систему агентов, которые осуществляют прием оплаты мобильной связи через кассы супермаркетов, терминалы и так далее. К середине сентября 2007 года перевод был практически завершен. С января 2008 года все платежи поступают в компанию «ВымпелКом» через новую платежную систему Beepay ХР. По сообщению компаний, на данный момент система обеспечивает более 6 млн транзакций в день.

«Поскольку предыдущая платежная система «Beepay» достигла технологических ограничений и не могла далее поддерживать рост транзакций и ввод новых услуг, нам была необходима новая система, - прокомментировал результаты проекта вице-президент по архитектуре и развитию ОАО «ВымпелКом» Владимир Филиппов. - Перед нами стояла цель создать в Компании перспективную и современную с точки зрения корпоративной архитектуры платежную платформу.Итогом проекта как раз и стала такая система, которая не только легко справляется с увеличивающимся количеством поступающих транзакций, но и содержит новые функциональные решения. Благодаря этому мы получили дополнительные конкурентные преимущества в бизнесе. Успеху проекта во многом способствовал правильный выбор ИТ-партнера – компании «Инфосистемы Джет».

Интересно, что данный проект – не единственный опыт сотрудничества «Инфосистемы Джет» и «ВымпелКома». Так, для оператора интегратором также реализованы проекты по построение системы хранения данных и разработке стратегии непрерывности предоставления ИТ-услуг. В последнем проекте еще одни партнером стала компания Symantec Consulting, которая в сотрудничестве с компанией «Инфосистемы Джет» спроектировала, разработала и внедрила программу обеспечения непрерывности бизнеса и послеаварийного восстановления для ОАО «ВымплКом». Компании вели работы по двум направлениям. С одной стороны, велось проектирование, разработка и внедрение физической ИТ-инфраструктуры. С другой – создавался план обеспечения непрерывности бизнеса. В рамках реализованного проекта с помощью решения Veritas NetBackup Enterprise Edition создаются резервные копии данных на магнитных лентах, которые хранятся в резервном ВЦ. Система Veritas Storage Foundation for Oracle, в состав которой входит Veritas Cluster Server, обслуживает кластер серверов «активный-активный» для обеспечения сверхвысокого уровня готовности. Кроме того, была внедрена система Veritas Command Central для учета предоставляемых услуг, измерения уровней обслуживания и составления отчетов об использовании ресурсов, автоматизации процесса распределения ресурсов с помощью встроенного механизма управления потоками заданий, а также расчета стоимости используемых услуг.

Что касается сотовых операторов, то кроме ОАО «ВымпелКом» компания «Инфосистемы Джет» сотрудничает с «Мегафон-Москва»: ведет сервисное обслуживание вычислительных комплексов, обеспечивающих работу биллинговых систем. Также петербургский филиал «Инфосистемы Джет» оказывает услуги макрорегиону «Северо-Запад» ОАО «Мобильные ТелеСистемы»: для него была осуществлена автоматизация процесса управления конфигурациями в региональном офисе (см. новость spbIT.ru от 19 июня 2006 г.). 

Рубрики: Мобильная связь, Интеграция, ПО

Ключевые слова: Билайн, ВымпелКом, МТС, Билайн Москва, GPRS, GSM, МегаФон, системная интеграция, NAS, системы хранения, бизнес-решение, автоматизация, системы автоматизации, автоматизация процессов, автоматизация учета, автоматизация управления, автоматизация бизнеса, программы автоматизации, автоматизация предприятий, система управления предприятием, система управления, биллинг, биллинговая система, billing, автоматизация бизнес процессов, моделирование бизнес-процессов, оптимизация бизнес-процессов, управление бизнес-процессами, прием платежей, платежные системы, система платежей, платежи, система оплаты, финансы, операторы сотовой связи Москва, сотовые операторы Москвы, мобильные операторы, мобильные операторы Москвы, абоненты сотовой связи, МТС Москва, системный интегратор, NAS хранение данных, надежное хранение данных, GPRS Internet