Аналитики посчитали. Российский ИТ-рынок идет в гору

Вчера, 23 января 2008 года, московский аналитический центр Real-IT провел телебрифинг, посвященный российскому ИТ-рынку. Основной вывод – отрасль изменила темпы прироста с негативной динамики на позитивную. По мнению аналитиков, этот тренд является критическим для оценки перспектив российского ИТ-рынка в 2008 году и в последующие годы. Для подтверждения тезиса о смене тренда центр намерен проводить ежеквартальный мониторинг рынка, а по результатам исследований – ежеквартальные брифинги.

Компания Real-IT существует с 2002 года и входит в состав «Центра независимого анализа» Лиги независимых экспертов в области ИТ «Линэкс» (Linex), которая позиционирует себя как некоммерческое сообщество профессионалов в области ИТ. Последняя, в том числе, занимается экспертизой и аудитом ИТ-проектов, а также предоставляет услуги консалтинга и поставку информации по ряду специализированных направлений. По каждому из них работает группа экспертов «Линэкс», а также независимые аналитики, специализирующихся в данной области. Также центр проводит опросы по актуальным аспектам развития отечественного ИТ-рынка. Клиентами «Линэкса» являются такие компании, как IBM, IBS, «Инфосистемы Джет», «АйТи», ЦБ РФ, «Росбанк», «Сибинтек», «ГВЦ Энергетики».

Вчера, 24 января 2008 года, «Линэкс» провела телеконференцию, посвященную текущим итогам развития ИТ-рынка. «Для российской ИТ-индустрии главным событием 2007 года стало прекращение падения темпов роста российского ИТ-рынка, наблюдавшееся многие последние годы. Эта фундаментальная смена тренда была зафиксирована в вышедшем в конце 2007 года отчете «Линэкс» по исследованию «RITM-2007: Реальный ИТ-рынок», - сообщили в Real-IT. Уточним, что это исследование было посвящено оценке актуальных объемов совокупных затрат российских предприятий на информационные технологии и анализу состояния и перспектив российского ИТ-рынка. В Real-IT акцентируют, что RITM-2007 кардинально отличается от большинства выходивших ранее аналитических исследований российского ИТ-рынка, как минимум, по трем параметрам. Во-первых, оно позволяет увидеть синтетический образ российского ИТ-рынка, комбинирующий его представления со сторон как компаний–потребителей, так и компаний–поставщиков ИТ. Во-вторых, представление российского ИТ-рынка в исследовании RITM-2007 построено на основе нескольких десятков объективных показателей, а не экспертных оценок. В-третьих, анализ многочисленных рыночных параметров, проведенный с помощью оригинальной математической модели российского ИТ-рынка Real-IT Simulator, позволил свести воедино и проверить на непротиворечивость большие массивы разнородных исходных данных, что, по мнению авторов исследования, значительно повысило достоверность расчетных параметров ИТ-рынка, а также результирующих положений и выводов исследования.

В ходе исследования авторы пришли к ряду выводов. Так, отмечается, что 72 % совокупных ИТ-затрат приходятся сегодня в России на крупные предприятия, доля которых снижается, но крайне медленно. Таким образом, по уровню зрелости российский ИТ-рынок по-прежнему остается самым незрелым в Европе. В то же время, самые высокие темпы роста расходов на ИТ в ближайшие 2 года будут наблюдаться в направлениях оказания услуг ИТ-менеджмента, проектов в областях автоматизации и совершенствования бизнес-процессов клиентов, а также во всех видах аутсорсинга. «Начавшееся в 2007 году структурное изменение рынка ИТ-услуг в пользу ИТ-менеджмента, консалтинга и аутсорсинга продолжится и в следующем году. Однако основными источниками выручки для ИТ-игроков в ближайшие несколько лет по-прежнему останутся услуги системной и сетевой интеграции, консалтинга и кастомизация ПО, а также программной разработки. Самыми крупными потребителями ИТ-оборудования (компьютерного и сетевого) до 2008 года будут оставаться предприятия телекоммуникационной отрасли, программного обеспечения – предприятия нефтегазового сектора, а ИТ-услуг – банковский сектор», - говорится в RITM-2007.

В Real-IT считают, что смена тренда темпов роста российского ИТ-рынка с негативного на позитивный является критическим фактором для оценки перспектив российского ИТ-рынка в 2008 и последующие годы. Прошедший вчера, 23 января 2007 года, телебрифинг был посвящен причинам смены тренда и его прогнозу на 2008 год.

По наблюдению аналитиков Real-IT, с начала 2000-х годов компании в основном приобретали ИТ-инструменты, заполняя их дефицит, а не для получения конкурентных преимуществ с помощью ИТ. Рыночные стимулы к приобретению ИТ-продуктов стали наблюдаться только в последние годы, и то в ограниченном числе сегментов реальной экономики. Смена импульса с дефицитного на рыночный, очевидно, и послужила причиной перелома.

По мнению выступавших специалистов, изменение тренда приведет к изменению структуры сегментов рынка ИТ-услуг. Фокус перейдет с одних видов услуг (например, заказной разработки ПО, инфраструктурных решений), на другие (например, ИТ-менеджмент, совершенствование бизнес-приложений). Изменились и критерии оценки успешности бизнеса и перспективности тех или иных ИТ-компаний. Как следствие, от ИТ-компаний может потребоваться оперативная перестройка деятельности, и кто быстрее и правильнее сможет это организовать, тот и будет иметь больший успех и лучшие перспективы в наступившем году.

Как отмечают в Real-IT, сейчас делается очень мало внушающих доверие исследований российского рынка. «В прошедшем 2007 году наш центр пришел к выводу, что делать полноценные аналитические исследования по российскому ИТ-рынку крайне сложно. Его отличает непрозрачность, и мало кто из игроков объявляет реальные результаты своего бизнеса. Данные со стороны ИТ-поставщиков и ИТ-потребителей иногда противоречат друг другу, и только уточняя противоречивые факты, можно получить адекватные сведения, что мы и пытаемся делать при помощи Real-IT Simulator», - говорилось на телебрифинге. Из других аналитических источников наиболее объективными были названы исследования IDC, но они обычно публикуются по результатам всего года, ближе к середине следующего года. Однако, более эффективными, считаются оперативные данные. В связи с этим Real-IT намерен отслеживать динамику рынка ежеквартально, и главной задачей таких исследований будет понять, действительно ли произошла смена тренда, а также какие изменения произошли в структуре и динамике рыночных сегментов. «В 2005 году мы уже наблюдали ситуацию, когда темпы роста рынка перестали падать и начали увеличиваться, но это было временным явлением. Поэтому нужно понять не только направление тренда, но и то, насколько он устойчивый. Сделать это можно только с помощью ежеквартального мониторинга рынка», - говорят докладчики. По итогам квартальных исследований в каждую третью среду следующего квартала аналитики будут вновь устраивать подобные телебрифинги. Так, ближайший из них - по итогам первого квартала 2008 года - состоится 16 апреля 2008 года.

На данном телебрифинге присутствовали представители как ИТ-структур, так и СМИ. Напомним, что к виртуальным формам встреч прибегают и другие компании. Например, в июле 2007 года самарская компания «Поволжский центр информационных технологий», первый и единственный партнер SAP на территории Самарской области, провела веб-конференцию «Эффективное управление машиностроительным предприятием с помощью решений SAP» (см. новость nn.ict-online.ru от 18 июля 2007 г.), а в октябре 2007 года SAP организовал онлайн-конференцию «Опыт внедрения ERP-решения на заводе ОАО «Автонормаль» (см. новость nn.ict-online.ru от 15 октября 2007 г.).

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, Оборудование, ПО

Ключевые слова: интеграция, системная интеграция, интеграция приложений, сервер, server, серверное оборудование, центр обработки данных, системы хранения данных, storage, системы хранения, бизнес-решение, информационные технологии, информационные системы, автоматизация, системы автоматизации, автоматизация процессов, автоматизация производств, автоматизация торговли, автоматизация учета, автоматизация управления, автоматизация бизнеса, автоматизация склада, автоматизация технологических, программы автоматизации, автоматизация предприятий, планирование производства, управление производством, система управления предприятием, система управления, управление предприятием, биллинг, автоматизация бизнес процессов, оптимизация бизнес-процессов, управление бизнес-процессами, автоматизация документооборота, автоматизация делопроизводства, система документооборота, система электронного документооборота, организация документооборота, электронный документооборот, документооборот предприятия, ECM, системный интегратор, хранение данных, серверные решения, серверные платформы, серверные системы, устройства хранения данных, сервер хранения данных, сеть хранения данных, база хранения данных, корпоративные системы хранения данных, организация хранения данных, управление хранением данных, технологии хранения данных, сетевое устройство хранения данных, управление персоналом, система управления персоналом, Documentum