«Армада» аукционов. Новый игрок займется государственными торгами

Группа компаний «Армада», относительно недавно появившаяся на российском ИТ-рынке, стала победителем конкурса на право оказания услуг оператора электронных торгов для государственных заказчиков Москвы. Электронные аукционы для Правительства Москвы будут проводиться на специально разработанной для участия в конкурсе площадке erus.ru. Начальная цена контракта составляла 10 тыс. рублей, а итоговая - 7,7 тыс. рублей за 1 лот.

Напомним, что ОАО «Армада» образовано в 2007 году путем выделения ИТ‐бизнеса из холдинга «РБК. Информационные системы». Изначально «Армада» не входила в число крупных ИТ-компаний, однако, ее менеджмент заявил, что привлеченные инвестиции позволят компании через три-пять лет занять 3 - 5 % российского ИТ-рынка (см. новость дайджеста от 1 августа 2007 г.). В настоящее время в группу компаний «Армада» входят «РБК СОФТ», «Гелиос компьютер», «ПМ Эксперт», «Союзинформ», «Единые торговые системы» и другие. Портфель решений компании охватывает такие сегменты как ИТ-услуги, производство высокотехнологичного оборудования и разработка программного обеспечения. Клиентами компании являются государственные структуры и ведомства, крупные промышленные предприятия и коммерческие организации, в том числе Минфин, ФТС, ФНС, МИД, Мининформсвязи, «Газпром», «Транснефть», Сбербанк, ЦБ, «Внешторгбанк», «ВымпелКом», МТС, Golden Telecom, BSGV, Nestle, Philips, Mitsubishi Motors и др.

В пресс-службе компании «Армада» рассказали, что в настоящий момент в Правительстве РФ готовится постановление о новом порядке размещения государственного заказа. Планируется, что до 80 % товаров и услуг госорганизациям придется закупать на аукционах, в то время как сейчас этот показатель составляет 30% . При этом, здесь ставка делается на электронные аукционы, поскольку в этом случае отследить размещение заявок, предложений и сам ход торгов можно без особых затруднений. По данным Правительства Москвы, в 2007 году суммарное снижение цены в ходе торгов по государственному заказу Москвы достигло 48 млн рублей, в то время как общий объем заказов, размещенных на электронных аукционах в 2007 году, составил 420 млн рублей. Планируется, что в следующем году эта цифра вырастет как минимум вдвое. Правительство Москвы размещает свои заказы на таких электронных площадках, как «Инмарсис», «Сетонлайн» и ГУП «Экономика».

В 2008 году заказы государственных и муниципальных структур Москвы будут размещаться также на электронной торговой площадке erus.ru, организованной на программном продукте ETC «ГосЗакупки» и принадлежащей «Армаде». Напомним также, что в свое время «Армада» приобрела компанию ООО «Единые торговые системы» (ЕТС) – разработчика систем электронной торговли - в октябре 2007 года. Тогда стороны выразили уверенность в синергетическом эффекте слияния, которое позволит группе, в частности, расширить клиентскую базу в приоритетном для «Армады» государственном секторе (см. новость дайджеста от 11 октября 2007 г.). В то же месяце «Армада» сообщила о подписании первых контрактов по внедрению электронных торговых площадок для крупных игроков российского металлургического рынка, группы «Мечел» и ОАО «Амурметалл» (см. новость от 30 октября 2007 г.). А месяц спустя ЕТС заключила с администрацией Ханты-Мансийского автономного округа соглашение на поставку, настройку и техническое сопровождение специализированной системы «Госзакупки» для 4 муниципальных образований (см. новость дайджеста от 30 ноября 2007 г.).

Соглашение о проведении электронных аукционов для Правительства Москвы на erus.ru было заключено «Армадой» еще в конце прошлого года в ходе открытого конкурса. Непосредственным заказчиком выступил Департамент по конкурентной политике города Москвы. Начальная цена контракта составляла 10 тыс. рублей, а итоговая цена составила 7,7 тыс. рублей за 1 лот.

В настоящее время «Армада» производит настройку портала для работы в режиме «он-лайн» с городской информационной системой АИС ЕРКТ. Над проектом работают более 10 человек, включая специалистов по настройке, операторов и аналитиков. Эксперт по технологиям электронных закупок и продаж группы компаний «Армада» Юлия Обаляева отмечает, что свои первые заказы на erus.ru заказчик сможет разместить, вероятно, уже в феврале 2008 года. «Хотя площадка erus.ru создана специально под этот проект, после ее запуска планируется привлечение на erus.ru и других государственных заказчиков, в том числе из Московской области. Коммерческие компании проводят торги либо на отраслевых площадках, разработанных ЕТС (электротехническая торговая площадка - TradeCable.ru, алкогольная торговая площадка - Alco-Online.ru, лакокрасочная торговая площадка - LkE.ru, полимерная торговая площадка - PolyPipe.ru), либо на персональных, настроенных под клиента площадках», - рассказывает Юлия Обаляева.

Г-жа Обаляева считает, что конкуренция среди разработчиков электронных торговых площадок в России пока не очень серьезная, при том, что такими работами и услугами занимается достаточно много игроков. Например, в том же тендере на право оказания услуг оператора электронных торгов для государственных заказчиков Москвы участвовали ЗАО «Научный центр Интернет-технологий «Интертех» (площадка inmarsys.ru), ЗАО «Система электронных торгов» (площадка setonline.ru), Главное управление заказчика Восточного административного округа, ГУП г. Москвы, ОАО «Главное управление проектов «Экономика» (площадка etrade.econmos.com), а также ЗАО «Бюджетные системы» и ООО «Сорг», площадки которых находятся в разработке. В числе крупных российских игроков, работающих в данном сегменте - Cognitive Technologie, разрабатывающая электронные торговые площадки на базе собственного программного комплекса «Cognitive Лот» (см, например, новость nn.ict-online.ru от 6 июля 2007 г.) и компания «Норбит» с собственным программным решением «ГосЗаказ» (см, например, новость от 16 января 2008 г.). По мнению Юлии Обаляевой, для того, чтобы иметь успех в данном сегменте рынка, компания должна располагать высококвалифицированным персоналом, а решение должно соответствовать действующему законодательству и иметь гибкую настройку и возможность предоставления рабочих мест в удобном и понятном интерфейсе.

Вице-президент по корпоративным проектам Cognitive Technologies Максим Ралдугин добавляет, что также необходимо предлагать рынку универсальные системы, обеспечивающие проведение всех видов электронных тендеров (включая аукционы), технологические регламенты работы которой могли бы оперативно подстраиваться к производимым изменениям в действующем законодательстве. «Если за рубежом электронная торговля нацелена главным образом на обслуживание потребительного сектора (В2С), то в России она в основном является инструментом обеспечения государственных и корпоративных закупок (В2В и В2G). Прошедший год ознаменовался появлением большого числа новых корпоративных электронных торговых площадок и систем электронных госзакупок при органах государственной власти как федерального, так и регионального уровня. Это основной тренд и отличие российского сектора электронной торговли», -отмечает Максим Ралдугин.

Директор по развитию направления торгово-закупочных систем компании «Норбит» Наталья Зубкова со своей стороны замечает, что конкуренция на этом рынке все-таки есть, поскольку рынок не стоит на месте и активное развитие электронных технологий во многом способствует функциональной конкуренции представленных на рынке решений. «На сегодняшний момент рынок электронных торговых площадок уже прошел наиболее активную фазу своего становления, уже определились лидеры во всех сегментах рынка: операторские услуги, обслуживание отраслевых торговых площадок и разработка автоматизированных торгово-закупочных систем. При этом появление новых компаний, как правило, связано со структурными изменениями рынка и запуском новых маркетинговых проектов и брендов. На сегодняшний день на рынке электронной торговли не много новичков, поскольку успех во многом определяется профессионализмом, накопленным опытом, знанием особенностей российского законодательства (в частности в области автоматизации государственных закупок) и специфики применения электронных технологий в условиях российской действительности», - говорит Наталья Зубкова.

Г-жа Зубкова рассказала также, что рынок электронных торговых площадок последние 3-4 года развивался очень активно: появилось достаточно много независимых и отраслевых порталов, предоставляющих услуги электронных аукционов, при чем некоторые из них работают как с коммерческими компаниями, так и с государственными структурами. В настоящее время электронные торги – это уже не новшество, о преимуществах и недостатках которого еще два года назад велись серьезные споры, и они являются одним из действенных способов организации закупочной деятельности предприятий. Причем последнее время крупные коммерческие и производственные компании проявляют все больший интерес к системам комплексной автоматизации управления закупка, при этом корпоративные электронные площадки становятся одним из элементов единой информационной системы управления торгово-закупочной детальностью предприятий. «Корпоративные площадки имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с независимыми порталами, особенно если речь идет о закупке стратегически важного сырья, поскольку в этом случае допуску поставщиков к торгам, как правило, предшествует этап квалификационного отбора, что позволяет усилить контроль качества закупаемой продукции. К тому же собственные площадки позволяют организовать интерактивное взаимодействие с потенциальными поставщиками услуг и сформировать круг надежных поставщиков. Для госсектора ситуация складывается похожим образом: открытые аукционы в электронной форме (электронные торги) уже больше года узаконены как один из способов размещения государственных заказов. Имея большой опыт работы на рынке автоматизации государственных закупок, мы с уверенностью можем сказать, что практически все регионы, всерьез занимающиеся вопросами автоматизации госзаказа, используют электронные торги для закупки ряда товаров и услуг для государственных нужд. При этом экономия бюджетных денежных средств в среднем составляет от 6 до 15 % в зависимости от закупаемой продукции», - делится наблюдениями Наталья Зубкова.  
 
К основным достижениям компании «Норбит» в сегменте электронной торговли специалисты компании относят в первую очередь технологическое развитие собственных решений для автоматизации закупочной деятельности коммерческих компаний и государственных структур. В настоящее время оба решения «Норбит» (система «ГосЗаказ» и система для коммерческих предприятий Norbit Business Trade) переведены на новую технологическую платформу Microsoft.Net, которая обеспечивает более гибкую настройку системы и расширяет сервисные возможности решений. Вдобавок решения с 2007 года поддерживают работу как с СУБД Microsoft SQL, так и Oracle, что позволяет «Норбит» при работе с клиентами учитывать потребности и технологические особенности ИТ-инфраструктуры заказчиков.

Рубрики: Интернет, Интеграция, Маркетинг, Регулирование, Финансы, Web

Ключевые слова: Интернет, договор программное обеспечение, Интернет программное обеспечение, использование программного обеспечения, классификация программного обеспечения, поставка программного обеспечения, программное обеспечение, программное обеспечение виды программного обеспечения, программное обеспечение управления, разработка программного обеспечения, soft, веб-интерфейс, веб-сайт, веб-сервис, разработка веб сайтов, интеграция, системная интеграция, интеграция приложений, системы хранения, бизнес-решение, информационные технологии, информационные системы, онлайн, РБК Софт, внедрение, автоматизация, системы автоматизации, автоматизация процессов, автоматизация торговли, автоматизация учета, автоматизация управления, автоматизация технологических, программы автоматизации, система управления, биллинг, разработки , разработка программ, автоматизация бизнес процессов, моделирование бизнес-процессов, управление бизнес-процессами, платежи, финансы, системный интегратор, финансирование, электронное правительство, Электронная Россия, электронная торговля, интернет-аукционы, электронные торги, цифровая подпись, электронная подпись, продажа, выручка