Он – большой. Российский SAP подвел итоги развития за 2007-й

Представительство компании SAP в России и странах СНГ объявило итоги своего развития за 2007 год. Основным из них стало то, что ему удалось увеличить обороты более чем на 50 % и занять ведущие места во внутреннем рейтинге мирового SAP. В целом, по словам топ-менеджмента представительства, прошлый год стал прорывом во всех отраслях – от уже освоенных, например розницы, до новых, например финансов и госсектора. Однако при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что в некоторых из них для SAP картина пока не столь радужная. Кроме того, при том, что на долю заказов со стороны сегмента среднего и малого бизнеса, который объявлен со стороны вендора приоритетным для развития, в прошлом году пришлось около 30 % от оборота российского SAP, компанию здесь преследует ряд проблем, обусловленных в первую очередь вопросами ее масштаба.

Представительство компании SAP, отвечающее за развитие бизнеса в России и странах СНГ, открылось в Москве в 1992 году. Сейчас в его состав входят также офисы в Киеве, Алматы и недавно открытый в Минске. Общая численность сотрудников составляет около 700 человек. Также в структуре представительства работает отдельное подразделение в Петербурге, и, кроме того, в этом году SAP также планирует появиться в городах Екатеринбург, Новосибирск и Ростов-на-Дону. Основными продуктами, которые вендор продвигает на рынке, стали корпоративные информационные системы SAP ERP и SAP Business Suite, интеграционная платформа SAP NetWeaver и система управления взаимоотношениями с клиентами SAP CRM. Кроме того, вендор предлагает еще ряд приложений для автоматизации бизнес-процессов, в частности, для сегмента среднего и малого бизнеса - SAP Business One и SAP All-in-One. Общее количество партнеров российского SAP по различным направлениям превышает 100, а общее количество специалистов, занятых в этой сфере, составляет около 5 тыс.

Объявление итогов SAP в странах СНГ состоялось практически одновременно с анонсом результатов деятельности центрального офиса. Согласно этим данным, совокупный доход компании SAP AG в 2007 году составил 10,25 млрд евро (в 2006 году — 9,39 млрд евро). При этом доход от продажи программного обеспечения (ПО) и сопутствующих услуг в 2007 году составил 7,43 млрд евро (в 2006 году — 6,6 млрд евро), а доход от продажи ПО – 3,41 млрд евро (3 млрд евро в 2006-м). Компании удалось увеличить свою долю на мировом рынке на 4 % (до 28,4 %), контролируя долю в объеме $36,7 млрд на рынке сходного прикладного ПО и сопутствующих услуг. Одно из ключевых событий для SAP в прошлом году – приобретение Business Objects, одного из крупнейших игроков на мировом рынке бизнес-аналитики.

Точные цифры по России и странам СНГ традиционно не раскрываются. Относительные же показатели таковы: совокупный доход компании вырос на 47,2 % по сравнению с 2006 годом, при этом доходы от продаж ПО выросли на 51,7 %, от продаж услуг по сопровождению – на 59,3 %, от консалтинговых услуг и обучения – на 8,6 %. При этом рост оборота за 2007 год является рекордным за все время существования московского офиса. Один из основных итогов прошлого года, по словам генерального директора компании SAP в странах СНГ Йована Марьяновича, – закрепление представительства во внутреннем рейтинге SAP AG, так, например, сейчас Россия и СНГ занимают 4-е место по оборотам после США, Великобритании и Германии. По итогам III квартала представительство заняло 3-е место в регионе EMEA, а по итогам IV – 3-е место в мире. По данным IDC, доли ведущих поставщиков корпоративных систем управления в России в 2006 году (по продажам лицензий и сопровождению) при общем объеме рынка в $365,12 млн распределялись следующим образом: на SAP приходилось 45 %, на Oracle – 17,5 %, «1С» - 12 %, Microsoft Dynamics – 9 %.

Прошлый, 2007 год, назван российским SAP годом прорыва, в том числе и с точки зрения закрепления позиций компании практически во всех отраслях экономики. Всего за это время было заключено 398 новых контрактов, из них 193 – с новыми клиентами, при этом 261 – с предприятиями СМБ (за 2006 год эти цифры – 269, 157 и 126 соответственно). Крупнейшие сделки по продаже ПО в 2007 году были совершены с компаниями ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Лукойл-Информ», ОАО «Газпром», ОАО «Татнефть», ОАО «НК «Роснефть», компанией «Мегаполис» (оптовая торговля), X5 Retail Group, ОАО «МОЭК», ОАО «Сургутнефтегаз», ФГУП «РосЭнергоАтом».

Что касается отраслей, то стоит отметить, что руководство, по крайней мере, российского SAP фактически переняло агрессивную риторику своего основного конкурента. В частности, на официальном представлении итогов его работы упоминалось, что у «SAP нет конкурентов, есть только последователи», «инвестиции в SAP теперь рассматриваются на уровне затрат на основные средства, например строительство нового объекта недвижимости» и «в ведущих отраслях экономики России скоро другим не останется места». Наилучшую динамику в последних для SAP демонстрируют торговля, ТЭК и энергетика. Что касается энергетики, то напомним, что сейчас SAP принят здесь фактически как стандарт, что связывают с лоббистскими возможностями российского представительства вендора, сумевшего «провести» свой продукт как базовый через «ФСК ЕЭС». Некоторые наблюдатели склонны рассматривать этот шаг как симметричный ответ Oracle, которое в свое время «получил» «Связьинвест», ставший крупнейшим заказчиком корпорации на территории РФ. В области энергетики за последние два года было объявлено более 10 крупных проектов, и основной исполнитель здесь – компания OXS (см., например, новость от 29 февраля 2008 г., новость от 18 июня 2007 г.,  новость nn.ict-online.ru от 18 июня 2007 г.), кроме того, ряд проектов выполняют другие компании (см., например,  новость от 22 октября 2007 г.). Что касается ТЭК, то позиции SAP здесь традиционно сильны, и можно говорить скорее о продолжении отношений с уже существующими клиентами. То же самое можно сказать и о таких отраслях, как металлургия, машиностроение и т.д.

На этом фоне пока прорывом выглядит торговля, где SAP в самом деле удалось добиться видимых результатов. Здесь клиентами стали X5 Retail Group N.V., «АВТОDOM», ГК «Виктория» (магазины у дома «Квартал», дискаунтер «Дешево»), Carlo Pazolini, «ЦентрОбувь», региональные «Бахетле», «Ленком», «Римекс», аптеки «Радуга». Крупнейшими заказчиками стали «Эльдорадо» и «Техносила» (см. новость от 12 декабря 2007 г.). Отметим, что и здесь у SAP ранее был накоплен опыт, в частности, за счет партнеров – например, еще несколько лет назад Novasoft внедрял SAP в «Ультре» и «Ленте» (см., например, новость spbIT.ru от 2 августа 2004 г.).

Однако что касается других, более новых для вендора отраслей – финансы и госсектор, – то успехи здесь пока относительные. В сфере финансов проекты у SAP были реализованы в таких компаниях, как ЗАО «ВТБ-24», ЗАО «Абсолют-банк», ОАО «ВТБ-лизинг», ОАО «Промсвязьбанк», ОАО «Ханты-Мансийский банк», «Тройка Диалог». В госсекторе среди новых клиентов – министерство финансов Пермского края, два контракта на поставку лицензий для Санкт-Петербургского государственного университета, ЖКХ Белгородской области и ОАО «Региональный расчетно-кассовый центр». Однако, как прокомментировал один из экспертов рынка, такие проекты можно назвать пока единичными и о массовой экспансии SAP сюда говорить рано, например, у Oracle есть более значимые проекты в большем количестве в том же госсекторе. При этом, например, в тех же банках в основном внедрены отдельные модули, а не комплексные решения.

Одним из приоритетных направлений, которое SAP уже несколько лет пытается развивать на российском рынке, является работа с сегментом среднего и малого бизнеса. Сейчас у компании представлено здесь два продукта - Business One и All-in-One. При этом основные амбиции вендора были связаны с Business One, когда он был анонсирован в России и стартовала партнерская программа (2004 год). Однако пока итоги для этой платформы не столь значительны, как можно было бы ожидать: например, если по All-in-One насчитывается 67 партнеров, то по Business One – всего 19 (это связывают в том числе и с тем, что если All-in-One «родная» система для консультантов SAP, то Business One – приобретенная, что требует дополнительного обучения). Кроме того, как отмечают наблюдатели, по рынку ходит множество историй о том, что потенциальных заказчиков этих платформ при их первом обращении просто отсылают на сайт, а приезда специалиста с презентацией можно ждать более месяца (срок реакции у «1С», основного конкурента в данном сегменте, – около 5-7 дней). Кроме того, как рассказал один из специалистов, работающих с Business One, есть ряд нареканий по гибкости функционала этой системы и по скорости реагирования на запросы со стороны самого SAP. Правда, как прокомментировал директор по продажам SAP в странах СНГ Андрей Филатов, сейчас компания ведет работу по данным направлениям, и в частности, с конца прошлого года в представительстве появились штатные единицы, которые будут отвечать за партнерскую работу именно с этим сегментом. Основные ожидания здесь связаны с новой платформой SAP Business by Design, которая уже продается в Европе. Она ориентирована на тот же сегмент СМБ, и ее особенность - возможность инсталляции через Интернет с минимальным привлечением консультантов.

Стратегические планы SAP на мировом рынке – доведение оборотов с текущих $32 млрд до 75 млрд к 2010 году. При этом компания намерена взять лидирующую позицию как поставщик решений для корпораций и СМБ и как отраслевой игрок. Ближайшие же планы российского SAP совпадают с аналогичными намерениями центрального офиса – это начало продвижения SAP Business by Design и активизация в направлении работы с Business Objects. Что касается последнего, то ранее на территории России работал представитель этой компании Григорий Жуков (эта должность была введена три года назад), который сейчас переведен в штат российского SAP. Основной же сбыт для Business Objects обеспечивала компания «Терн», которая имела статус эксклюзивного дистрибьютора этого вендора в бытность его самостоятельным игроком (соответствующий договор был заключен в 1992 году и продлен в 2002-м). Сейчас продукты Business Objects уже включены в прайс-лист российского SAP, и, таким образом, функционирует два канала поставок – через «Терн» (который работает напрямую со штаб-квартирой SAP) и через российское представительство SAP. Как отметил Андрей Филатов, сейчас вопросы стратегии работы и продвижения Business Objects, включая партнерские схемы, активно обсуждаются внутри компании, и в ближайшее время здесь можно ждать дополнительных анонсов. Напомним, что практика в области BI у самого SAP в России тоже присутствует – она развивается с 1998 года. Еще один продукт, который вендор намерен активно продвигать в России, – SAP CRM, чья новая версия была представлена в конце прошлого года. Пока на его базе анонсировано не так много проектов, в частности, один из крупнейших – для объединенного колл-центра «Национальных кабельных сетей» (см., например, новость spbIT.ru от 6 июня 2007 г.). Также российский SAP намерен продолжать активно продвигать NetWeaver.

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО, Финансы

Ключевые слова: интеграция, системная интеграция, интеграция приложений, сервер, server, серверное оборудование, центр обработки данных, системы хранения данных, storage, системы хранения, бизнес-решение, информационные технологии, информационные системы, автоматизация, системы автоматизации, автоматизация процессов, автоматизация производств, автоматизация торговли, автоматизация учета, автоматизация управления, автоматизация бизнеса, автоматизация склада, автоматизация технологических, программы автоматизации, автоматизация предприятий, планирование производства, управление производством, система управления предприятием, система управления, управление предприятием, биллинг, автоматизация бизнес процессов, оптимизация бизнес-процессов, управление бизнес-процессами, автоматизация документооборота, автоматизация делопроизводства, система документооборота, система электронного документооборота, организация документооборота, электронный документооборот, документооборот предприятия, ECM, системный интегратор, хранение данных, серверные решения, серверные платформы, серверные системы, устройства хранения данных, сервер хранения данных, сеть хранения данных, база хранения данных, корпоративные системы хранения данных, организация хранения данных, управление хранением данных, технологии хранения данных, сетевое устройство хранения данных, управление персоналом, система управления персоналом, Documentum