Платежные терминалы ограничат в услугах/ Депутаты обсудили сценарии сокращения рынка

На рынке приема платежей через терминалы самообслуживания могут быть введены серьезные ограничения. Депутаты предлагают ввести на нем обязательное лицензирование, а набор услуг, оказываемых терминалами, ограничить приемом платежей за ЖКХ. По оценкам участников рынка, реализация соответствующего законопроекта может сократить рынок вдвое.
На вчерашнем совещании банковского комитета Госдумы по проблемам регулирования деятельности терминалов самообслуживания и платежных систем глава комитета Владислав Резник и его заместитель Денис Волчек представили два абсолютно разных варианта проекта нового закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Первый вариант направлен на максимальную защиту интересов участников терминального рынка. Он не ограничивает перечень услуг, оплатить которые можно в терминалах, разрешает частным предпринимателям работать без заключения договора с банками и не предполагает их обязательного лицензирования как агентов платежных систем.

Второй вариант законопроекта, напротив, ограничивает деятельность по приему платежей только услугами оплаты за электросвязь, жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно документу, предоставлять подобные услуги сможет только юридическое лицо. Деятельность всех без исключения владельцев терминалов будет подлежать обязательному лицензированию, а терминалы необходимо будет оснастить контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью.

Новый законопроект нужен для разрешения ситуации, сложившейся на рынке терминальных платежей. Действующее законодательство никак не регламентирует самую распространенную — агентскую схему работы владельцев терминалов и платежных систем. В рамках этой схемы агенты не заключают отдельных договоров с банками, ограничиваясь наличием такого договора у платежной системы. В Банке России такая методика работы вызвала вопросы. В результате в прошлом году участники рынка терминалов неоднократно подвергались массовым проверкам госслужб, в том числе МВД. Ранее господин Резник предлагал разрешить ситуацию, прописав агентскую схему в законе "О банках и банковской деятельности". Однако из-за большого объема поправок решил, что нужен отдельный закон.

Участники рынка считают, что реализация второго варианта законопроекта приведет к прекращению деятельности подавляющим большинством игроков. "Более 50% рынка — это индивидуальные предприниматели, если их деятельность не будет учтена законом, текущее количество точек приема платежей сократится вполовину",— директор системы E-Port Александр Покровский. Ограничение услуг, доступных через терминалы, приемом платы за услуги ЖКХ также не окажет положительного влияния. "Рост рынка приема платежей возможен только за счет подключения новых сервисов",— добавляет говорит генеральный директор системы SprintNet Рустэм Ахтаров.

Впрочем, депутаты не исключают, что в результате обсуждения обоих законопроектов стороны договорятся. И, по словам Дениса Волчека, "будет принят третий, компромиссный вариант".

Анна Дорофеева

Рубрики: Регулирование, Финансы

Ключевые слова: платежные терминалы, CyberPlat, e-port, сенсорный монитор, прием платежей, информационные киоски, платежные системы, терминалы оплаты, фискальный регистратор, терминалы приема платежей, сенсорный экран, система платежей, платежи, система оплаты, коммунальные платежи, Министерство финансов, Министерство финансов РФ, Мининформсвязи, Россвязьнадзор, Минсвязи, ГКРЧ, Рейман, закон связи, Министерство связи, кассир, Россвязьохранкультура, ФАС