МТС распланировали будущее

Вчера, 16 апреля 2008 года, в Москве ОАО «Мобильные ТелеСистемы» подвело финансовые итоги деятельности компании в Российской Федерации, а также в ближнем зарубежье в 2007 году. Кроме того, были даны оценки влиянию различных видов активности оператора на прибыльность. Также на пресс-конференции, посвященной итогам прошлого года, топ-менеджеры МТС озвучили финансовые планы компании на 2008 год и основные направления деятельности в ближайшем будущем.

Наиболее важными событиями для компании в 2007 году президент ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Леонид Меламед назвал получение частот для строительства сетей 3G в России, Узбекистане и Армении, получение разрешения на запуск услуги BlackBerry в России (см., например, новость от 28 ноября 2007 г.), а также первый в СНГ запуск услуги на Украине, приобретение регионального оператора «БашСелл» (Башкортостан) и новую мотивационную программу для менеджеров. Что касается событий, связанных с развитием в СНГ, то, напомним, МТС в прошедшем году довели свою долю в «Уздунробита» до 100 %, запустили бренд МТС и сеть CDMA на Украине, а также вышли рынок Армении через покупку лидирующего в стране оператора K-Telecom (бренд VivaCell) – на его долю приходится 63 % от выручки в регионе.

Леонид Меламед отметил, что в компании удовлетворены итогами 2007 года: основные планы, которые ставились перед компанией, выполнены и даже перевыполнены, причем результаты даже превысили прогнозы, которые давались в середине года.

Что касается наиболее значимых финансовых результатов, то выручка ОАО «МТС» за год выросла на 29 % и достигла $8252,4 млн. Основными драйверами роста выручки, по словам г-на Меломеда, стали высокие операционные показатели в России и продолжающийся рост рынков СНГ. При этом, по мнению МТС, значимо, что четвертый квартал, в отличие от предыдущих лет, также продемонстрировал прирост выручки – на 5 % по отношению к третьему кварталу (результат четвертого квартала - $2326,4 млн) и на 29 % по отношению к четвертому кварталу 2006 года. При этом, несмотря на рост маркетинговых расходов и затрат на персонал в России и на Украине во втором полугодии 2007 года рост показателя OIBDA составил 31 % за год, хотя в четвертом квартале и снизился на 4 % по отношению к третьему кварталу. Чистая прибыль за год увеличилась на 93 % и достигла $2071,5 млн (в 2006 году – $1075,7 млн).

В планах на 2008 год – рост выручки не менее чем на 25 % по сравнению с 2007 годом, основными же драйверами роста будут продолжающееся увеличение голосового трафика на массовом рынке, потребление дополнительных услуг и динамика прироста передачи данных. Одной из задач текущего года – удержание маржи OIBDA на уровне 50 %: «давление» на этот показатель идет за счет расходов на интерконнект, техническую поддержку новых технологий и растущей нагрузки на сеть, а также рекламных расходов. При этом, по словам предствителей оператора, надо учитывать и то, что существуют инфляционный рост расходов в связи с укреплением местных валют и зарплатная инфляция.

Согласно планам компании, увеличатся в 2008 году и капитальные затраты (CapEx) – с $1,540 млрд до $2,5 млрд. При этом на долю России придется 66 % против 60 % в 2007 году. На рост капитальных затрат в РФ повлияют, в частности, такие факты, как инвестиции в расширение покрытия и увеличение емкости сети для удовлетворения растущих потребностей в голосовом трафике, вложения в каналы передачи данных и строительство сетей «третьего поколения», расширение транспортных сетей на всех рынках присутствия для снижения затрат на аренду каналов. При этом соотношение CapEx-выручка в период с 2006 по 2008 год прогнозируется на уровне 23 %.

Леонид Меламед напомнил, что одним из ключевых направлений развития остается стратегия «3+2», которая предполагает реализацию потенциала роста на основных рынках, создание ценности на развивающихся рынках, развитие мобильного широкополосного доступа в России, а также увеличение эффективности затрат и развитие группы МТС.

В целом по группе наблюдался рост абонентской базы – на 13 %, с 76,07 млн до 85,77 млн абонентов. В России абонентская база увеличилась на 6,2 млн, при этом, как считают в МТС, потенциал роста еще существует – даже при высоком уровне проникновения сотовой связи на отечественном рынке. Что касается других регионов, то самый значительный прирост абонентской базы продемонстрировал Узбекистан, на Украине удалось сохранить абонентскую базу на прежнем уровне и, как отметил Леонид Меламед, произошло некоторое ее «оздоровление». В дальнейшем, несмотря на то, что в компании планируют серьезно заниматься увеличением активности абонентов, от стратегии расширения абонбазы не отказываются.

Выручка от голосовых услуг в России в 2007 году выросла на 24 % - с $2,987 млрд до $3,701 млрд, причинами роста стали увеличение абонбазы и активности абонентов благодаря реализации успешных маркетинговых кампаний и росту экономики России. При этом г-н Меламед отметил, что сложно выделить наиболее успешные кампании 2007 года: все они были удачными в той или иной мере и повлияли на рост трафика и выручки. Выручка от VAS увеличилась с$574 млн до $803 млн, или на 40 %. Выручка от интерконнекта в 2007 году составила $725 млн против $376 млн в предыдущем году. Рост обеспечен в том числе и увеличением абонентской базы и, соответственно, увеличением трафика.

При этом наблюдался и рост доли доходов от VAS в общей выручки «МТС Россия» - с 12,3 % в 2006 году до 14,2 % в 2007 году. Как и ранее, г-н Меламед отметил интерес компании к развитию этого направления бизнеса (см. новость spbIT.ru от 7 апреля 2008 г.). Услуги передачи данных остаются основным драйвером выручки МТС в сегменте VAS-услуг. Так, выручка от услуг передачи сообщений увеличилась за год на 27 % ($366 млн против $289 млн), тогда как от услуг передачи данных (включая MMS) – на 53 % ($437 млн против $286 млн). Кроме того, доля выручки от SMS-услуг в общей выручке в 2007 году снизилась по сравнению с 2006 годом – с 6,2 % до 5,9 %, тогда как доля выручки от интернет-услуг выросла – с 6,1 % до 7,1 %. Причинами этого стали, как отмечают в компании, внедрение EDGE и расширение продуктовой линейки интернет-сервисов.

В 2007 году наблюдался существенный рост длительности вызова: MOU пост-пейд-абонентов вырос на 29 % с первого квартала 2007 года и составил 569 минут (против 456 минут в первом квартале), а пре-пейд-абонентов – на 42 % (с 98 до 139 минут). Существенный рост длительности вызова был обусловлен мероприятиями МТС по стимулированию использования голосовой связи на тарифах в высокодоходном сегменте (тариф Maxi) и на массовом рынке (тарифы «Супер Первый», «Свободный» и «Стимул»). Средний показатель MOUcjcnfdkb в 2007 году - 157 минут, он вырос на 22 %.

Рост ARPU за год составил 16 %, и в среднем ARPU равняется $9,2. При этом в третьем и четвертом кварталах ARPU достигал $10 против $8,5 в четвертом квартале 2006 года.

Вице-президент, директор бизнес-единицы «МТС-Россия» Михаил Шамолин отметил, что наблюдаемая в настоящее время централизация маркетинговой активности компании обусловлена прежде всего работой над эффективностью инвестиций в рекламу: дешевле использовать федеральные площадки для продвижения. Однако в дальнейшем маркетинговая политика будет зависеть, в том числе, и от региональной ситуации: как будут развиваться местные ТВ-каналы и интернет-ресурсы. Также нужно учитывать и то, что в регионах различный уровень конкуренции.

Леонид Меламед рассказал, что сейчас в Москве идут работы по тестированию оборудования для 3G на совместимость с используемым военными структурами (напомним, что основным препятствием для всех GSM-операторов, владеющих лицензиями 3G на территории Москвы, для развертывания соответствующих сетей является отсутствие частот, которые пока жестко закреплены за военными). После окончания тестирования проект по запуску сети «третьего поколения» будет реализован – сначала в зданиях и метро, затем – out-door. Кроме того, Михаил Шамолин отметил, что города для первоочередного запуска 3G уже определены, среди них Сочи, Казань и так далее. Однако он отметил, что появление сетей «третьего поколения» не станет каким-то радикальным изменением: все будет происходить постепенно. Востребованы услуги мобильного ШПД, по мнению Михаила Шамолина, будут в большей степени массовым рынком – для этого есть такие предпосылки, как рост интереса к «тяжелому» контенту и увеличение проникновения терминалов с поддержкой 3G. Что касается бизнес-сегмента, то здесь будет больший интерес к приложениям для различных отраслевых компаний и, как пояснил г-н Шамолин, МТС активно разрабатывают это направление.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы