«Третье поколение» будет. Но не везде

Вчера, 17 апреля 2008 года, оператор сотовой связи «МегаФон» подвел итоги 2007 года, рассказал об основных трендах и особенностях развития компании и озвучил некоторые планы на будущее. Кроме того, руководители группы компаний озвучили политику регионального развития и запуска сетей «третьего поколения».

По данным ОАО «МегаФон», озвученным генеральным директором компании Сергеем Солдатенковым, консолидированная выручка компании за 2007 год выросла на 53 % по сравнению с 2006 годом и составила $5,7 млрд. При этом EBITDA компании выросла на 58 % по сравнению с аналогичным показателем 2006 года и составила $2,9 млрд. Рентабельность по EBITDA  по итогам 2007 года составила 51,0 %. Чистая прибыль компании выросла по сравнению с 2006 годом на 70 % и составила около $1,4 млрд.

Что касается динамики роста абонентской базы оператора, то на конец 2007 года лидером оставалось Поволжье (напомним, что туда не входит Нижний Новгород, по внутреннему делению компании относящийся к «МегаФон Центр») – его доля в общей абонентской базе составила 21 %. Затем следует Северо-Запад с долей в 20 % и Московский регион – 16 %. Как отметил Сергей Содатенков, то, что доля московского региона в общей абонентской базе достаточно высока, является значимым достижением для компании. На долю Центра приходится 10 %, Кавказа – 14 %, Урала – 9 %, а Сибири и Дальнего Востока – 4 % и 6 % соответственно.

При этом в целом к концу 2007 года «МегаФон» обслуживал около 35,6 млн абонентов в России и около 120 тыс. – в Таджикистане. Прирост абонентской базы за год составил 6 млн человек и 20 %. Сергей Солдатенков отметил, что, несмотря на снижение темпов прироста, 20 % - хороший результат, если учитывать трехмесячную «отсечку» неактивной абонентской базы. При этом в планах на 2008 год намечено аналогичное увеличение абонентской базы.

Рост на 20 % потребления услуг в целом был обусловлен в том числе и общим экономическим ростом России. Также увеличилось и потребление голосового трафика и трафика услуг передачи данных – на 44 % и 221 % соответственно. При этом, как отметил Сергей Солдатенков, одним из ведущих трендов 2007 года стал акцент на продвижении именно внутрисетевого трафика, что позволило сэкономить на плате за «приземление». В связи с этим, в частности, был запущен тарифный план «Домашний» (см. новость nn.ict-online.ru от 21 февраля 2007 г.). По данным компании, в 2007 году доля внутрисетевого трафика выросла в среднем с 5 до 15 %.

Сергей Солдатенков отметил, что «MOU «МегаФона» - один из самых высоких в России. В 2007 году, удерживая среднюю стоимость минуты (APPM) на уровне 2006 года, нам удалось нарастить MOU на 15 %». APPM в 2007 году, как и в предыдущем, в среднем составил $0,058, а MOU – 224 минуты против 211 минут в 2006 году. Г-н Солдатенков отметил, что в некоторых регионах уже сейчас MOU может достигать 400 минут: зависит это не только от тарифной политики оператора, но и от уровня конкуренции и менталитета абонентов. Так, одним из самых высоких MOU является на Кавказе – именно в силу особенностей общения населения.

Что касается ARPU, то если в 2003-2005 гг. наблюдался спад этого показателя, то в 2006 и 2007 гг. ARPU растет, однако в прошлом году темпы роста снизились. Так, в 2006 году ARPU вырос на 17 % и составил $12,3, а в 2007 году увеличение равнялось 15 %, а сам ARPU - $14,1. При этом г-н Солдатенков отметил, что, если считать в рублях, рост ARPU будет еще меньше – где-то 8 %.

Количество базовых станций оператора в 2007 году увеличилось на 27 % и достигло 17,7 тыс. В июле 2007 года «МегаФон» завершил освоение лицензионной территории. Построив сеть в республиках Алтай и Тыва, «МегаФон» стал единственным оператором мобильной связи в России, чья сеть работает во всех 83 субъектах Российской Федерации.

Что касается долей регионов по выручке, то лидером является Московский регион – на его долю приходится 30 %, следом идет Северо-Запад – 20 %. Что касается остальных регионов, то здесь лидерами остаются Поволжье и Кавказ (по 14 %). На долю Центра приходится 6 %, Урала – 7 %, Дальнего Востока – 5 %, а Сибири – 3 %. При этом в 2007 году доля расходов на пропуск трафика увеличилась в общем объеме переменных затрат (cost of services) до 89 %. Вместе с тем доля выручки от пропуска трафика в общей выручке компании увеличилась за год с 7 до 13 %. Доля же коммерческих расходов в общем объеме операционных затрат «МегаФона» практически не изменилась. Доля коммерческих затрат в общей выручке за год снизилась с 10,9 до 9,7 %.

«Мы продолжаем наращивать капитальные затраты, в первую очередь это инвестиции в развитие сети в России, - рассказал Сергей Содатенков. - В 2007 году совокупный CAPEX составил $1,5 млрд, что на 15 % больше, чем год назад».

Что касается позиции компании на рынке России, то в 2007 году темп роста абонентской базы «МегаФона» опережал темп роста рынка в целом. «Мы стали лидером в относительном приросте среди операторов «большой тройки» в России, увеличив абонентскую базу на 20 %, - пояснил г-н Солдатенков. -  По данным агентства ACM-Consulting, на начало 2008 года проникновение мобильной связи в России составило 119,1 %, а доля рынка «МегаФона» к концу года увеличилась до 20,5 %». Что касается операторов, то на долю МТС приходится 33,2 %, «Билайна» - 29,9 %, других операторов – 16,3 %.

При этом доля «МегаФона» в совокупной выручке «большой тройки» в России по итогам года составила 31,0 %. Кроме того, в 2007 году «МегаФон» опередил конкурентов в темпах роста выручки в России как в абсолютном (+$1,8 млрд), так и в относительном (+49 %) выражении. Поэтому задача, которую ставит перед собой компания, – в течение двух лет стать первыми по выручке среди операторов «большой тройки». Заместитель генерального директора по коммерции Лариса Ткачук пояснила, что для реализации этой задачи нельзя просто повысить дилерскую комиссию, потому что это значительно снизит рентабельность бизнеса. В компании считают, что работать надо над стратегией эмоционального и рационального позиционирования, т.е. над лояльностью потребителя к бренду и реализацией ценовой политики.

Сергей Солдатенков отметил, что на самом деле ситуация в регионах весьма разнится. Так, есть регионы, где конкуренция очень высока в связи с тем, что там много игроков, например Нижний Новгород или Петербург. В первом из них есть исторический лидер – НСС, все игроки «большой тройки», а также «Скай Линк» и Tele2. Кроме того, есть регионы, в которых в силу опять же исторических предпосылок доля одного игрока значительно превышает доли всех остальных. Например, в Вологодской области 70 % рынка – у «МегаФона», а на Урале около 70 % рынка – у «Уралсвязьинформ». В таких регионах надо прежде всего уделять внимание продвижению бренда и повышению лояльности населения к нему.

Что касается запуска сети «третьего поколения», то пока планы компании таковы. Развивать зону 3G будут в Петербурге, где она уже запущена в коммерческую эксплуатацию (см. новость spbIT.ru от 25 октября 2007 г.). В Москве этот процесс осложняется решениями регулятора, однако как только разрешение на строительство будет дано, оно будет реализовано – по расчетам, на это понадобится около полугода. Если говорить о других крупных городах, то официальный запуск состоится, но это будет всего несколько станций. Напомним, что в некоторых регионах местные руководители озвучивали более радужные планы по запуску 3G (см. новость nn.ict-online.ru от 7 апреля 2008 г.). При этом вложения в «третье поколение» составят в 2008 году $250 млн, тогда как всего в развитие сети запланировано инвестировать $1,7 млрд. 

Также представители «МегаФона» осветили планы по развитию корпоративного направления. Так, Лариса Ткачук отметила, что в этом сегменте у оператора не наблюдается значительного оттока, даже наоборот, что обусловлено и запуском новых сервисов, и возможностями биллинга, причем рост наблюдается как в количестве абонентов, так и в выручке от них. Однако в Москве на данный момент доля «МегаФона» в корпоративном сегменте ниже, чем, например, у МТС, поэтому в планах оператора намечена активизация на этом рынке, так как именно в Москве зачастую принимаются решения о сотрудничестве с тем или иным оператором в регионах.

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы