Библиотека в кармане

Наконец долгожданный отпуск! Вы пакуете чемодан и составляете список того, что хотелось бы прочитать, валяясь на пляже. Эту книгу рекомендовали друзья, а вот интересная новинка, и эту книгу давно надо дочитать, а еще… Стоп! Книги уже не помещаются в сумку. Что же делать? Взять с собой электронную книгу
Зачем нужны электронные книги, если имеются почти универсальные КПК? Тут тебе и органайзер, и электронная почта, и записная книжка, и плейер, туда же можно закачать и текст книги. Но КПК и электронная книжка — две большие разницы.

Бум с задержкой
1997
В Массачусетском технологическом институте разработана технология электронных чернил (другое название – электронная бумага). В том же году создана корпорация E-ink, которая занялась совершенствованием технологии и продвижением нового продукта на рынок.
2004
Появился первый коммерческий электронно-чернильный продукт – книжка Sony Librie, которая продавалась исключительно в Японии.
2006
Начался бум продаж электронных книг в других странах.

Экраны всех современных КПК невелики (диагональ от 2,7 до 4 дюймов) и изготовлены по ЖК-технологии. То есть изображение на экране обновляется в среднем 50 раз в секунду, и мерцание утомляет глаза. Плюс обязательная подсветка экрана — иначе вы просто ничего не разглядите. В результате читать длинный текст на КПК не так уж комфортно.

Экраны электронных книг, во-первых, больше (в среднем диагональ 6 дюймов — это стандартный формат pocketbook) и читать с них удобнее, а во-вторых, подавляющее большинство из них изготовлены по технологии электронных чернил (e-ink). Ее основная изюминка — отсутствие частоты обновления экрана. Текст в электронной книге не идет непрерывно, как в КПК, а разбит на страницы, как в настоящей книге. Нажав клавишу на электронной книге, вы переворачиваете страницу, и на экране пропечатывается новый текст. Процесс занимает меньше секунды, и для поддержания напечатанной картинки не требуется дополнительной электроэнергии. Кстати, текст, напечатанный электронными чернилами, очень похож на обычный, типографский.

E-ink-дисплеи не нуждаются и в подсветке: подобно бумаге, они используют отраженный свет. Все вместе дает два результата: у вас не болят глаза от чтения, а одной подзарядки устройства хватает на очень большой срок — около двух недель при ежедневном чтении по нескольку часов.

Откуда е-книжки?

Сейчас такие книги выпускают несколько производителей. В России представлены украинская MUK (выпускает lBook eReader V8 и lBook eReader V3), японская Sony (Portable Reader System (PRS) 500 и PRS 505), французская Bookeen (Cybook Gen3), голландская «дочка» Philips — компания iRex Technologies (iLiad и iLiad Book Edition) и российская Prolife (Explay TXT.Book).

Несмотря на кажущееся разнообразие, купить такое устройство не так-то просто. Официально на российском рынке продаются только lBook eReader V8 и V3, а также Explay TXT.Book. Первые две модели (10 500 руб.) можно купить у российского дистрибутора MUK — фирмы Utility.ru или ее партнеров. Explay TXT.Book (8500 руб) продается в магазинах «Связной», «М.видео», «Цифроград», «Эльдорадо». А вот iLiad можно приобрести только через интернет — например, на сайте производителя (https://www.irexshop.com), вместе с доставкой он обойдется в $743. Но не забудьте про таможню! Поскольку стоимость посылки превышает 5000 руб., с вас возьмут 30% от суммы, превышающей не облагаемый пошлиной минимум. В случае с iLiad вам надо будет доплатить еще 3430 руб. ($145), то есть итоговая сумма составит $888.

Cybook Gen3 тоже можно заказать на сайте производителя (http://www.bookeen.com). Обойдется он с доставкой в 347 евро ($530), а с пошлиной — в $629.

Еще сложнее с Sony PRS. Она, увы, продается только на территории США и Канады. Дело в том, что Sony, как и Apple, зарабатывает на продаже не только электронных устройств, но и контента для них. Предполагается, что пользователи PRS должны покупать тексты произведений на специальном сайте Sony. Но выбор там пока ограничен: договориться о схеме выплат по авторским правам компании пока удалось только с правообладателями в США и Канаде.

Впрочем, как показывает пример iPhone, любовь россиян не знает границ: если какой-то гаджет пришелся им по душе, то знакомый или родственник в США, которому можно заказать заветную вещь, находится достаточно быстро. В США стоимость Sony PRS-500 — $220, Sony PRS-505 — $300.

Если вам недосуг разбираться с пошлинами, а в США никто из знакомых не собирается, попробуйте поискать Cybook, iLiad и Sony PRS в российских интернет-магазинах — например, в Notebooksale.ru или Utility.ru. Cybook в Utility.ru вам обойдется в 11 500 руб. ($485), iLiad — в 34 500 руб. ($1455), а Sony PRS-505 — в 12 500 руб. ($527).

Японский экстерьер против русского

Я протестировала две электронные книги — Sony PRS-505 и Explay TXT.Book. Каждая примечательна по-своему. Первая, несмотря на все сложности с покупкой, весьма популярна у российских любителей электронного чтения. Возможно, дело в том, что Sony — давно известный и уважаемый бренд, к тому же эта компания первая выпустила книгу с применением электронных чернил. Explay TXT.Book примечателен широкой географией распространения. Пока это единственная электронная книжка в России, которую можно купить, зайдя в обычный крупный магазин электроники. По словам представителя выпускающей ее компании Prolife, с февраля 2008 г. (когда стартовали продажи) продано 2000 устройств.

Выглядит Sony PRS-505 довольно аскетично: сама книжка, обложка для нее (кожзаменитель горчичного цвета), диск с софтом, краткая инструкция и кабель USB-miniUSB. Упаковано все это в простую картонную коробку. TXT.Book выглядит солиднее: картонная коробка обтянута черным кожзаменителем, а сама книжка обернута куском черного бархата. В комплект входит обложка (из черного кожзама), инструкция, наушники, кабель USB-miniUSB, блок электропитания и карточка памяти на 512 Мб. Габариты книжек практически одинаковые: Sony — 175 × 122 x 8 мм (вес 250 г), TXT.Book — 188 × 118 х 8,5 мм (вес 176 г). Корпус Sony изготовлен из серебристого или темно-синего алюминия, у TXT.Book — из черного пластика с бархатисто-резиновым покрытием. К недостаткам TXT.Book можно отнести способ крепления обложки — при помощи резиночек: в результате книга в обложке выглядит гораздо менее симпатично, чем Sony, к которой обложка крепится корешком при помощи специальных штырьков.

На лицевой части TXT.Book расположена всего одна кнопка — пятипозиционный джойстик. С левого торца у книжки есть еще четыре маленькие кнопки — «музыка», «меню», «удалить», «вернуться». С правого — две совсем крохотные кнопочки: управление громкостью в MP3-плейере. На верхнем торце — кнопка включения/выключения и слот для SD-карточек. Пользоваться всеми этими мелкими кнопками крайне неудобно.

У Sony все кнопки управления вынесены на лицевую поверхность — поначалу кажется, что их слишком много. Под экраном две большие круглые кнопки; одна из них — джойстик для работы с меню, вторая — кнопка для перелистывания страниц. Внизу есть еще три небольшие кнопки — «меню», «закладки» и «изменение размера шрифта». Слева от экрана размещены дополнительные кнопки перелистывания страниц (т. е. страницы можно листать и правой, и левой рукой) и ряд небольших кнопок с цифрами от 0 до 9, помогающих работать с пунктами меню и быстро находить нужную страницу. На нижнем торце клавиша для управления громкостью, на верхнем — кнопка включения/выключения, слот для SD-карточек и для карточек Memory Stick (специальный формат Sony). Все кнопки удобны и легко нажимаются.

EBook по-русски

Объем встроенной памяти PRS-505 — 192 Мб, TXT.Book — лишь 64 Мб. И в той и в другой книге есть функция просмотра картинок в форматах jpg и bmp (Sony читает еще и gif и png), а также MP3-плейер. Правда, в TXT.Book из-за специфического разъема слушать музыку можно только через штатные наушники. Заявленное время работы TXT.Book на одном заряде — 50 часов; Sony обещает, что батареи хватает для прочтения 7500 страниц (в средней электронной книге — 500-700 страниц).

Главный минус TXT.Book в том, что эта книжка различает только один текстовый формат — собственно txt. Sony понимает txt, rtf, pdf и специальный формат Sony — lrf. Главный недостаток Sony — она не различает русский шрифт. Но это не так страшно: проблема русификации решается довольно просто. Надо зайти на сайт http://www.the-ebook.org, посвященный электронным книгам, и скачать на местном форуме бесплатную русскую прошивку, созданную поклонниками Sony. Русификация занимает буквально несколько минут. На том же сайте можно скачать простой конвертер, который преобразует книжки из популярного в России формата для электронных книг fb2 в родной для Sony формат lrf.

По размеру экраны Sony и TXT.book одинаковые (6 дюймов, 800 на 600 пикселей), но в Sony используется электронная бумага второго поколения (Viziplex), поэтому фон страниц заметно белее, а буквы более четкие и контрастные. Кроме того, в TXT.book есть эффект следа от предыдущей страницы. Как ни парадоксально, но другой минус русской eBook — проблема с переносами русских слов, которые делаются абсолютно без учета правил русской грамматики.

Зато навигация в TXT.book более простая и интуитивная, в виде картинок. Все книги, записанные во встроенную память, отражаются в папке «Библиотека», а книги с карточки — в папке «Карты памяти». Последние 10 книг, которые вы читали, отражаются в разделе «Любимые книги». В устройстве Sony с помощью программы eBook Library (входит в комплект) можно самому создавать коллекции произведений, сортируя их, например, по жанрам. Также книга автоматически создает алфавитный каталог по авторам и по названиям — правда, эта функция в России мало полезна: сортируются только названия и имена, написанные латиницей. К плюсам Sony можно отнести возможность делать закладки.

Отличительная черта книжек iLiad — большой экран. В отличие от других книг у них не 6-, а 8,1-дюймовый дисплей. Кроме того, экран сенсорный, то есть можно оставлять на полях настоящие рукописные отметки.

Cybook Gen3 по внешнему виду брат-близнец Explay TXT.Book. Правда, начинка у него гораздо более продвинутая. Устройство понимает тексты в форматах prc, pdb, html, txt, pdf и изображения jpg, gif и png. Экран Cybook Gen36, как и у Sony PRS-505, выполнен из электронной бумаги последнего поколения.

По словам начальника отдела мобильных проектов и решений MUK Владимира Левченко, главной отличительной чертой lBook eReader является мультиформатность. lBook eReader V3 распознает почти все текстовые (txt, html, fb2, pdf, djvu, rtf, doc, e-pub, wolf, chm) и графические файлы (bmp, jpg, gif, tiff, png). А скоро, обещает Левченко, владельцы lBook eReader смогут читать книги еще и в формате prc (Mobipocket). По качеству изображения экран lBook eReader V3 идентичен Sony-505.

По словам Левченко, продажи lBook eReader V8 в России и на Украине начались в мае 2006 г. Через год компания выпустила новую модель — V3. Летом этого года MUK планирует начать производство модернизированной модели lBook eReader V3c с экраном третьего поколения и улучшенными характеристиками электронной части (более мощный процессор, расширенный объем памяти, модуль WiFi). Также в планах компании до конца года выпустить упрощенный вариант электронной книги не дороже 6000 руб.

В России, по словам Левченко, продано около 5000 устройств lBook, на Украине — несколько десятков тысяч. «Спрос растет, но мы серьезно проигрываем в маркетинге и рекламе, так как у нас пока недостаточно средств для полномасштабной рекламной кампании», — сетует Левченко. Из-за этого более 90% потенциальных покупателей lBook просто не знают о существовании этих устройств, сожалеет он.

А вот Utility.ru, по словам ее руководителя Евгения Кононенко, сознательно не спешит рекламировать электронные книжки. Причина в том, что экраны для всех электронных книжек пока производит всего один завод тайваньской Prime View International, объясняет Кононенко, и производители eBook уже выбирают весь объем экранов. Если спрос на такие книги резко повысится, возникнет дефицит. Впрочем, Кононенко говорит, что даже в отсутствие рекламы у его компании нет проблем со сбытом — в месяц уходит около 10 000 устройств. «Обычно люди узнают про книжки при помощи сарафанного радио, или видят в метро у кого-нибудь, или у друга», — рассказывает он.
 
Юлия Белоус

Опубликовал: Игорь Плотников (info@ict-online.ru)

Рубрики: Маркетинг, Оборудование, ПО, Кадры, Финансы