"Комстар-ОТС" заработает на вкусах абонентов/ Предложив им бесплатный сервис

"Комстар-ОТС" начинает обкатку новой модели бизнеса — если она окажется жизнеспособной, доступ в интернет для пользователей может стать бесплатным. Оплачивать сервис будут рекламодатели, а оператор возьмет на себя функцию проводника таргетированного контента. Аналитики уверены, что в России эта модель может прижиться не ранее чем через два-три года, причем в регионах, где доступ стоит ощутимо больше, чем в Москве.
О новой модели бизнеса в минувшую субботу журналистам рассказал глава "Комстара" Сергей Приданцев: "У нас есть техническая возможность, позволяющая разделить своих посетителей на целевые группы, и в зависимости от того, чем интересуется абонент в сети, составлять для него индивидуальный рекламный пакет. Таким образом, мы возьмем на себя функцию проводника таргетированного контента". В каком виде этот пакет будет доставляться пользователю, господин Приданцев не уточнил, однако считает, что подобные целевые аудитории будут очень востребованы на рекламном рынке. "В Великобритании доходы от интернет-рекламы составляют £5 млрд, а у нас всего $400 млн. В июле мы планируем опробовать эту модель на опытной зоне в Москве. Если она сработает, то интернет в перспективе может стать бесплатным для пользователя",— резюмировал глава "Комстара".

Участники рынка считают, что искать новые способы заработка операторов вынуждает снижение доходности с одного абонента. По итогам первого квартала этого года, "Комстар-ОТС" обслуживал в Москве 750 тыс. квартирных пользователей широкополосного доступа. При этом доходность с одного квартирного абонента в Москве стремительно падает и по итогам квартала составила $13,5 в месяц (ARPU). Для сравнения: в четвертом квартале 2007 года ARPU составляло $17,5, а по итогам первого квартала 2007 года — $20,5.

Опрошенные "Ъ" аналитики идею предоставления бесплатного интернета в обмен на просмотр рекламы восприняли скептически. "В конце 90-х — начале 2000-х такой способ продажи услуги широкополосного доступа в интернет практиковал крупнейший американский провайдер America Online (AOL), однако он оказался неэффективным,— говорит основатель интернет-агентства AdWatch Лев Глейзер.— Абоненты, которые готовы смотреть рекламу, как правило, низкодоходная аудитория, поэтому их покупательская способность мало интересует рекламодателя. Количество абонентов, согласившихся на эту услугу, выражается числом не более чем в несколько процентов. В России такая модель может быть востребована в регионах, где расценки на интернет в разы превышают столичные".

"Реклама в обмен на услугу это, безусловно, перспективное направление. Однако надо понимать, что может возникнуть проблема приватности. Не всем понравится, что провайдер отслеживает ресурсы, посещаемые пользователем, и потом зарабатывает на этом",— говорит руководитель рекламного интернет-агентства "Траффик" Алексей Куприянов. "Идея прекрасная, но вопрос в том, как отреагирует аудитория, которая уже платит за услуги компании. Если оператор в обмен позволит отказаться от абонентской платы, тогда это кого-то заинтересует",— считает директор по работе с клиентами Medianet Анна Колесникова.

В Европе провайдеры практикуют похожие бизнес-модели, однако они относятся к технологии Wi-Fi. В прошлом году компания MeshHopper и компания-разработчик сайта Free-hotspot.com (ресурс для тех, кто ищет Wi-Fi-хот-споты) совместно запустили проект предоставления услуг бесплатного доступа к Wi-Fi-интернету вдоль 20-километрового участка реки Темзы — от центра до юго-восточных окраин Лондона. Бесплатная сеть Online-4-free.com представляет пользователям бесплатный доступ, если они соглашаются просматривать рекламу длительностью 15-30 секунд каждые 15 минут.

"Реклама — непрофильный бизнес для "Комстара",— полагает гендиректор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.— По итогам 2007 года объем рынка доступа в интернет превысил $1 млрд, тогда как рынок интернет-рекламы без учета контекстной составил около $200 млн. Поэтому на данном этапе отказ от телекоммуникационных доходов в пользу рекламных — утопия".

Борис  Горлин, Инна  Ерохина

 

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Кадры, Финансы