«Верю – не верю». Новый сайт отразит рекомендации

В Рунете зреет потребность в новом направлении социальных сетей – основанных на принципе рекомендаций от пользователя к пользователю. Несмотря на то что сервисы отзывов существуют в российском сегменте сети давно – отзывы на товары и продукты аккумулируются на крупнейших площадках Рунета, таких как «Яндекс» и Mail.Ru, на всевозможных форумах в блогах, - 100-процентно рекомендательного сервиса в Рунете пока не существует. Возможно, первым успешным проектом в этой сфере станет ресурс «Верю.Ру» - специализированная социальная сеть Рунета, где пользователи смогут рекомендовать друг другу различные товары и услуги, выставлять оценки и составлять рейтинги. Пока организаторы «Верю.Ру» готовятся с запуску проекта, эксперты Рунета обсуждают его возможные перспективы.

Социальная сеть потребительских рекомендаций «Верю.Ру» (veryu.ru) – первый специализированный проект такого рода в Рунете. Ее владельцем является агентство интернет-маркетинга Sarafan, а зарегистрирован домен на Марию Сирош – совладелицу агентства, а также продюсера проекта телеканала TV 2.0, вещающего в революционном для России формате (см. новость от 9 июня 2008 г.). Основные направления деятельности Sarafan - разработка и проведение рекламных кампаний в сети, в том числе и «вирусный» маркетинг.

Контент нового тематического детища агентства Sarafan – рекомендательной соцсети «Верю.Ру» - составят отзывы пользователей по широкому спектру товарных категорий. Причем организаторы обещают, что участники сети будут защищены от скрытой рекламы: ее проникновение будет отслеживаться и пресекаться. А кроме того, каждый пользователь «Верю.Ру» сможет проголосовать о доверии к тому или иному сообщению и определить лидеров, в наибольшей степени заслуживающих потребительских симпатий. Тем не менее реклама на «Верю.Ру» также будет иметь место – монетизация проекта планируется за счет баннерной рекламы и платных сервисов. Пока ресурс находится в разработке. Его запуск планируется в ближайшем будущем.

Согласно мнению экспертов Рунета, социальная сеть «Верю.Ру» имеет все шансы стать популярной. И одной из основных причин является существующая социальная потребность, назревшая в условиях потребительского бума. Директор по развитию социальной сети Mooteam.ru Анна Артемьева отмечает, что ввиду огромной насыщенности товарами потребителям просто необходима честная информация для осуществления оптимального выбора. «Если «Верю.Ру» соберет полезный контент и мотивирует пользователей делиться опытом, то ресурс может стать вполне популярным», - предполагает Анна Артемьева.

В назревшей у аудитории потребности в рекомендательном ресурсе убежден организатор проекта Floomby.ru Александр Катасонов: «Считаю, что подобный сервис очень нужен Рунету, поскольку качество услуг и товаров оставляет желать лучшего. И эту проблему очень часто хочется обсудить с другими пользователями. Средство, где человек может оставить свое мнение о продуктах, просто необходимо. Это пойдет на пользу развитию качества в нашей стране».

Мнение Александра Катасонова поддерживает пресс-секретарь ИК «Финам» Владислав Кочетков: «Бурное развитие розничной торговли сопровождается снижением качества предлагаемых товаров, распространением контрафакта. Чтобы защитить свои интересы, потребители собирают дополнительную информацию, так что наличие специализированной социальной сети может быть для них полезно».

Еще одну предпосылку создания ресурса «Верю.Ру» называют сами инициаторы проекта. По их мнению, необходимость запуска единой рекомендательной платформы возникла вследствие дефицита доверия интернет-аудитории к блоггерам. Напомним, самым популярным блог-хостингом в Рунете является «Живой журнал» (LiveJournal), принадлежащий компании СУП. Изначально здесь в большом количестве публиковались различные пользовательские рекомендации, однако с 2006 года ЖЖ начал активно осваиваться рекламодателями, в результате чего доверие к блоггерам среди пользователей значительно сократилось.

Несмотря на это вопрос, повлиял ли кризис доверия к блоггерам на появление проекта «Верю.Ру», у большинства экспертов вызвал недоумение. «Я думаю, что потребность в подобной сети или подобном сервисе была уже давно, к блогерам она имеет мало отношения. Сеть в первую очередь должна сосредотачиваться вокруг товара или услуги, а не вокруг блоггеров. Лично меня мало интересует, что думает блогер А о товаре Б, мне хочется узнать мнение людей, живущих в моем районе, о парикмахерской «Алена», - предполагает Александр Катасонов.

«О кризисе доверия к блоггерам говорить сложно – просто каждый из них собирает относительно небольшую аудиторию, и, как правило, предоставляет информацию по ограниченному кругу товаров. Социальная сеть по определению являяется более масштабным проектом», - сообщил Владислав Кочетков.

«Если говорить о кризисе доверия к блоггерам и поиске правдивой рекомендательной информации... написать явное или завуалированное рекламное сообщение под видом простого пользователя можно всегда и на любой площадке, не важно, блог это, форум или что-то еще», - подчеркивает вице-президент и директор по маркетингу и PR Mail.Ru Анна Артамонова.

«Рекомендовать что-либо неискренне (не важно, за деньги или по другим причинам) можно где угодно - в прессе и по телевидению, например. Это свойство и выбор конкретных людей, а не медианосителя, и в блогах нет никакой специфики», - говорит менеджер по связям с общественностью компании «Яндекс» Дина Литвинова.

Здесь же эксперты отмечают, что «болезни» блогов вполне может перенять и специализированная сеть потребительских рекомендаций, в том числе и «Верю.Ру». «Новая система не решает проблему дефицита доверия, а даже наоборот: первыми людьми, которые оставят отзыв в данной системе, станут именно рекламисты и маркетологи, поскольку это единственная категория пользователей, на 100-процентов мотивированная в поддержке проекта. Администрации «Верю.Ру» необходимо будет придерживаться четких рамок модерации, удаляя откровенно рекламные сообщения. Средством, частично избавляющим сервис от отзывов в стиле «партизанского маркетинга», может стать раздел, модерируемый непосредственно производителями. Если на «Верю.Ру» будут существовать страницы компаний, где можно будет оставить свой отзыв или жалобу, то существенная доля PR-активности компаний придется на эти страницы», - предполагает заместитель генерального директора компании Bemobi Елена Ашарапова.

Несмотря на существующую у аудитории Рунета потребность, эксперты предупреждают, что популярность сети «Верю.Ру» на 70% будет зависеть от того, насколько грамотно проект будет реализован. «Открытие сервиса «Верю.Ру» вполне вписывается в тенденцию «Веб 2.0» - предоставить людям площадку для обмена мнениями в какой-либо области. Но публикация отзыва - это, как правило, спонтанная человеческая эмоция. Непонятно, чем будет мотивирован человек, постоянно заходящий в систему «Верю.Ру» и публикующий там свои сообщения», - комментирует Елена Ашарапова.

По мнению Анны Артамоновой, идея проекта «Верю.Ру» и вовсе не выглядит оригинальной. «На любой более или менее крупной интернет-площадке можно рейтинговать товары и свободно оставлять свои отзывы к ним. Но практически всегда и везде оценка представленных на сайте продуктов и их обсуждение были дополнительным функционалом проекта - никак не основным. Проект «Верю.Ру», наоборот, пытается вывести это на первый план. Важно, сможет ли сервис каким-то образом привлечь начальную аудиторию, которая могла бы заинтересовать других пользователей большим количеством уже оставленных отзывов», - резюмирует Анна Артамонова.

Действительно, рекомендательные сервисы в том или ином виде встроены во многие сайты Рунета. Такую услугу предлагают и крупнейшие интернет-площадки. Так, рейтинговать товары можно в специализированных торговых каталогах «Яндекс.Маркет», «Товары@Mail.Ru» или «Покупки-Рамблер». Однако зачастую число отзывов на этих сервисах значительно отстает от количества наименований товара. Отчасти причиной этого служит то, что постоянной потребности в создании и получении рекомендаций у пользователей таких ресурсов нет.

Однако существуют и другие веб-проекты, где правдивые отзывы пользователи оставляют по доброй воле и с удовольствием. Это тематические порталы и форумы. И в первом и во втором случае участники подбираются по принципу причастности к главной теме ресурса. Например, на сайте о высоких технологиях ixbt.com существуют сервисы, где пользователи имеют возможность обсудить товар или получить совет относительно того или иного товара. Участники форумов также активно инициируют такие дискуссии. Например, на популярных сегодня в Рунете «семейных форумах» Littleone (forum.littleone.ru) или 7ya.ru пользователи обмениваются мнениями о самых разных товарных категориях - от книжных новинок и автомобилей до детских сосок.

В целом, как показывает анализ форумов и спецсайтов, сегодня в Рунете пользуются спросом рекомендации широкого спектра товаров и услуг. Как говорит Владислав Кочетков, людям интересен отзыв на любой продукт, стоимость которого начинается от нескольких тысяч рублей. Эксперты делают свои предположения относительно того, какие продукты было бы полезно рекомендовать в сети. «Сейчас скорее будут интересны отзывы о каких-то простых продуктах, в том числе о продуктах питания, бытовой химии, то есть о том, чем мы вынуждены пользоваться ежедневно. Кроме того, довольно интересно будет охватить сферу услуг: парикмахерские, автосервисы, спа-салоны, службы доставки, банки, страховщики и пр.», - предполагает Анна Артемьева.

«Лично я бы с удовольствием выставлял оценки тем заправкам в Москве, которые подмешивают воду в бензин, который я покупаю», - сообщает вице-президент по маркетингу аналитического сервиса TIKR.ru Александр Рубан.

Предположение о популярности тех или иных отзывов легко составить и на основе анализа посещаемости разделов служб «Яндекс.Маркет» или «Товары@Mail.Ru». «Согласно статистике службы «Яндекс.Маркет», наиболее посещаемыми разделами торгового каталога на сегодня являются «Электроника и фото», «Телефоны», «Бытовая техника» и «Компьютеры». Вероятно, пользователям хотелось бы читать отзывы о товарах, представленных в этих категориях», - делится мнением Елена Ашарапова.

Еще одна товарная категория, рекомендации которой весьма востребованы в Рунете, – книги и фильмы. Отметим, что эта ниша активно развивается, и доказательством этого служит ряд «книжных» социальных сетей Рунета, в том числе и недавно стартовавших. В основе таких рекомендательных сервисов лежат особые алгоритмы, которые анализируют предпочтения пользователей (прочитанные/понравившиеся книги) и предсказывают, какие книги могут быть еще интересны участнику проекта. В число таких ресурсов входит социальная сеть «Книгу в руки» (knigivruki.ru), которая сейчас находится в стадии запуска (см. новость от 24 июня 2008 г.). Участники проекта могут формировать рейтинги книг, писать отзывы и рекомендовать наиболее понравившиеся тексты друзьям. В числе уже работающих книжных рекомендательных сервисов стоит назвать «Архивы Кубикуса» (kubikus.ru), IMHOclub (imhoclub.ru), «Лаборатория фантастики» (fantlab.ru), а также Reader2 (ru.reader2.com), X-libris, Livelib (livelib.ru) и др.

Принципы потребительских рекомендаций используются в рекрутинговых сетях Рунета. Одной из крупнейших стала деловая социальная сеть «Мой Круг», владельцем которой является «Яндекс». Ресурс используется офисными служащими для установления деловых контактов, а также для поиска работы и сотрудников. Среди «свежих» проектов в этой нише можно отметить стартовавшую в Рунете в апреле 2008 года сеть для рекрутинга Gooroo.ru. Кроме того, в Рунете существуют такие базы отзывов и рекомендаций на сотрудников и работодателей, как job24.ru, jobopinion.ru, comindwork.ru и др.

Однако максимально возможное количество социальных сетей на основе сервисов рекомендаций сосредоточено, конечно, в англоязычном сегменте сети Интернет. Здесь существуют как простейшие общетематические рекомендательные сети, такие как Epinions.com или Yelp.com, так и сложные рекомендательные системы, основанные на анализе психологического профиля пользователя. Как рассказывают в одном из ИТ-изданий Рунета, такие системы способны «трансформировать» предпочтения из одной товарной реальности в другую. Например, зная любимый фильм, подобрать одежду. По информации о марке автомобиля выбрать мебель для дома. Например, в системе What to Rent (whattorent.com) пользователю предлагается пройти необычный психологический тест из двадцати вопросов, в том числе рассказать о своей первой любви. После этого нужно указать свое настроение. Система анализирует всю информацию и выдает на экран название фильма, который наиболее подходит. В числе аналогичных проектов отмечаются ресурсы MyStrands, StumbleUpon, Pandora.com, CleverSet, ChoiceStream и др.

По мнению Александра Рубана, такое неравенство Рунета и Интернета Европы и США во многом связано с отсутствием у российских пользователей специальных навыков положительных рекомендаций: «Мне пока не ясно, насколько у нас в России могут пользоваться спросом потребительские рекомендации в формате именно социальной сети. Ведь потребительская культура у нас относительно молода, а обсуждения товаров и услуг, как правило, возникают лишь в случае неудовлетворенности. Книга жалоб и предложений ― неотъемная часть нашего быта и сегодня. Как сформировать конструктивные рекомендации на основе потока негативных впечатлений, совсем неочевидно». Однако здесь же эксперт делает оговорку: «Но, как известно, ядерную энергию вполне можно использовать в мирных целях».

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Web