Веб-«менялы». В Рунете стартует сайт для обмена вещами

В Рунете планируется запуск нового социального проекта – «Променял.ру». Его авторы обещают максимально упростить процесс обмена вещами: на сайте будут созданы специальные сервисы для тех пользователей, которые хотят обменять одну вещь на другую. Пока проект находится в стадии закрытого тестирования, в котором приняли участие ряд известных блоггеров Рунета. Эксперты же отнеслись к проекту скептически.

Старт-ап «Променял.ру» (promenyal.ru) - это социальная развлекательная сеть, подписчики которой получат возможность менять одни вещи на другие. В отличие от досок объявлений, в изобилии присутствующих в Рунете, на интернет-сайте «Променял.ру» пользователям будут доступны специализированные сервисы, с помощью которых процесс «выменивания» станет максимально простым и удобным. «Чтобы сделать обмен на нашем ресурсе, нужно будет просто нажимать кнопки «предложить обмен» на странице понравившегося лота», - обещают «Променял.ру».

Интересно, что создателями социальной сети «Променял.ру» являются телевизионные деятели. Появление в области веб-проектов таких специалистов не в новинку для Рунета. В конце 2007 года в сети стартовал амбициозный, наделавший много шума проект Top4top (см. новость раздела интернет-сайты от 18 января 2008 г.). «Променял.ру» не обещает «свернуть горы», однако своей причастности к телевидению не отрицает. «Некоторое время назад мы разрабатывали телевизионный проект – ток-шоу, в рамках которого зрители-участники могли бы обмениваться различными вещами. По не зависящим от нас причинам проект не пошел дальше пилотного выпуска, но идея о создании удобной площадки для обмена осталась. Позже мы узнали об одном канадце, который путем нехитрых обменных операций за один год выменял простую канцелярскую скрепку на жилой дом. После этого мы и решили создать специализированный сервис-обменник в Рунете», - рассказывает один из авторов проекта «Променял.ру» Дмитрий Пчелин.

Разработка проекта «Променял.ру» началась осенью 2007 года. На сегодня ресурс опубликован в сети в режиме закрытого тестирования. Несмотря на то что «Променял.ру» пока недоступен простым пользователям, организаторами проекта уже была проведена первая маркетинговая кампания в сети. Начиная с апреля 2008 года, к закрытому тестированию проекта «Променял.ру» приглашались блоггеры Рунета. Для того чтобы принять участие в тестировании, от блоггеров требовалось разместить информацию о проекте «Променял.ру» в своем интернет-дневнике. Как заверяют организаторы, на приглашение откликнулись около 20 тыс. владельцев онлайн-дневников, из которых лишь 13 тыс. были допущены к тестированию. В результате на ресурсе была проведена существенная работа по выявлению технических и концептуальных ошибок, совершено несколько десятков обменов, а блогосфера Рунета наполнилась многочисленными сообщениями о грядущем открытии проекта «Променял.ру».

Отметим, что блоггеры, часть из которых остались недовольными тем, что были вовлечены в PR-кампанию, все же охарактеризовали новый сервис как полезный и актуальный. «В данный момент у меня есть, по крайней мере, четыре вещи компьютерного толка, которые я бы с удовольствием обменял на что-то более нужное. У меня валяется старенькая веб-камера, которой я вряд ли уже когда-нибудь воспользуюсь. Но зато мне очень нужна какая-нибудь простая звуковая карточка. Неужели нет человека, который захотел бы обменяться со мной таким образом?!», - так выглядит один из блоговых постов.

Воодушевлены перспективами своего детища и авторы проекта. Дмитрий Пчелин рассказывает, как на первых стадиях разработки авторы «Променял.ру» попытались выяснить, насколько идея с обменами вещей способна заинтересовать людей. Для этого среди сотрудников московского офиса был проведен опрос на предмет наличия дома ненужных вещей. «Одна сотрудница сообщила, что ей подарили бутылку коньяка, однако сама она не пьет. Зато ей требуются мужские тапочки. Здесь подключилась другая сотрудница, которая была готова совершить такой обмен. Итогом эксперимента стали 15 обменов, совершенных за три часа», - констатирует Дмитрий Пчелин.

Для широкого круга пользователей ресурс «Променял.ру» будет открыт в конце июля 2008 года. Однако параллельно запуску открытой «беты» разработчики займутся созданием новой, второй версии сайта. «Дело в том, что изначально в основу «Променял.ру» была положена CMS-система «Битрикс», однако уже на стадии теста был сделан вывод, что данное решение нам не подойдет. Тогда было решено написать систему управления сайтом своими силами. Поскольку это трудоемкий и длительный процесс, мы приняли решение об открытии текущей версии, работающей на системе «Битрикс», параллельно чему будет вестись процесс создания второй версии сайта», - поясняет Дмитрий Пчелин.

Кроме того, авторы «Променял.ру» планируют добавить на проект несколько дополнительных сервисов. Ключевым из них станет создание специальной службы курьерской доставки, которая упростит процесс обмена между пользователями из разных городов.

Оптимизм авторов проекта не разделяют эксперты российского веб-рынка, которые отнеслись к идее проекта «Променял.ру» скептически, отметив, что проблема обмена ненужными вещами, о которой говорят в «Променял.ру», надумана. «Как известно от героев из Простоквашино, «чтобы продать что-то ненужное, надо сначала купить что-то ненужное», иначе придется продавать Шарика. Мне кажется, что размер рынка, состоящего из людей с ненужными вещами, невелик. Даже если такие люди имеются в разумно большом количестве, продать ненужную вещь проще всего через аукцион или по объявлению в газете. Разыскать того, кто готов выпить ненужную мне бутылку коньяка, сложнее, чем продать что-либо на аукционе. А найти того уникального человека, который предложит в обмен нужные мне тапочки, да еще и моего размера, ― задача мало- разрешимая», - отмечает вице-президент по маркетингу аналитического сервиса TIKR.ru Александр Рубан.

Организатор проекта Floomby.ru Александр Катасонов уверен, что проект «Променял.ру» и вовсе не выдержит конкуренции со специализированными порталами Рунета. «Идея универсального «обменника», на мой взгляд, имеет сомнительные перспективы. Для обмена каких-либо специфических вещей, которые наиболее востребованы в плане обмена, таких как антиквариат, марки и т.д., существуют специальные ресурсы: форумы, блоги и т.д. Обогнать их почти невозможно, т.к. помимо обмена они предоставляют возможность общения и получение информации в этих специфических областях. Все остальное - из серии «шило на мыло», и вряд ли будет популярно среди пользователей», - сообщил Александр Катасонов.

По мнению пресс-секретаря ИК «Финам» Владислава Кочеткова, в пользу проекта «Променял.ру» будет работать игровая модель сайта и фактор азарта, который возникает при обмене. «Однако людей, которые готовы тратить свое время на то, чтобы обменять что-то совсем не нужное на что-то чуть-чуть нужное, вряд ли будет много. Во-первых, такие «ненужные» вещи чаще всего стоят недорого, во-вторых, для интереса к проекту нужно формирование достаточно широкого ассортимента – на первом этапе хотя бы сотни-другой различных предметов, предложенных к обмену», - комментирует Владислав Кочетков.

Эксперты отмечают и те сложности, с которыми может столкнуться проект «Променял.ру» на пути к пользовательским симпатиям. «Прежде всего это отсутствие гарантий качества обмененного товара, да и самой возможности его обмена – контрагент всегда может передумать. Как результат, могут появиться недовольство и критические комментарии по проекту. Далее сложности возникнут при взаимодействии контрагентов из разных городов. Велика вероятность, что, даже найдя друг друга, они не смогут совершить обмен. Могут возникнуть и юридические тонкости. Например, судебные дела по факту некачественного обмена», - отмечает Владислав Кочетков.

«С технологической точки зрения неясно, как дать пользователям возможность эффективно искать на таком проекте людей с нужными вещами. Еще один аспект – вероятные мошенничества, ведь далеко не любой товар можно просто передать при личной встрече. Если не реализовать механизм так называемых множественных обменов, когда в процессе участвуют не два, а три и более людей, сервис будет не слишком эффективен. Сделать такой функционал очень непросто», - констатирует вице-президент и директор по маркетингу и PR Mail.ru Анна Артамонова.

«Сложности будут и в том, чтобы создать ресурс, по функциональности схожий с eBay: удобное управление лотом, удобный поиск товаров и надежность сделки», - предполагает Александр Катасонов.

Более позитивны оценки проекта «Променял.ру», данные директором по развитию проекта Mooteam.ru Анны Артемьевой. «Данный сервис я считаю вполне востребованным в нашей стране. На мой взгляд, основной упор должен быть сделан, во-первых, на удобный поиск нужных и ненужных вещей, чтобы пользователь с легкостью мог найти «делового партнера», во-вторых, на географическую привязку, чтобы люди даже из небольших городов России могли встретиться и обменяться вещами, а не ждать посылку по почте. На Западе подобные сервисы обычно встроены в сайты-аукционы, которые помимо своей основной деятельности предлагают также осуществлять бартерные сделки», - отмечает Анна Артемьева.

Несмотря на то что авторы «Променял.ру» уверены, что смогут привлечь широкую аудиторию пользователей, эксперты сомневаются, что ресурс сможет быть востребованным, а значит, и приносить прибыль. «Проект «Променял.ру» должен каким-то образом объединить пользователей, которым не лень искать людей, согласных на выгодный обмен, и которые не предпочитают новые вещи подержанным. Скорее всего, это будет небогатая аудитория, например студенты, и как потом можно будет проект монетизировать, не совсем ясно. Можно предоставлять дополнительные платные сервисы, например выделение объявления в списке с помощью SMS, продавать рекламу, но будет ли это актуально для аудитории с низким уровнем доходов, большой вопрос», - отмечает Анна Артамонова.

На сегодня площадки, предоставляющие пользователям возможность меняться вещами, существуют, но, как отметили эксперты, такие проекты не популярны у аудитории. Менять «что угодно на что угодно» в Рунете можно на таких сайтах, как: «Меняльщик» (menyalshik.ru), девиз которого - «Меняем старые вещи на полезные»; портал «Шило на мыло» (sheelo.ru), его ключевая фраза - «Круговорот вещей в природе»; а также интернет-ресурс «Служба обмена» (vzamen.ru), его лозунг – «Меняем с пользой». Обменная деятельность разворачивается и на блогговом портале «Российский банк обмена вещей» (bank-obmena.livejournal.com), а также на ресурсе «Дарилки» (darilki.com), призыв к действию здесь – «Подарите или поменяйте ненужные вам вещи». Кроме того, продать ненужную вещь, покупая взамен нужную, можно в специальных разделах на крупных площадках Рунета, таких как «Барахолка» на Товарах@Mail.Ru. Помощь в избавлении от ненужных вещей пользователям оказывают и различные интернет-аукционы, наиболее популярными из которых сегодня являются порталы e-Bay.ru, Molotok.ru, Meshok.ru, ruTorg.com и др.

Отметим, что, согласно анализу, аудитория на ресурсах, посвященных обменам, невелика. Например, на сайте «Меняльщик» - наиболее популярном ресурсе данной ниши - число активных пользователей не превышает 150 человек. Невелик и выбор лотов – наибольшим спросом пользуются такие товарные категории, как «бытовая техника», «компьютеры», «детская одежда», «предметы коллекционирования». В каждой из категорий представлено не более полусотни выставленных на обмен наименований. Как правило, «разменной монетой» сайтов-обменников являются именно монеты, а также значки и календари. Встречаются, однако, и забавные объявления. Так, один из участников обменной сети готов обменять не нужный ему проездной билет на пять литров пива. Пользователь объясняет, что купил себе автомобиль, в результате чего надобность в общественном транспорте отпала.

По мнению экспертов, отсутствие на рынке Рунета популярных нишевых проектов-обменников может сыграть на руку порталу «Променял.ру». «На сегодняшний момент в Рунете нет крупного игрока в этом сегменте. Все, что удалось найти, - сайты с невысоким трафиком, на которых довольно редко происходят обновления. Поэтому при грамотном подходе к поисковой оптимизации сайта, к проведению рекламных кампаний проект сможет выделить себя среди других сервисов Рунета», - резюмирует Анна Артемьева.

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Web

Ключевые слова: онлайн, веб, интернет-магазин