Рынок широкополосного доступа Москвы: спад после бурного роста

Агентства iKS-Consulting и J’son & Partners опубликовали результаты исследования рынка домашнего широкополосного доступа в Москве по итогам II квартала 2008 года. В целом оба исследования дают схожие данные, с которыми согласны игроки рынка. Основным отличием от предыдущих исследований стало то, что были учтены абонбазы компаний, вошедших в состав «Акадо», в результате чего компания «Акадо-Столица» вышла на второе место, обогнав «Корбину Телеком». Таким образом, к настоящему времени сформировалась «большая тройка» столичного широкополосного рынка. В качестве основной тенденции развития рынка аналитики отмечают очевидное замедление темпов его роста. В компании «Акадо» также отмечают этот факт и считают, что следующим бурно растущим рынком станет рынок цифрового телевидения.

По результатам исследования iKS-Consulting, во II квартале 2008 года абонентская база домашнего широкополосного доступа в Москве увеличилась на 180 тыс. Общее число зарегистрированных абонентов достигло 2,33 млн, а уровень проникновения составил 59 % всех домохозяйств столицы. При этом в агентстве отмечают, что по мере приближения рынка к насыщению растет доля неплатящих абонентов – подключившихся в рамках «бесплатных» акций или отключенных за неуплату, но учитываемых в абонбазе. В этом рынок широкополосного доступа повторяет ситуацию на рынке сотовой связи, считает iKS-Consulting. Используя опросные методы, агентство оценивает долю активных абонентов на московском рынке ШПД в 85 % от общей абонентской базы, откуда следует, что реальное число пользователей составляет 2 млн, а реальный уровень проникновения – 50 %.

Распределение абонентской базы домашнего широкополосного доступа в Москве по состоянию на 30 июня 2008 года, по версии iKS-Consulting, выглядит следующим образом: «Комстар-ОТС» удерживает 35 % абонентской базы, «Акадо» – 21 %, «Корбина Телеком» – 19 %, NetByNet («Нэт Бай Нэт Холдинг») – 6 %, QWERTY («Центральный Телеграф») – 4 %, и 15 % приходится на остальных игроков. Отмечая, что в расстановке сил существенных изменений не произошло, основной тенденцией 2008 года iKS-Consulting называет дальнейшее усиление позиций лидеров рынка. Если год назад, по подсчетам агентства, на топ-5 приходилось 67 % рынка, то на конец июня 2008 года – уже 85 %. Сохранил свою долю на уровне 35 % «Комстар-ОТС» («Стрим» и МГТС), хотя всплеск в конце предыдущего года не прошел для компании незаметно: ARPU в I квартале снизился на 23 % по сравнению с IV кварталом 2007 года. На 1 % выросли доли «Акадо» и «Корбины Телеком», которым тем не менее в ближайшем будущем догнать лидера не удастся – количество новых подключений у трех ведущих операторов практически одинаково. Почти неизменной осталась абонбаза NetByNet и «Центрального Телеграфа», что в условиях растущего рынка ведет к снижению их рыночных долей – у каждой из компаний доля снизилась на 1 % за II квартал и на 2 % - за полугодие. Таким образом, к настоящему времени сформировалась «большая тройка» столичного широкополосного рынка, обслуживающая 75 % абонентов.

Говоря о домовых сетях, iKS-Consulting отмечает, что, несмотря на острую конкуренцию, им удается обеспечивать лояльность своих пользователей, и сокращение их совокупной абонбазы происходит в основном вследствие приобретения таких компаний лидерами рынка. При этом, как отмечают в агентстве, привлекательные активы на московском рынке еще имеются: в Москве по-прежнему действует почти 150 не входящих в телекоммуникационные холдинги домашних сетей, из них у шести абонбаза превышает 15 тыс.

По прогнозам iKS-Consulting, до конца года число зарегистрированных пользователей достигнет 2,7 млн. При этом в случае сохранения существующей политики учета абонентов операторами разрыв между числом зарегистрированных и активных пользователей продолжит увеличиваться.

Результаты исследования московского рынка домашнего широкополосного доступа опубликовала и компания J’son & Partners. По подсчетам этого агентства, за второй квартал 2008 года московский рынок домашнего широкополосного доступа увеличился на 72 тыс. подключений и по состоянию на конец июня его общий объем составил более 2,17 млн подключений. Уровень проникновения за два квартала увеличился на пять процентных пунктов и составил 47,5 %. По оценкам J’son & Partners, к концу этого года к широкополосному доступу подключится более половины всех московских семей.

По состоянию на конец июня 2008 года 36 % рынка (782 тыс. абонентов) «домашнего» широкополосного доступа в Москве занимала компания «Комстар-ОТС» («Комстар-Директ» и МГТС). Второе место принадлежит компании «Акадо-Столица», занимающей 22,3 % рынка (485 тыс. абонентов). Столь значимый рост по сравнению с другими игроками компания продемонстрировала среди прочего за счет более низкого уровня оттока абонентской базы: по данным компании, уровень ежемесячного оттока абонентской базы составил 1-1,3 %. Тройку лидеров замыкает Ethernet-провайдер «Корбина Телеком» с 19,6 % рынка (425 тыс. абонентов). Темпы роста этого лидера подключений по I кварталу 2008 года в последние три месяца несколько снизились. Четвертое место в Москве по количеству подключений занимал «Нэт Бай Нэт» – 8,3 % рынка (180 тыс. абонентов). Остальные 13,8 % московского рынка делят между собой компании «ЦенТел», (QWERTY), «Корвет Телеком», «Старнет» и около двух сотен более мелких провайдеров, у каждого из которых доля рынка менее 1 %, а территория покрытия, как правило, не превышает одного муниципального района.

J&P ожидает, что к концу 2008 года количество «домашних» широкополосных подключений в Москве достигнет 2,54 млн. Таким образом, за 2008 год проникновение широкополосного доступа в Москве должно вырасти с 47,5 % до 54,3 % всех домохозяйств. Помимо этого в агентстве отмечают, что если в прошлом году ключевым фактором прироста были продажи (подключение новых пользователей Интернета), то в 2008 году, при очевидном замедлении темпов роста рынка, ключевым становится именно уровень удержания клиентов.

Если сравнивать данные этих двух исследований, то можно заметить незначительное расхождение в цифрах, что обычно объясняется погрешностями методики. С другой стороны, оба результата дают новую картину структуры распределения абонентской базы между основными интернет-операторами столицы: разница заключается в том, что в предыдущих опубликованных исследованиях различных агентств была приведена информация по оператору кабельного ТВ «Комкор-ТВ», переименованного в «Акадо-Столица» в результате ребрендинга компании (см. новость раздела операторы связи от 28 марта 2008 г.), и не были учтены абонентские базы приобретенных «Акадо» компаний, впоследствии также перешедших под единый бренд, что вызывало недовольство оператора опубликованными результатами (см., например, новость раздела широкополосный доступ от 5 мая 2008 г.). Сейчас агентство J’son & Partners в новом релизе приводит уточненные данные по рынку ШПД на первый квартал 2008 года, когда «Акадо-Столица» вырвался на второе место, потеснив «Корбину Телеком» и заняв 19,5 % рынка, в то время как «Корбина Телеком» имела 18,7 %, а лидер рынка «Комстар-ОТС» – 35,7 %.

Если рассматривать исследования других аналитиков, то, например, ComNews Research последние данные по рынку частных интернет-пользователей в Москве приводит на январь текущего года, причем на результаты этого исследования достаточно негативно отреагировали сами игроки рынка (см. новость раздела широкополосный доступ от 21 февраля 2008 г.). Что касается приведенных выше результатов исследования iKS-Consulting и J’son & Partners, то лидеры рынка в целом согласны с полученными данными.

Так, «Акадо-Столица» приводит сходные данные по абонентской базе по состоянию на конец первого полугодия 2008 года: в сети «Акадо» услугами ШПД пользовались 483 тыс. человек, услугами цифрового ТВ – 300 тыс. человек, услугами аналогового ТВ – 852 тыс. человек, доля на рынке ШПД во втором квартале составляет 22,3 %. При этом руководитель пресс-службы «Акадо-Столица» Дмитрий Захаров уточняет, что «Акадо» не дает оценки рынка в том, что касается положения на нем других игроков.

Официальные данные «Комстар-ОТС» будут опубликованы в конце августа – начале сентября, поэтому пока в компании никаких цифр не сообщается. Что касается исследований аналитиков, то директор по связям с общественностью «Комстар-ОТС» Елена Серегина дала следующий комментарий: «Мы сами не оцениваем доли рынка, так как считаем, что это некорректно делать, не зная объективных долей конкурентов, ведь не все игроки предоставляют официальные данные. Не хочется подвергать сомнению показатели, приведенные аналитиками, но «Комстар-ОТС» считает, что отработанного метода сравнения долей рынка сейчас нет». Прочие игроки «большой пятерки» пока не отреагировали на результаты приведенных исследований.

Что касается тенденций развития столичного рынка ШПД, то общим положением является снижение темпов роста рынка: «Из исследования iKS-Consulting можно сделать вывод, что реальный рост проникновения на рынке замедлился. По сути, количество «живых» абонентов сейчас близко к уровню конца прошлого года. Конечно, велика вероятность, что третий квартал изменит ситуацию: рост маркетинговый активности операторов, проводящих различные сезонные акции, может привести к увеличению абонентской базы. Другое дело, что, как это в свое время было на рынке сотовой связи, может ухудшаться качество абонента – новые пользователи будут отличаться низкой лояльностью, вполне возможно возникновение долгосрочной тенденции к снижению ARPU, которая будет преодолена только после активного развития дополнительных услуг. Конечно, продолжится консолидация рынка за счет скупки домовых сетей, так как в текущих условиях это самый быстрый способ увеличения клиентской базы», – считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева.

«Акадо» соглашается с этим и планирует «перестроиться» в соседний – еще недостаточно развитый – сегмент рынка: «Мы предполагаем, что бурный рост рынка ШПД закончится в этом году. Уровень проникновения, по нашим расчетам, составит 70-75 %. Следующим бурно растущим рынком станет рынок цифрового телевидения, который сейчас находится примерно в той же стадии развития, которая была характерна для рынка ШПД 3-4 года назад, – говорит Дмитрий Захаров и делится планами компании на ближайшее будущее по развитию на московском рынке ШПД: - Планы развития простые: до конца года покрыть сетью всю Москву, а в следующем году начать активно застраивать ближайшее Подмосковье. Осенью запустить услугу ТВ высокой четкости (HDTV) и изменить концепцию бизнеса. Согласно новой концепции телевидение станет основной услугой, а Интернет будет предоставляться абонентам как обязательное приложение к телевидению».

Рубрики: Интернет, Маркетинг