Мобильный Интернет одомашнили

Сотовый оператор «ВымпелКом» («Билайн») совместно с производителями оборудования Huawei Technologies и ZTE Corporation официально объявил о запуске на российском рынке «коробочного» решения «Билайн Интернет Дома», хотя эта услуга уже была доступна в некоторых регионах РФ и ранее. В ее рамках оператор предлагает доступ в Интернет со стационарного компьютера или ноутбука с использованием технологий мобильной передачи данных как сетей второго (GPRS/EDGE), так и третьего (UMTS/HSDPA)- поколений. Старт розничных продаж этого продукта намечен на 21 июля 2008 года, планируемый объем первой поставки – 400 тысяч штук во все регионы страны.

Напомним, что еще в апреле 2008 года «Билайн» объявил о запуске специализированного предложения, ориентированного на активных пользователей мобильного доступа в Интернет. Особенностью инициативы стал избирательный старт нового предложения: в одном только округе, Приволжском, где были выбраны всего 2 города – Нижний Новгород и Саратов. Далее в нескольких регионах, уже за пределами ПФО, было запущено предложение «Билайн Интернет Дома» – в Воронеже, Орле (ЦФО) и Ростове-на-Дону (ЮФО), а с мая – в Великом Новгороде (СЗФО, см., например, новость nn.ict-online.ru раздела «Мобильный Интернет» от 16 апреля 2008 г.).

Решение «Билайн Интернет Дома» состоит из USB-модема производства компаний ZTE или Huawei, а также SIM-карты «Билайн» со специальным тарифным планом на передачу данных. Оба модема поддерживают работу в сетях третьего поколения (3G). Одной из особенностей предложения в компании считают простоту использования: для первого выхода в Интернет достаточно сделать четыре шага: вставить SIM-карту в модем, соединить модем с компьютером, после автоматической установки программы запустить приложение «Билайн Интернет Дома» и нажать кнопку «Соединить». После запуска интернет-браузера абонент может начинать работу в сети Интернет. Отсутствие необходимости установки драйверов обусловлено, в частности, тем, что программное обеспечение хранится на самом модеме и активируется в момент его подключения к компьютеру, а настройки сети «Билайн» осуществляются автоматически.

По словам представителей компании «Билайн», основные пользователи «Домашнего Интернета» - студенты и «белые воротнички», возрастная аудитория от 16 до 31 года. Первой группой мобильный доступ в Интернет может быть востребован для учебы и развлечений, второй - для поиска информации, работы с электронной почтой и чтения новостей. Комплект подключения стоит 1995 рублей, в него включен тарифный план «Пакет 20» со стартовым балансом 50 рублей. Тарифный кейс представлен пакетами трафика разного объема, а также тарифом «Ночной Безлимит». Модем также поддерживает мобильные сети 3G – сервис «Билайн Интернет Дома» автоматически настроится на работу в них. Напомним, что на данный момент у «Билайна» запущенных в коммерческую эксплуатацию сетей 3G нет: недавно оператор запустил в тестовую эксплуатацию сеть 3G в Самаре, а кроме того, готовится старт таковой в Петербурге, где уже, напомним, работают сети третьего поколения у ближайших конкурентов из «большой тройки» - «МегаФона» (см. новость spbIT.ru раздела 3G от 19 июня 2008 г.) и МТС (см. новость spbIT.ru раздела 3G от 29 мая 2008 г.).

Как отметила руководитель департамента по развитию нового бизнеса компании «ВымпелКом» Диана Самошкина, по данным компании, в России почти половина владельцев домашних компьютеров не пользуется Интернетом, при этом 38 % из них не имеет для этого технической возможности. Для такого класса людей, в частности, предусмотрена услуга компании.

На этапе выбора поставщика оборудования для данного проекта крупным вендорам было предложено поучаствовать в конкурсе. Выиграли две компании - Huawei Technologies Co.Ltd и ZTE Corporation, специализирующиеся на поставке телекоммуникационного оборудования и сетевых решений. Работа по проекту с «Вымпелком» началась с сентября 2007 года, в феврале он апробировался в Нижнем Новгороде, а апрель был отведен под кастомизацию итогового продукта.

Несмотря на то что эти вендоры являются партнерами большого количества сотовых операторов по предоставлению оборудования для подобных сервисов, для компании «ВымпелКом» была сделана особая кастомизация продукта. В частности, был полностью изменен интерфейс - он был максимально приближен к файловому меню,  также к нему были добавлены фирменный логотип и поддержка русского языка. «За счет использования нашего научно-исследовательского потенциала и возможностей для полной и быстрой кастомизации корпорация ZTE намерена создать серьезный бренд в области терминальных решений UMTS/HSDPA в странах СНГ», - сказал вице-президент ООО «ЗТИ-технологии» Ляо Сюэци. Что касается Huawei, то и эта компания еще в прошлом году обрисовала свои претензии на этот сегмент (см. новость раздела 3G от 6 сентября 2007 г.).

Однако конкурентную ситуацию для указанных партнеров осложняет тот факт, что у других игроков «большой тройки» уже есть схожие предложения, ориентированные на мобильную передачу данных, не говоря уже о том, что этом сегменте активно работает оператор «Скай Линк». Так, ОАО «Мобильные ТелеСистемы» некоторое время назад вывело на рынок решение «МТС Коннект». Предложение «МТС Коннект» представляет собой комплект оборудования по единой для всей России цене: стоимость комплекта на всей территории Российской Федерации составляет 4,9 тыс. рублей. Данное решение является комбинацией тарифного плана «Коннект» и брендированного оборудования для мобильного доступа в Интернет. При этом оборудование предлагается в двух вариантах: USB-модем и PCMCI-карта. Поставщиком оборудования для «МТС Коннект» является компания Huawei Technologies. Обе модели оборудования поддерживают технологии GPRS/EDGE/UMTS (см. новость spbIT.ru раздела МТС от 13 февраля 2008 г.). Недавно МТС запустили совместный проект по продвижению бюджетных ноутбуков, оснащенных решением «МТС-Коннект». Решение представляет собой брендированный модем или PC-карту, работающую только в сети МТС (с поддержкой 3G), тарифный план, предназначенный для работы в Интернете (см. новость nn.ict-online.ru раздела «Мобильный Интернет» от 12 февраля 2008 г.).

«МегаФон» также имеет в своей линейке тариф, ориентированный на активных интернет-пользователей – «МегаФон-Модем». Однако, хотя он состоит из USB-модема и специального тарифного плана, данный продукт не является полноценным «коробочным» решением. При этом одним из регионов, где началось его активное продвижение, был также ПФО (см., например, новость nn.ict-online.ru раздела «Мобильный Интернет» от 7 апреля 2008 г.). Кроме того, в рамках федерального проекта был запущен продукт «МегаФон-3G Модем» (см., например, новость spbIT.ru раздела 3G от 6 июня 2008 г.).

Что касается наиболее серьезного в этом сегменте игрока – компании «Скай Линк», работающей по технологии CDMA-450, - то он с самого начала появления данного бренда на российском рынке делал ставку именно на мобильную передачу данных. Доля этого сервиса в общем объеме выручки «Скай Линк» выросла за 2007 год с 16 до 29 % (данные на январь 2006 года – 7 %), в январе 2008 года превысила 30 % и продолжает расти. Совокупный трафик передачи данных абонентов «Скай Линк» в 2007 году вырос на 309 % (с 20 до 82 Тбайт), а в январе 2008 года составил 93,5 Тбайт (см. новость раздела «Скай Линк» от 7 марта 2008 г.). Основную ставку «Скай Линк» сейчас делает на технологию EV-DO, которая позволяет достигать скоростей до 2,4 Мбит/с, и также ее модернизированный вариант – EV-DO Rev.A – до 3,1 Мбит/с (плюс к этому она обеспечивает более высокую скорость обратного канала – до 1,8 Мбит/с). Недавно Rev.A, стала доступна в коммерческом режиме в трех городах – Москве, Петербурге и Екатеринбурге (см. новость раздела «Мобильный Интернет» от 23 мая 2008 г.). Кроме того, в начале месяца «Скай Линк» пополнил линейку оборудования несколькими интернет-модемами, а также многофункциональным EV-DO-роутером c поддержкой Wi-Fi/Ethernet (см. новость раздела «Мобильный Интернет» от 10 июля 2008 г.).

Примечательно, что руководство «Скай Линк» не беспокоится по поводу пришествия услуг 3G со стороны GSM-операторов и считает, что эти инициативы работают только на пользу их компании. «Чем больше бюджетов тратится на продвижение тематики услуг третьего поколения, которые мы уже де-факто предоставляем, чем больше об этом пишут и говорят, тем лучше для рынка и, соответственно, для нас. Потребитель становится заинтересованным в таких услугах, а их пока можем предоставить фактически только мы», - так, в частности, прокомментировала этот вопрос генеральный директор ЗАО «Скай Линк» Гульнара Хасьянова.

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: Билайн, МТС, 3G, МегаФон