«Ростелеком» обозначил вехи. Своего дальнейшего развития

Топ-менеджмент ОАО «Ростелеком» обнародовал недавно защищенную на совете директоров стратегию развития компании на ближайшие 4 года. Основными задачами, которые она должна будет решить за этот период, являются трансформация компании в универсального оператора, оказывающего полный комплекс услуг корпоративным и частным клиентам на территории РФ и за ее пределами, а также переход к новым стандартам работы. Это первый случай в истории «Ростелекома», когда он создает планы на столь длительное время: ранее компания формировала их как максимум на 2 года.

Полное название документа, который недавно единогласно был принят на совете директоров, звучит так: «Основные направления стратегического развития ОАО «Ростелеком» на 2008 – 2012 гг.». В основном документ посвящен их описанию, и поэтому, как пояснил генеральный директор ОАО «Ростелеком» Константин Солодухин, в данном варианте стратегии не представлено цифр. Они появятся на следующем этапе, когда будут формироваться конкретные практические шаги, по планам это должно произойти к III кварталу 2008 года.

Генеральный директор ОАО

Как рассказал г-н Солодухин, одним из первых пунктов в программе было принято решение диверсифицировать политику и выйти за рамки рынка предоставления международной и междугородней связи, на котором сейчас в основном и сосредоточена компания. Причем этот процесс должен проходить с учетом стратегического партнерства в рамках холдинга «Связьинвест» с межрегиональными компаниями связи. Было предложено несколько сценариев дальнейшего развития компании. За основу был принят сценарий, согласно которому «Ростелеком» будет являться единым оператором холдинга «Связьинвест» по продажам услуг и обслуживанию федеральных и корпоративных клиентов на территории всей РФ. То есть это те клиенты, которые географически не ограничены пределами одного субъекта или территорией федерального округа. Сегодня межрегиональные компании связи по отдельности не могут оказывать ряд услуг, необходимых таким клиентам, из-за территориальных ограничений существующих лицензий. В связи с этим «Ростелеком» готов оказывать необходимые услуги связи для федеральных заказчиков, действуя в том числе и как агент МРК.

Вторая стратегическая задача компании – активизация в регионах в корпоративном сегменте и запуск услуг широкополосного доступа для физических лиц. В сегменте бизнес-клиентов акцент будет делаться на местную связь, т.к. компания уже активно работает на местах по таким направлениям, как предоставление доступа в Интернет и дальней связи, а услуга телефонии оказывается только в Московском регионе. Что касается ШПД-услуг для населения, то напомним, что сейчас все семь МРК активно развивают ADSL-услуги для населения. Как отметил Константин Солодухин, противоречия и внутренней конкуренции здесь нет – по ШПД речь идет лишь о некоторых регионах, где выход «Ростелекома» мог бы оказаться синергетическим и увеличить на местном рынке совокупную долю «Связьинвест». При этом для обеспечения «последней мили» «Ростелеком» рассматривает как вариант приобретения сторонних активов и игроков, так и самостоятельное строительство сетей.

В целом «Ростелеком» исходит из того, что в силу развития конкуренции на рынке дальней связи (а также повсеместного запуска hot-chooice, который рано или поздно произойдет), где сейчас сфокусирован основной бизнес «Ростелекома», его доля будет снижаться, что уже и фиксируется наблюдателями. Поэтому оператор собирается стать универсальным игроком, закрепив этот переход разработкой и внедрением единых стандартов оказания услуг и обслуживания абонентов как «Ростелекомом», так и межрегиональными компаниями. При этом, если разработкой стандартов займется «Ростелеком», то координирующая роль в этом процессе закреплена за «Связьинвестом».

Ближайшие коммерческие инициативы компании, представленные г-ном Солодухиным, разбиты по сегментам рынка. Так, в сегменте оказания услуг дальней связи для населения компания не намерена сдавать позиции, и разрабатываемая маркетинговая политика будет изменена в сторону усиления конкурентной борьбы с другими активными игроками. Предполагается расширение линейки продуктов для массового абонента, причем не только на базе собственной инфраструктуры, но и используя возможности межрегиональных компаний. В пакет услуг планируется добавить, в частности, ШПД.

«Корпоративный» сегмент рынка будет усилен за счет привлечения новых и удержание имеющихся крупных корпоративных клиентов и госструктур федерального уровня. Еще одним сегментом, на котором мы фокусируемся, является межоператорский рынок. Здесь «Ростелеком» намерен увеличить доходы от услуг магистрального доступа в Интернет, в том числе и за счет синергии с компанией «РТКомм.ру». Что касается международного рынка, то «Ростелеком» планирует присутствовать на территории стран СНГ прежде всего путем участия в развитии магистральных сетей IP, причем различными методами – от банального обмена трафиком до участия в приватизации активов», - прокомментировал Константин Солодухин. По его словам, предполагается три модели развития на международном рынке – оптовая (транзит голосового трафика и трафика передачи данных), розничная модель для корпоративных клиентов (организация услуг связи для транснациональных компаний), вывод имеющихся услуг «Ростелкома», в частности услуги интеллектуальных сетей, на территории стран СНГ. При этом, если в ближайшей перспективе «Ростелеком» заинтересован в активах на территории СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона, то в дальнейшей – на территории Европы и Ближнего Востока.

Основной инициативой на оптовом рынке, которая будет реализована в ближайшее время, стало то, что «Ростелеком» готовится стать оператором и сервис-провайдером в области дополнительных и инновационных услуг (ИСС) для других игроков, которые смогут строить свои бизнесы на базе инфраструктуры компании. «Ростелеком» собирается создать отдельного игрока – федерального сервис-провайдера, который, как планируется по одному из сценариев, может быть создан на базе дочерней «Зебры Телеком», которая сейчас активно занялась различными допуслугами. Что касается политики «Ростелекома» по отношению к зависимым компаниям, то они будут консолидированы – в частности, в Московском регионе на базе местного филиала оператора будет создана единая структура, которая вберет в себя также «Глобус Телеком» и МЦ НТТ.

Ключевыми поддерживающими инициативами компании станут модернизация своей технической инфраструктуры для внедрения новых услуг (дата-центры, колл-центры, организация DWDM-сетей и т.д.). Также будет проведена модернизация биллинга для реализации ключевых коммерческих инициатив и создания системы управления услугами компании.

Напомним, что в начале июля 2008 года были объявлены консолидированные результаты деятельности ОАО «Ростелеком» за 2007 год по МСФО. Консолидированные доходы компании за 2007 год увеличились на 4,9 % - до 64 602,0 млн рублей. Рост междугородного трафика по итогам 2007 года составил 4,7 %, входящего международного – 24,4 %. Объем исходящего международного трафика уменьшился по сравнению с 2006 годом на 5,8 %. Доходы от прочих услуг выросли по сравнению с 2006 годом на 29,2 % и составили 6877,0 млн рублей. Позитивная динамика этих доходов была в значительной степени обусловлена активным развитием и продвижением услуг доступа в Интернет для операторов и корпоративных клиентов, услуг интеллектуальной сети связи, а также увеличением предоставления услуг эксплуатационно-технического обслуживания (см. новость раздела «Операторы связи» от 1 июля 2008 г.). В мае 2008 года ОАО «Ростелеком» объявил финансовые результаты деятельности за I квартал 2008 года по РСБУ. Выручка ОАО «Ростелеком» за этот период составила 15 355,7 млн рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 1 %. (см. новость раздела «Операторы связи» от 6 мая 2008 г.).


Подробности

ОАО «Ростелеком» - национальный оператор связи России. Компания владеет и управляет собственной телекоммуникационной сетью общей протяженностью 150 тыс. км. Крупным акционером компании является холдинг ОАО «Связьинвест» - ему принадлежит 50,67 % акций, 49,33 % акций находятся в свободном обращении. «Ростелеком» имеет прямые международные выходы на сети более 140 операторов связи в 72 странах, участвует в 25 международных кабельных системах и взаимодействует с 450 операторами и компаниями. С конца прошлого года должность гендиректора ОАО «Ростелеком» занимает Константин Солодухин, перешедший сюда с аналогичной должности в компании «Межрегиональный ТранзитТелеком».

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование, Финансы

Ключевые слова: Интернет-провайдеры, широкополосный доступ, фиксированная связь, Ростелеком, Зебра